Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей Казакова Д.А., Башинского Д.А.,
по докладу судьи краевого суда Башинского Д.А.,
прокурор Гребенюк О.Б.,
при секретаре Фоменко А.А.,
слушала в открытом судебном заседании материал по апелляционному представлению помощника прокурора Крыловского района Кекало О.В. на определение Крыловского районного суда от 28 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Крыловского района обратился в суд с иском об обязании ЗАО "Родник Кавказа" выполнить мероприятия инвестиционной программы. Принятой решением Совета Крыловского сельского поселения от 24.12.2010 года N "Об утверждении инвестиционной программы ЗАО "Родник Кавказа" на 2011 год.
Обжалуемым определением Крыловского районного суда от 28 мая 2012 года суд прекратил производство по иску прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО "Родник Кавказа" об обязании мероприятий инвестиционной программы.
В апелляционном представлении помощник прокурора Крыловской прокуратуры Кекало О.В. просит определение суда отменить и разрешить вопрос по существу. В обоснование доводов жалобы указал, что указанное определение незаконно и необоснованно, поскольку вынесено при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Гребенюк О.Б., судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, что прокурор, обращаясь в суд с иском должен осуществлять выбор способов защиты нарушенного права и формулировать заявленные требования не только в строгом соответствии с общими нормами права, но и специальными добиваясь тем самым реальной защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов граждан, общества и государства, что будет способствовать вынесению законного, обоснованного решения, отвечающего, в том числе и требованиям исполнимости. Относительно выбора конкретного способа защиты права суд считает необходимым отметить, что в соответствии со ст.ст. 1,2,11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ.
Прокурор, обращаясь в интересах неопределенного круга лиц, то есть граждан Крыловского сельского поселения, с настоящими исковыми требованиями, обосновывает их необходимостью обязания ответчика исполнить мероприятия указанные в инвестиционной программе принятой Решением Совета Крыловского сельского поселения от 24.12.2010 года N "Об утверждении инвестиционной программы ЗАО "Родник Кавказа" на 2011 год", ссылаясь на нарушение ответчиком конституционного права граждан на жилище.
Из содержания исковых требований следует, что акт органа местного самоуправления, а это Решение Совета Крыловского сельского поселения от 24.12.2010 года N "Об утверждении инвестиционной программы ЗАО "Родник Кавказа" на 2011 год" свидетельствует о возникновении у ответчика ЗАО "Родник Кавказа" обязанности перед населением Крыловского сельского поселения по направлению денежных средств, полученных от применения надбавки к тарифу, на выполнение мероприятий инвестиционной программы, а поскольку эти денежные средства на эти мероприятия не направлены, у населения Крыловского сельского поселения в силу требований ст. 309 ГК РФ, ст. 396 ГК РФ главы 25 ГК РФ возникло право требовать от ответчика выполнения мероприятий инвестиционной программы, принятой решением Совета Крыловского сельского поселения от 24.12.2010 года N "Об утверждении инвестиционной программы ЗАО "Родник Кавказа" в пределах выручки от реализации холодной воды в части применения надбавок к тарифам за 2011 году в размере " данные изъяты " тыс.рублей.
Суд, прекращая производство по заявленным прокурором района исковым требованиям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, считает необходимым отметить, что у граждан, в интересах которых обратился прокурор района с названным иском, не возникло право требовать от ЗАО "Родник Кавказа" выполнения мероприятий инвестиционной программы, принятой решением Совета Крыловского сельского поселения от 24.12.2010 года N "Об утверждении инвестиционной программы ЗАО "Родник Кавказа" в пределах выручки от реализации холодной воды в части применения надбавок к тарифам за 2011 году в размере " данные изъяты " тыс.рублей.
Соответственно и прокурор не имеет полномочий на предъявление иска в интересах неопределенного круга лиц населения Крыловского сельского поселения. Граждане Крыловского сельского поселения и соответственно прокурор района в их интересах, относительно заявленных исковых требований могут требовать только от органа местного самоуправления решения вопроса местного значения- водоснабжения в границах поселения, а так же оспаривать размер надбавки к тарифу и целесообразность ее установления, как обязательного.
Действующее законодательство в области регулирования тарифов и надбавок организациям коммунального комплекса, не предоставляет гражданам и соответственно прокурору в их интересах права требовать выполнения организацией коммунального комплекса, то есть ответчиком по делу мероприятий указанных в утвержденной инвестиционной программе, поскольку они не являются субъектами спорного правоотношения.
Отношения между населением Крыловского сельского поселения, которые выступают абонентами по отношению к организации коммунального комплекса, регулируют лишь вопросы, связанные с количеством и качеством получаемых от организации коммунального комплекса ресурсов. Организация коммунального комплекса несет ответственность за количество и качество ресурса (холодной воды) поставляемого до границы балансового раздела, а граждане обязаны оплатить принятые ресурсы по цене установленной регулирующим органом. Из этих правоотношений не следует, что граждане, и соответственно прокурор в их интересах имеют право требовать от организации коммунального комплекса выполнения мероприятий, указанных в утвержденной представительным органом местного самоуправления инвестиционной программе.
Правоотношения, вытекающие из требований Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 года "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса", на которые ссылается прокурор в обоснование иска, не возникают между гражданами- населением Крыловского сельского поселения и ЗАО "Родник Кавказа", а возникают между органом местного самоуправления, который утвердил инвестиционную программу и утвердил надбавку к тарифу на выполнение мероприятий инвестиционной программы и ЗАО "Родник Кавказа", который, получая надбавку к тарифу на выполнение мероприятий инвестиционной программы взял на себя обязательство по выполнению этих мероприятий.
В соответствии с требованиями Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 года "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса", на который в частности и ссылается прокурор, обращаясь в суд, указано на полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок (ст.5).
Так представительные органы муниципальных образований утверждают программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, утверждают инвестиционные программы организаций к коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей публикуют информацию о тарифах и надбавках, об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а так же о результатах мониторинга выполнения этих программ, заключают с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организацией коммунального комплекса, осуществляют мониторинг выполнения инвестиционных программ принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса.
Финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих о реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования (ст. 10 ФЗ-210).
В соответствии с требованиями статьи 11 этого же закона указано о том, что представленный орган муниципального образования рассматривает и утверждает инвестиционную программу организации коммунального комплекса, устанавливает надбавку к ценам потребителей. После утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса и установления надбавок орган местного самоуправления заключает с организацией коммунального комплекса договор в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющий условия реализации утвержденной инвестиционной программы данной организации (п. 13).
В соответствии с требованиями п. 14 ст. 11 Федерального закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекс необходимость пересмотра представительным органом муниципальное инвестиционной программы и сроков ее реализации, в том числе ив случаях объективности изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих стоимость производимых ею товаров (оказанных услуг), и невозможности пересмотра надбавок к тарифам товары и услуги организации коммунального комплекса.
В соответствии с требованиями п. 14 ст. 11 Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 года "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса", указывается на возможность досрочного пересмотра тарифов и надбавок органом регулирования муниципального образования, в том числе и в случаях нарушения организацией коммунального комплекса, утвержденной инвестиционной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы.
Таким образом, Федеральный закон N 210-ФЗ от 30.12.2004 года "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса", не указывает на возникновение правоотношений между гражданами Российской Федерации жителями Крыловского сельского поселения и ЗАО "Родник Кавказа". Приведенные требования Закона свидетельствует о том, что правоотношения в связи с регулирование в том числе и надбавки к тарифу организации коммунального комплекса возникают между органом местного самоуправления и организации коммунального комплекса, соответственно и обязанность у организации коммунального комплекса возникает не перед гражданами, а перед органом местного самоуправления который утверждает инвестиционную программу организации, устанавливает надбавку к тарифам и заключает договор, проводит мониторинг, имеет право пересмотра инвестиционной программы и право на пересмотр надбавки к тарифу.
При таких обстоятельствах суд обоснованно прекратил производство по гражданскому делу по иску прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО "Родник Кавказа" об обязании выполнить мероприятия инвестиционной программы.
Доводы апелляционного представления не могут быть приняты в качестве основания к отмене определения суда первой инстанции, поскольку направлены на ошибочное толкование норм процессуального права и противоречат установленным обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену определения, не усматривается.
На основании изложенного, судебная коллегия считает определение Крыловского районного суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Крыловского районного суда Краснодарского края от 28 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление помощника прокурора Крыловского района Кекало О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
К делу 33-13259/2012
Протокол судебного заседания
" дата обезличена " " адрес обезличен "
Судебная коллегия по гражданским делам " адрес обезличен "вого суда в составе:
председательствующего " Ф.И.О. "2,
судей Казаков Д.А., Башинского Д.А.,
по докладу судьи краевого суда Башинского Д.А.,
прокурор " Ф.И.О. "3,
при секретаре " Ф.И.О. "4,
слушала в открытом судебном заседании материал по апелляционному представлению помощника прокурора " адрес обезличен " " Ф.И.О. "5 на определение Крыловского районного суда от " дата обезличена ".
Судебное заседание открыто в 10 часов 00 минут.
В судебное заседание явились:
- прокурор " Ф.И.О. "3,
Личности участников процесса установлены, полномочия проверены.
В судебное заседание остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Председательствующий выясняет мнения о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, совещаясь на месте, определила:
- рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в качестве секретаря судебного заседания, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы по основаниям, предусмотренным ст.ст.16-18 ГПК РФ.
Отводов и самоотводов не заявлено.
Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, и их представителям процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст.ст.35, 39, 48 ГПК РФ.
Права и обязанности ясны.
Председательствующий выясняет у лиц, участвующих в деле, имеются ли ходатайства до начала судебного разбирательства.
Ходатайств не заявлено.
Суд переходит к судебному разбирательству.
Судья Башинский Д.А. докладывает обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия переходит к заслушиванию объяснений лиц, участвующих в деле.
Прокурор " Ф.И.О. "3: Прошу определение суда отменить.
Вопросов нет.
Ходатайств по оглашению письменных доказательств, имеющихся в материалах дела не имеется.
Судебное разбирательство окончено.
Суд переходит к судебным прениям.
Прокурор " Ф.И.О. "3: Прошу определение суда отменить, считаю его незаконным и необоснованным.
Прения окончены. Реплик нет.
Судебная коллегия удаляется в совещательную комнату, по выходу председательствующий огласила апелляционное определение. Разъяснен порядок ознакомления с протоколом судебного заседания и принесения на него замечаний.
Судебное заседание объявлено закрытым.
Протокол судебного заседания изготовлен " дата обезличена ".
Председательствующий:
Судьи:
Секретарь с/з:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.