Судья Астраханского областного суда Баранов Г. В., при секретаре Лесниковой М. А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью " Руссоль " Бажина А.В. на постановление судьи Советского районного суда г. Астрахани от 17 мая 2012 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью " Руссоль " к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Советского районного суда г. Астрахани от 17 мая 2012 года Общество с ограниченной ответственностью " Руссоль " (далее по тексту - ООО " Руссоль ") привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде конфискации предметов административного правонарушения: шайб металлических нержавеющих, размером "данные изъяты"; шайб металлических нержавеющих, "данные изъяты"; шайб металлических нержавеющих, "данные изъяты" изъятых по протоколу изъятия от ... и находящихся на хранении в КХВД отдела административных расследований Астраханской таможни по адресу: ....
В жалобе представитель ООО " Руссоль " Бажин А. В. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу об административном правонарушении судебного постановления о привлечении общества к административной ответственности и просит прекратить производство по делу за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, по основаниям незаконности и необоснованности выводов судьи районного суда. Считает, что судом вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения не исследовался; выводы суда основаны на установлении только объективной стороны правонарушения и не содержит описания и характеристик виновности юридического лица; не установлена субъективная сторона правонарушения. В таможенной декларации шайбы металлические заявлены в группе кода ТНВЭД N, в которую входят: болты и шайбы, а также описание сформулировано в единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности как " винты и болты прочие в комплекте с гайками или шайбами или без них ". В декларации шайбы обозначены как товар N, указаны по артикулами N, и расположены на N странице и на N странице дополнения к декларации на товары. Таким образом, ООО " Руссоль " задекларированы шайбы металлические в соответствии с действующим законодательством, следовательно, событие административного правонарушения, отсутствует.
В жалобе содержится просьба ООО " Руссоль " о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования судебного постановления, поскольку указанный срок пропущен по уважительной причине.
Представитель ООО " Руссоль " в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом и заблаговременно, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Ходатайств об отложении рассмотрения дела от ООО " Руссоль " не поступило.
Выслушав представителя Астраханской таможни - Голованева А. А., возражавшего относительно доводов жалобы и просившего оставить судебное постановление без изменения, не возражавшего в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Рассматривая вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования постановления судьи Советского районного суда г. Астрахани от 17 мая 2012 года, и руководствуясь нормами статьи 30.3 КоАП РФ, прихожу к выводу об удовлетворении ходатайства ООО " Руссоль ", ввиду пропуска срока по уважительным причинам, что подтверждается материалами дела.
Административная ответственность по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ наступает за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 179 Таможенного Кодекса Таможенного союза, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно части 2 статьи 180 Таможенного Кодекса Таможенного союза, перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.
Судом установлено, что определением старшего уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований Астраханской таможни Голованёва А. А. от ... в отношении ООО " Руссоль " возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ - по факту недекларирования в установленной форме товаров, провозимых через таможенную границу Российской Федерации. По делу назначено проведение административного расследования.
... на Ахтубинский таможенный пост Астраханской таможни ООО " Руссоль " подана декларация N на товары, ввозимые на территорию РФ. В результате таможенного досмотра обнаружен товар:
- шайбы металлические нержавеющие, размером "данные изъяты";
- шайбы металлические нержавеющие, размером "данные изъяты";
- шайбы металлические нержавеющие, размером "данные изъяты".
Указанный товар, в нарушение статей 179, 180 Таможенного Кодекса Таможенного союза, не был заявлен ООО " Руссоль " в представленных таможенных документах.
Незадекларированный товар изъят в присутствии понятых, о чем составлен протокол изъятия от ..., и передан на хранение уполномоченному по особо важным делам отдела административных расследований Астраханской таможни капитану таможенной службы Ч. по акту приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств от ....
Из экспертного заключения криминалистического отделения Астраханской таможни N от ... следует, что стоимость изъятого у ООО " Руссоль " товара по состоянию на ... составила N рублей.
По результатам административного расследования старшим уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Астраханской таможни Г. в отношении ООО " Руссоль " составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО " Руссоль " судьей Советского районного суда г. Астрахани приняты объективные и надлежащие меры к выяснению всех обстоятельств дела, доказательства, собранные и представленные по делу оценивались судом в совокупности в соответствии с требованиями статей 26.1, 26.11 КоАП РФ.
Признавая ООО " Руссоль " виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, судья районного суда исходил из доказанности события и состава вменяемого правонарушения, а именно нарушений юридическим лицом требований статей 179,180 Таможенного кодекса Таможенного союза, выразившиеся в недекларировании в установленной форме товаров, провозимых через таможенную границу Российской Федерации.
Выводы судьи районного суда о доказанности вины ООО " Руссоль " в совершении вменяемого административного правонарушения основаны на законе и материалах дела.
Доводы жалобы о том, что товар шайбы задекларирован, на него представлена таможенная декларация N, так как данный товар заявлен в группе кода ТНВЭД N, в которую входят болты и шайбы, не основаны на законе.
Как следует из акта таможенного досмотра от ..., товар шайбы упакован в отдельные коробки, полиэтиленовую прозрачную упаковку.
Начальником ОТН и ТО Л. по вопросу декларирования данного товара даны разъяснения о том, что товар шайбы, обнаруженный в ходе таможенного досмотра, должен декларироваться отдельно в соответствии с ТНВЭД. Составной частью болтов шайбы могли быть в случае, если бы болты и шайбы представляли собой набор для розничной торговли (имеют общую упаковку и уложены таким образом, что не требуют переупаковки при продаже потребителю), в этом случае классификация производилась бы по правилу 3б ОПИ ТНВЭД. В данном случае шайбы, как и болты, гайки упакованы в отдельные коробки и должны квалифицироваться в товарной подсубпозиции N ТНВЭД.
Обсуждая вопрос о мере административного наказания, которое назначено ООО " Руссоль " нельзя согласиться с выводами суда о назначении наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (статья 3.3. КоАП РФ).
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Из системного толкования вышеуказанных норм КоАП РФ, следует, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за административное правонарушение.
Постановление судьи требованиям части 3 статьи 4.1 КоАП РФ в полном объеме не соответствует, поскольку не отражает оценку всех обстоятельств дела, выводы суда о назначении юридическому лицу административного наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения не мотивированны.
С учетом пояснений представителей ООО " Руссоль " по вопросу декларирования товара, то установлено, что товар шайбы задекларирован в таможенной декларации N, и заявлен в группе кода ТНВЭД N, как товар N, указаны по артикулами N, и расположены на N странице и на N странице дополнения к декларации на товары. Однако таможенный орган при проведении таможенных процедур пришел к выводу, что товар подлежал декларированию отдельно от товара болты в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая, что перемещаемый товар является деталями ценного конвейера, то прихожу к выводу о необходимости назначения ООО " Руссоль " наказания в виде административного штрафа в размере одной второй размера стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, без конфискации предметов административного правонарушения.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
- Из дела видно, что согласно протоколу изъятия вещей и документов от ... изъято: шайбы металлические нержавеющие, размером "данные изъяты"; шайбы металлические нержавеющие, размером "данные изъяты"; шайбы металлические нержавеющие, размером "данные изъяты". Общий вес нетто - "данные изъяты" кг.
- Согласно акту приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств в Астраханской таможне от ..., следует о принятии уполномоченной по ОВД ОАР Ч. на хранение указанного товара, изъятого по делу об административном правонарушении N (принято в КХВД без пересчета).
Учитывая изложенное, суд считает необходимым возвратить законному владельцу изъятый товар, после проведения таможенных операций и таможенных процедур.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Советского районного суда г. Астрахани от 17 мая 2012 года подлежит изменению в части назначенного ООО " Руссоль " административного наказания.
Иные доводы жалобы, выводов судьи Советского районного суда г. Астрахани не опровергают, а сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, вопреки доводам жалобы вина ООО " Руссоль " в нарушении таможенного законодательства нашла свое полное подтверждение в материалах дела.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
восстановить ООО " Руссоль " срок обжалования постановления Советского районного суда г. Астрахани от 17 мая 2012 года.
Постановление Советского районного суда г. Астрахани от 17 мая 2012 года - изменить в части назначенного административного наказания.
Назначить Обществу с ограниченной ответственностью " Руссоль " расположенному по адресу: "данные изъяты", дата регистрации в качестве юридического лица ..., по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" ( "данные изъяты") рублей, без конфискации предметов административного правонарушения.
Сумму штрафа перечислить по следующим реквизитам: "данные изъяты". В назначении платежа необходимо указывать: код таможенного органа: "данные изъяты"; лицо, за которое платят; вид платежа; сумму; номер ( "данные изъяты") и число постановления.
Предметы административного правонарушения, переданные на хранение уполномоченной по ОВД ОАР Ч. изъятое по делу об административном правонарушении "данные изъяты" по протоколу изъятия вещей и документов от ... и акту приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств в Астраханской таможне от ..., а именно: шайбы металлические нержавеющие, "данные изъяты"; шайбы металлические нержавеющие, размером "данные изъяты"; шайбы металлические нержавеющие, размером "данные изъяты". (общий вес нетто - "данные изъяты" кг.), возвратить законному владельцу после проведения таможенных операций и таможенных процедур.
Разъяснить ООО " Руссоль " положения статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части сроков уплаты административного штрафа и составления протокола об административном правонарушении в случае неуплаты административного штрафа по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, вынесшее постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В случае неуплаты административного штрафа в срок, установленный частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
В остальной части постановление судьи Советского районного суда г. Астрахани от 17 мая 2012 года оставить без изменения, а жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью " Руссоль " Бажина А.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.