Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей Дунюшкиной Н.В., Башинского Д.А.,
по докладу Башинского Д.А.
при секретаре Корольковой А.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе руководителя управления социальной защиты населения в Белореченском районе Леоновой Р.Н. на решение Белореченского районного суда от 26 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Саркисян Эльмира Айказовна обратилась в суд с заявлением к Управлению социальной защиты населения в Белореченском районе и Департаменту социальной защиты населения КК о признании отказа в выдаче удостоверения на льготы неправомерным и признании права на льготы как вдове участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, умершего вследствие заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой.
Свои требования обосновала тем, что 31.08.2011 умер ее муж - Саркисян Вячеслав Владимирович, который являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и имел право на льготы согласно Закону РФ N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Она, как вдова умершего, обратилась в Управление социальной защиты населения в Белореченской районе и Департамент социальной защиты Краснодарского края для предоставления ей льгот как вдове согласно ст. 14 п. 2 и ст. 15 п. 4 указанного выше Закона и выдаче удостоверения на льготы. В октябре 2011 года она получила отказ из Департамента социальной защиты, в марте 2012 года из Управления социальной защиты населения в Белореченском районе. С данными отказами не согласна по следующим основаниям. Ее муж незадолго до смерти получил первую группу инвалидности в связи с имеющимися у него заболеваниями, скончался он от печеночно-почечной недостаточности и от рака поджелудочной железы. Решением экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов от 29.11.2011 года, было установлено, что причина смерти связана с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно ст. 14 п. 2 и ст. 15 п. 4 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 меры социальной поддержки распространяются на членов семьи, в том числе вдов, умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Рядом министерств, в том числе Минздравсоцразвития РФ, Министерством финансов РФ и Министрерством ГО и ЧС РФ издан приказ от 08.12.2006 года, которым утвержден порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием. Согласно п. 2 "г" данного порядка удостоверения выдаются также членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших вследствие чернобыльской катастрофы. Причинная связь между смертью ее супруга и воздействия на него радиации, когда он был призван военкоматом для ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1988 году, установлена, поэтому отказ в предоставлении ей льгот как вдове участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС считает незаконным. Полагает, что ответчики неправильно толкуют указанный выше приказ от 08.12.2006 года N 166-Н.
Представитель Департамента социальной защиты населения КК по доверенности Драмарецкая И.В. в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, просила в иске отказать.
Обжалуемым решением Белоречинского районного суда от 26 апреля 2012 года, суд удовлетворил исковые требования Саркисян Э.А.
С указанным решением суда руководитель управления социальной защиты населения в Белореченском районе Леонова Р.Н. не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить указанное решение суда, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя Министерства социального развития в семейной политике Краснодарского края по доверенности Горлову Л.Н. просившую решение суда отменить, Саркисян Э.А. полагавшую решения оставить без изменения, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела: муж истицы - Саркисян В.В., 09.12.1955 года рождения, умерший 31.08.2011 года (л.д. 14), являлся инвалидом первой группы по общему заболеванию и имел статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году, что подтверждается копиями справки и удостоверения на л.д. 8-11.
Саркисян Э.А., как вдова умершего, обратилась в Управление социальной защиты населения в Белореченской районе и Департамент социальной защиты Краснодарского края для предоставления ей льгот, как вдове участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего вследствие заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, и выдаче удостоверения, предоставляющего права на льготы. Документы Саркисян Э.А. были рассмотрены на заседаниях комиссии соответственно 21 сентября 2011 года и 15 февраля 2012 года. Комиссиями было принято решение отказать Саркисян Э.А. в ходатайстве перед МЧС России о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку согласно представленным документам ее супруг, Саркисян В.В., являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году, а согласно пункту 2 указанного Порядка удостоверение выдается членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в части второй статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", то есть членам семей умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986- 1987 годах. Выдача удостоверения, в частности, для вдов граждан, указанных в пункте 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, то есть граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988-1990 годах, указанным Порядком не предусмотрена.
С данными выводами ответчиков нельзя согласиться по следующим основаниям.
Приказом МЧС РФ N 728, Минздравсоцразвития РФ N 832, Минфина РФ N 166н от 08.12.2006 (ред. от 24.06.2009) утвержден "Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы". Согласно пункта "г" части 2 данного Порядка, удостоверение выдается членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 Закона.
Согласно статье 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данному праву корреспондирует конституционно- правовая обязанность государства обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных.
В результате экстраординарной по своим последствиям аварии на Чернобыльской АЭС были существенно нарушены не только право благоприятную окружающую среду, но и другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства. Названные права были ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым и обусловил возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Конституционно-правовая обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного воздействием радиации, вытекает из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, - обязанность государства, а также из статьи 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц.
В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также другим категориям граждан, которые проживали или работали на территории, подвергшейся в результате катастрофы радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, возмещается причиненный вред и предоставляются меры социальной поддержки.
Кроме того, согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки. Названная норма, по существу устанавливает в качестве основания для предоставления названным категориям граждан мер социальной поддержки смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с обусловленным чернобыльской катастрофой радиационным воздействием, или умер вследствие заболеваний, связанных с чернобыльской катастрофой.
Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией.
Если названные юридические факты были подтверждены необходимыми документами, гражданину не может быть отказано в выдаче удостоверения. Соответственно, членам семьи умершего кормильца при наличии заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, послужившего причиной смерти, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы должно быть выдано удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решением Ростовского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, от 29.11.2011 года, было установлено, что причина смерти Саркисяна В.В. связана с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 12). При этом, Саркисян В.В. на момент смерти являлся инвалидом первой группы, а непосредственной причиной смерти явилось печеночно-почечная недостаточность, а также рак поджелудочной железы. Все данные обстоятельства свидетельствуют о то, что мерший муж истицы скончался от заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой. То есть на Саркисян Э.А., как вдову умершего, распространяется действие казанных нормативно-правовых актов.
Таким образом, поскольку по настоящему делу достоверно установлено, что обжалуемое решение комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с оформлением и выдачей гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС об отказе Саркисян Э.А. в выдаче удостоверения как члену семьи, потерявшему кормильца, умершего вследствие заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, от 15 февраля 2012 года, вынесенное органом, имеющим полномочия на принятие данного решения, неправомерно и содержание вынесенного решения не соответствует требованиям закона и нормативно-правовым актам, регулирующим данные правоотношения, то у суда имеются основания к удовлетворению заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку направлены на ошибочное толкование норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Юридически значимые обстоятельства определены судом верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 26 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу руководителя управления социальной защиты населения в Белореченском районе Леоновой Р.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.