Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г. В.
судей областного суда: Сорокиной О. А., Радкевича А. Л.
при секретаре Русских Е. Д.
заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе П. на решение Красноярского районного суда Астраханской области от 19 июня 2012 года по делу по заявлению Ш. об отмене постановления избирательной комиссии муниципального образования " Степновский сельсовет " *** от ... " О регистрации П. кандидатом на должность главы муниципального образования " Степновский сельсовет ", выдвинутого в порядке самовыдвижения ",
УСТАНОВИЛА:
П., зарегистрированный по единому избирательному округу " Степновский сельсовет " кандидатом на должность главы муниципального образования " Степновский сельсовет " обратился в суд с заявлением, в обоснование которого указал, что ... избирательной комиссией муниципального образования " Степновский сельсовет " вынесено постановление *** "О регистрации П. кандидатом на должность главы муниципального образования " Степновский сельсовет ", выдвинутого в порядке самовыдвижения " в нарушение Федерального закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации ". Так, П. при подаче документов в избирательную комиссию были сообщены сведения о том, что она является муниципальным служащим и работает в администрации МО " Степновский сельсовет " в должности "данные изъяты". Вместе с тем, ... П. была уведомлена о том, что трудовой договор с ней заключен администрацией МО " Степновский сельсовет " с нарушением установленных федеральным законом правил его заключения, в связи с чем, ей было предложено занять вакантную должность в администрации МО " Степновский сельсовет ", и в случае отказа от занятия предложенной вакантной должности трудовой договор с ней будет прекращен на основании части 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким образом, П., зная о том, что с ней трудовой договор подлежит прекращению, умышлено ввела в заблуждение избирательную комиссию муниципального образования " Степновский сельсовет " и представила не соответствующие действительности на момент подачи документов сведения о своей работе в должности муниципального служащего администрации МО " Степновский сельсовет ". Ш. просит суд отменить постановление избирательной комиссии муниципального образования " Степновский сельсовет " *** от ... " О регистрации П. кандидатом на должность главы муниципального образования " Степновский сельсовет ", выдвинутого в порядке самовыдвижения ".
В судебном заседании Ш., его представитель - П. заявление поддержал. П., ее представитель - Б. просили в удовлетворении заявления отказать. Председатель избирательной комиссии муниципального образования " Степновский сельсовет " - А., председатель территориальной избирательной комиссии Красноярского района Астраханской области - Д. просила удовлетворить заявление.
Решением Красноярского районного суда Астраханской области от 19 июня 2012 года постановление избирательной комиссии муниципального образования " Степновский сельсовет " *** от ... " О регистрации П. кандидатом на должность главы муниципального образования " Степновский сельсовет ", выдвинутого в порядке самовыдвижения " признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе П. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного толкования закона, применения нормы, не подлежащей применению, в обоснование жалобы указано, что суд не указал конкретное основание в качестве правового основания отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата. Статья 38 Закона РФ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации " предусматривает основания для отказа в регистрации списка кандидатов, считает, что суд должен был руководствовать не статьей 47, а статьей 49Закона Астраханской области " О выборах в органы местного самоуправления " и статьей 76 Закона РФ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации ". Такое основание как отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, не является основанием для отмены судом регистрации кандидата, кроме того, копия трудовой книжки с записью о работе на день уведомления избирательной комиссии была представлена, в речь идет не об отсутствии документа, а о соответствии действительности сведений о работе, указанных в представленном документе. Ей судом поставлена в вину, что она на заседании должна была поставить избирательную комиссию в известность о том, что уволена и не работает, однако, такого основания для отмены решения избирательной комиссии закон не предусматривает.
П.., ее представитель - Б. на заседание судебной коллегии не явились, согласно материалов дела надлежащим образом извещены о месте и времени слушания дела, из телефонограмм, лично ими принятых следует, что П. подтвердила то обстоятельство, что извещена о дне слушания, пояснила, что ее интересы в судебной коллегии будет представлять Б. по доверенности. Б. в телефонограмме пояснил, что извещен о месте и времени слушания, но явиться не может ввиду занятости. В силу статьи 261. 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени слушания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Заслушав представителя Ш. - К. председателя избирательной комиссии муниципального образования " Степновский сельсовет " - А., председателя территориальной избирательной комиссии Красноярского района Астраханской области - Д., возражавших относительно жалобы, выслушав мнение прокурора Т., полагающего, что решение является законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии законных оснований для удовлетворения требований заявления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67 - ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации " в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи, но не может составлять менее 10 подписей.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Подпунктом " д " пункта 24 указанной статьи в качестве основания для отказа в регистрации предусмотрено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, неявляется основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 гола N 9/2009-ОЗ " О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области " количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого в одномандатном или едином избирательном округе, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее десяти подписей.
Право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат, избирательное объединение могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей (пункт 8 статьи 42 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 года N 9/2009-ОЗ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 года N 9/2009-ОЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
На основании пункта 1 статьи 46 Закона Астраханской области " О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области " соответствующая избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям настоящего Закона.
В силу пункта 2 статьи 42 названного закона если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, списка кандидатов, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Для проведения указанной проверки избирательная комиссия вправе образовать рабочую группу в составе членов избирательной комиссии с правом решающего голоса (не менее трех человек), а также работников аппарата избирательной комиссии.
Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах.
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 9 статьи 46 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 года N 9/2009-ОЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что решением Совета МО " Степновский сельсовет " *** от ... назначены повторные досрочные выборы главы МО " Степновский сельсовет " на ....
Из дела видно, что кандидатом на должность главы МО " Степновский сельсовет " - П. были представлены документы для регистрации в избирательную комиссию МО " Степновский сельсовет ", постановлением избирательной комиссии МО " Степновский сельсовет " *** от ... П. зарегистрирована кандидатом на должность главы МО " Степновский сельсовет ", выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Согласно перечня документов, представляемых кандидатами в избирательную комиссию муниципального образования при проведении выборов глав муниципальных образований в Астраханской области, утвержденному постановлением избирательной комиссии МО " Степновский сельсовет " от ..., кандидат должен предоставить документ, подтверждающий сведения об основном мете работы или службы, о занимаемой должности, а при отсутствии основного места работы или службы - справка со сведениями о роде занятий, то есть, о документально подтвержденной деятельности кандидата, приносящей ему доход, или о статусе неработающего кандидата: пенсионер, безработный, студент (с указанием учебного заседания), домохозяйка, временно не работает (копия трудовой книжки заверяется в избирательной комиссии муниципального образования при представлении подлинного документа либо в кадастровой службе той организации, где он храниться).
П. была представлена копия трудовой книжки, в которой указано, что ... она принята на должность "данные изъяты", согласно распоряжения Врио главы администрации МО " Степновский сельсовет " от ... действие трудового договора с П., работавшей в должности "данные изъяты" с ... прекращено с ... вследствие нарушения установленных федеральным законом правил заключения трудового договора.
Из дела видно, что согласно акта от ... П. подписи листа предложения вакантной должности уклонилась и отказалась от получения уведомления, согласно акта от ... о невозможности выдать трудовую книжку в день прекращения трудового договора она ... отсутствовала на рабочем месте, указав, что она находится на больничном без указания вида лечебного учреждения а также даты выдачи больничного листа, распоряжение о расторжении трудового договора от ... П. получено по почте ....
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы МО " Степновский сельсовет " от ... П. лично присутствовала на заседании рабочей группы, и на тот момент ей было известно о расторжении с ней трудового договора, и то, что она не является работником администрации МО " Степновский сельсовет ", однако, уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о ней до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, ей не были внесены.
Таким образом, районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что при наличии выявленных нарушений закона, у избирательной комиссии муниципального образования " Степновскй сельсовет " отсутствовали законные основания для регистрации П. кандидатом на должность главы муниципального образования " Степнойский сельсовет " на основании подпункта 8 пункта 9 статьи 46 Закона Астраханской области " О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области " по причине того, что согласно письма администрации МО " Степновский сельсовет " от ... избирательной комиссии было известно, что с П. ... были прекращены трудовые отношения, трудовой договор расторгнут на основании части 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации, а об этих изменениях она рабочей группе не сообщила.
Удовлетворяя требования заявления, суд первой инстанции правильно исходил из вышеуказанных требований Закона Астраханской области " О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области ", согласующихся с нормами Федерального закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан ".
Судебная коллегия считает выводы районного суда законными и обоснованными, а оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Какие-либо доказательства, опровергающие выводы суда, в судебном заседании суда апелляционной инстанции не представлены.
Вопреки доводам жалобы, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы относительно нарушений норм процессуального законодательства.
В соответствии со статьей 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.
Из дела видно, обжалуемое постановление принято ..., срок его обжалования истек ....
В соответствии со статьей 108 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
Согласно статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации 12 июня является нерабочим праздничным днем.
Поскольку последний день для подачи заявления Ш. приходился на нерабочий день, днем окончания срока на подачу заявления считается следующий за ним рабочий день, то есть ....
Согласно пункта 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации письменные заявления, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Поэтому днем подачи заявления следует считать дату почтового штемпеля отделения связи, через которое отправляется заявление в суд.
Согласно почтового конверта, заявление Ш. о признании постановления избирательной комиссии муниципального образования " Степновский сельсовет " *** от ..., недействительным, было направлено в адрес Красноярского районного суда Астраханской области ..., то есть, в срок, установленные статьей 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального и процессуального права и переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Ссылки в апелляционной жалобе на якобы допущенные судом нарушения норм процессуального права являются необоснованными. Обстоятельства, на которые ссылаются заявитель, в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются безусловными основаниями для отмены судебного решения. Данных, которые свидетельствовали бы о том, что эти нарушения привели к неправильному разрешению дела, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского районного суда Астраханской области от 19 июня 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.