Судья Астраханского областного суда Усенко О.А., при секретаре судебного заседания Вергуновой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Аллаяровой Ф.Р. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 мая 2012 года, состоявшееся по жалобе на постановление государственного инспектора службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 23 марта 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью "Любимый" Аллаяровой Ф.Р.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 23 марта 2012 года директор ООО "Любимый" Аллаярова Ф.Р. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 24 мая 2012 года постановление государственного инспектора службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 23 марта 2012 года оставлено без изменения, жалоба Аллаяровой Ф.Р. без удовлетворения.
В жалобе Аллаярова Ф.Р. ставит вопрос об отмене решения Кировского районного суда г.Астрахани от 24 мая 2012 года и постановления Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 23 марта 2012 года и просит прекратить производство по делу за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Представитель Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела в судебное заседание не явился.
Выслушав защитника Аллаяровой Ф.Р. - Холод Н.Ш., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела, доводы жалобы, оснований для отмены решения суда не нахожу.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления
Согласно частям 2 и 4 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что решение вынесено судьей 24 мая 2012 года и получено Аллаяровой Ф.Р. только 22.06.2012 года. Жалоба на данное решение подана Аллаяровой Ф.Р. в суд в этот же день - 22.06.2012 года, то есть в установленный законом срок.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Законом об отходах установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, юридическое лицо ООО "Любимый", в результате торговой деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт, т.е. документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, и содержащий сведения об их составе. Паспорт отходов - I - IV класса опасности составляется на основании данных, о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания: проводят работу по паспортизации опасных отходов. Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода" утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению. Паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицам, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации. Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов утвержден Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов" и устанавливает процедуру подготовки обосновывающих материалов рассмотрения и принятия решения о паспортизации опасных отходов.
Частью 2 статьи 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусмотрено, что субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.
Согласно статье 26 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Приказом службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 21.10.2008 N320 утвержден порядок согласования порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
Материалами дела установлено, что Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в ходе проведения 22 марта 2012 года плановой проверки выявлено, что ООО "Любимый" осуществляет деятельность, связанную с образованием отходов производства и потребления 1,4,5 классов опасности, при этом у последнего отсутствуют разработанные и согласованные в установленном порядке паспорта на отходы 1 и 4 класса опасности, отсутствует согласованный порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями директора ООО "Любимый" Аллаяровой Ф.Р., актом проверки N 53-12 от 22 марта 2012 года, протоколом осмотра помещений от 22 марта 2012 года, журналом учета наличия, образования, использования и размещения всех отходов собственного производства ООО "Любимый", протоколом об административном правонарушении N007134 от 22 марта 2012 года, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приказом N 1 от 14 июля 2009 года и решением N 1 единственного учредителя ООО "Любимый" обязанности директора ООО "Любимый" возложена на Аллаярову Ф.Р., которая в соответствии с приказом ООО "Любимый" N7 от 20 декабря 2010 года является ответственной за деятельность и контроль в области охраны окружающей среды.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Проверяя законность и обоснованность постановления государственного инспектора службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 23 марта 2012 года, районный суд, проанализировав представленные доказательства и материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, пришел к выводу о правомерности привлечения должностного лица - директора ООО "Любимый" Аллаяровой Ф.Р. к административной ответственности, поскольку Аллаярова Ф.Р., как должностное лицо, ответственное за соблюдение юридическим лицом экологических и санитарно-эпидемиологических норм и правил, не выполнила требования статей 14, 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и статьи 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ответственность за несоблюдение которых предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод суда основан на материалах дела и требованиях закона.
Всем доказательствам по делу об административном правонарушении районным судом дана надлежащая оценка. Суд обоснованно пришел к выводу о том, что директор общества с ограниченной ответственностью "Любимый" Аллаярова Ф.Р., являясь должностным лицом, при исполнении своих должностных обязанностей не приняла надлежащих мер к выполнению обществом законодательных и нормативных актов в области природоохранного законодательства.
Процессуальных нарушений, не позволивших районному суду полно, всесторонне и объективно проверить законность принятого должностным лицом административного органа постановления, не установлено.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения были предметом проверки суда первой инстанции и не нашли своего подтверждения, поскольку опровергаются материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 мая 2012 года оставить без изменения, жалобу Аллаяровой Ф.Р. - без удовлетворения.
Судья Астраханского
областного суда О.А. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.