Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей Казакова Д.А., Башинского Д.А.,
по докладу Башинского Д.А.,
при секретаре Корольковой А.А.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Карповой Валентины Константиновны на решение Центрального районного суда г. Сочи от 05 июня 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Карпова Валентина Константиновна обратилась в Центральный районный суд г. Сочи с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Департамента социальной защиты населения Краснодарского края и администрации г. Сочи.
В обоснование заявленных требований указала, что решением Центрального районного суда города Сочи от 01.06.2012 удовлетворено её заявление об оспаривании решения администрации г. Сочи, выразившееся в отказе во включении заявителя в список льготной очереди "Участник ВОВ" в качестве нуждающейся в жилых помещениях по Центральному району г. Сочи. Суд обязал администрацию г. Сочи включить её в льготный список очереди "Участник ВОВ" в качестве нуждающейся в жилых помещениях по Центральному району г. Сочи. Решение вступило в законную силу. Во исполнение указанного решения суда, постановлением администрации г. Сочи от 06.10.2010 заявитель включена в льготные списки "Участники ВОВ", учетный номер-183. Однако, согласно письму Департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 11.09.2011 N 46-11-13-102 ей было отказано в обеспечении жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714. Считает, что действиями Департамента социальной защиты населения Краснодарского края нарушены её права, так как специалистами была неверно истолкована норма закона. Она является ветераном ВОВ, нетрудоспособна и имеет право на льготы, установленные ФЗ от 12.01.1995г, N5-ФЗ "О ветеранах". Заявитель является участницей Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для участников ВОВ, что подтверждается удостоверением серии И N 498810, выданным 13.04.2004г. Гомельским городским военным комиссариатом, вкладышем к удостоверению, выданным ВК г. Сочи Краснодарского края. Следует учитывать, что ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки для инвалидов Великой отечественной войны, в числе которых предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах". Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (подл. 4 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"). Статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О ветеранах" предусмотрено обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-Ф3, от 21.12.2009 N 327-Ф3); по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
-инвалидов Великой Отечественной войны;
-участников Великой Отечественной войны
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летаем Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (
умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Данным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем. В разделе I приложения к Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О ветеранах" на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах". Таким образом, приведенная норма приравнивает статус участника ВОВ по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Однако согласно письму Минрегиона РФ от 19.03.2010 N 10496-СК/07 "По вопросу обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны" следует, что разделами I и II приложения к Федеральному закону "О ветеранах" определено, что ветеранам боевых действий, указанным в данных разделах, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Тем самым законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет до 1 марта 2005г. не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не подлежат. Вместе с тем, в Указе Президента РФ конкретно не указывается, на кого именно распространяется данный указ, на участников ВОВ или приравненных к ним в силу закона, и в какой период военных действий. Кроме того, исходя из верховенства закона видно, что Федеральным законом "О ветеранах" ветеранам боевых действий, указанным в разделе N1 приложения, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, по обеспечению жильем, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, то есть распространяется их действие в рамках Указа Президента, а письмо Минрегионразвития отменяет их действие. По мнению заявителя, руководствоваться при определении прав участников ВОВ следует федеральными законами, а не разъяснениями министерств. Статья 76 Конституции РФ гласит, что в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Согласно ст. 13 ГПК РФ судебные акты обязательны для исполнения. Статьей 14 ФЗ от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" законодатель особо подчеркивает, что по содержанию рассматриваемый нормативный акт имеет целью создание достаточных условий ветеранам, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Жилые помещения предоставляются инвалидам с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. По этим основаниям заявитель считает, что в результате неправомерных действий Департамента социальной защиты Краснодарского края создаются препятствия к осуществлению её прав, просит признать незаконными действия (бездействия) Департамента социальной политики Краснодарского края и обязать Департамент социальной политики Краснодарского края обеспечить ее жилым помещением в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714, в порядке льготной очереди "Участники ВОВ" по Центральному району города Сочи.
В судебном заседании Департамента социальной защиты населения Краснодарского края по доверенностям Романова О.Г. и Соколова М.А. возражали против удовлетворения заявления Карповой В.К.
Обжалуемым решением Центрального районного суда города Сочи от 05 июня 2012 года суд в удовлетворение заявленных требований отказал.
С указанным решением суда Карпова В.К. не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить указанное решение суда, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Установлено, что письмом департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 21.09.2011 года ей было отказано в обеспечении жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008г. N 714.
Заявление Карповой В.К. в суд об обжаловании действий Департаментом социальной защиты населения Краснодарского края и администрации города Сочи поступило в суд Центрального района г. Сочи 10.04.2012 года, т.е. по истечении 6 месяцев. Сведения об уважительности пропуска заявителем предусмотренного законом 3 -месячного срока на обжалование решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления суду не представлены, заявление о восстановлении пропущенного срока в материалах дела отсутствует.
В соответствии с Законом РФ от 27.04.1993г. N 4866-1 (в редакции от 09.02.2009г.) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" предусмотрено, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, - предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц государственных служащих нарушены его права и свободы.
Статьей 5 названного закона предусмотрено, что для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ, срок обращения с заявлением в суд начинает идти с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске заявителем без уважительных причин указанного срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, согласно материалов дела, Карпова В.К. на основании удостоверения серии И N " номер обезличен ", выданного Гомельским городским военным комиссариатом Республики Беларусь 13.04.2004 года, имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников Великой отечественной войны (л.д. 14).
Согласно материалов дела, из справки Центрального архива Министерства обороны РФ N " номер обезличен ", выданной в декабре 1997 года, следует, что Карпова В.К. проходила службу в период с июля 1954 года по декабрь 1956 года в войсковой части 04130, которая с 24.10.1956 года по 10.11.1956 года принимала участие в боевых действиях в Венгрии. Решением Центрального районного суда г. Сочи от 01.06.2010 года, вступившим в законную силу 15.06.2010 года, заявление Карповой В.К. об оспаривании решения администрации города Сочи - отказе во включении в список льготной очереди "Участники Великой Отечественной войны" в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Центральному району г. Сочи удовлетворено, на администрацию города Сочи возложена обязанность включить Карпову В.К. в список льготной очереди "Участники ВОВ" в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Центральному району г. Сочи.
Указанное решение администрацией г. Сочи исполнено, постановлением Администрации г. Сочи от 06.10.2010 года Карпова В.К. включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории "Участники Великой Отечественной войны", учетный номер в указанном списке - " номер обезличен "
Таким образом, администрацией г. Сочи вышеуказанное решение суда исполнено, в связи с чем, в отношении администрации города Сочи суд не усматривается какого - либо бездействия. При этом указанным решением суда не возложено каких-либо обязанностей на Департамент социальной защиты населения Краснодарского края.
В соответствии со ст.23.2 Федерального Закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ о ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти объектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16, 21 указанного закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, полномочия по обеспечению категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На территории Краснодарского края предоставление мер социальной поддержки обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны регулирует Закон Краснодарского края от 28 июня 2006 года N 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий", который определяет предоставление гражданам социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
Предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность осуществляется в соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 года N 808 (в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края (от 880) от 07.09.2009 "N 777") "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий".
Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено, что функции, с проведением мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность категориям граждан перечисленных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 23.2 Федерального закона "О Ветеранах" и в статье 17 Федерального закона "О социальной видов в Российской Федерации", принятых в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края до предельного срока на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с "Порядком" осуществляет Департамент социальной защиты населения Краснодарского края совместно с департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.
В соответствии с п. 14 названного постановления на основании списков претендентов, представленных органами местного самоуправления, специально уполномоченный орган Краснодарского края формирует сводные списки претендентов отдельно по категориям, перечисленным в "абзацах втором" и "третьем пункта 8" настоящего Порядка.
Пунктом 26 названного постановления предусмотрено, что учетные дела, сформированные в соответствии с "пунктом 13" настоящего Порядка, с документами, представленными в соответствии с "пунктом 21" настоящего Порядка, и учетные дела, сформированные при принятии на учет граждан, включенных в предварительные списки и давших согласие на получение социальной выплаты, передаются органами местного самоуправления для проверки в специально уполномоченный орган Краснодарского края.
В соответствии со ст. 27 названного постановления, специально уполномоченный орган Краснодарского края, не подменяя функций органов местного самоуправления в сфере учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляет проверку представленных органами местного самоуправления учетных дел, указанных в "пункте 26" настоящего Порядка, на предмет соответствия условиям предоставления социальной выплаты, установленным "пунктом 1" настоящего Порядка.
Предварительные списки с изменениями, внесенными в них в порядке, предусмотренном "пунктами 24", "31" настоящего Порядка, утверждаются руководителем специально уполномоченного органа Краснодарского края (далее утвержденные списки) (п.32 постановления).
Департамент социальной зашиты населения Краснодарского края на основании списков граждан - претендентов на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения в собственность, утвержденных руководителем департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, и документов, удостоверяющих статус граждан, готовит проекты распоряжений главы администрации (губернатора) Краснодарского края о предоставлении гражданам социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность.
Оспариваемым ответом Департамента социальной защиты населения Краснодарского края заявителю дан ответ об отказе в обеспечении жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года N714 со ссылкой на разъяснение Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 марта 2010 года N 10496-СК/07.
Согласно разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 марта 2010 года N 10496-СК/07 разделами 1 и 2 приложения к Федеральному закону "О ветеранах" определено, что ветеранам боевых действий, указанным в данных разделах, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе и по обеспечению жильем, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет, законодатель не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме.
Доводы заявителя о том, что указанные разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации противоречат федеральному закону, суд признает не состоятельными, так как Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 именно на Правительство РФ возлагается разработка законодательного механизма обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, финансовое обеспечение этого механизма на плановый период до 2011 года и обеспечение заключения соответствующих соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве регионального развития РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 года N 40, Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Принимая во внимание изложенное, а также пропуск заявителем без уважительных причин срока на оспаривание действий Департамента социальной защиты населения Краснодарского края, выразившихся в отказе в предоставлении жилого помещения в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года N 714, изложенном в ответе от 21.09.2009 года, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку направлены на ошибочное толкование норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Юридически значимые обстоятельства определены судом верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения.
Нарушений норм материального и процессуального права районным судом допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 05 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Карповой Валентины Константиновны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.