Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Сорокиной О.А. и Лапшиной Л.В.
при секретаре: Хоюровой Ю.П.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе представителя Коноплевой М.А.- Баксаисовой И.Ж. и апелляционному представлению прокурора Кировского района г. Астрахани па решение Кировского районного суда г. Астрахани от 4 мая 2012 года по иску прокурора Астраханской области в интересах Коноплевой М.А. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области об обязательстве комиссии предоставления меры социальной поддержки,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Астраханской области, действуя в интересах Коноплевой М.А., обратился в суд с иском к ответчику, указав, что постановлением администрации Муниципального образования "..." N от 17 марта 201 1 года Коноплева М.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдова участника Великой Отечественной войны. Решением комиссии по обеспечению жильём граждан от ..года Коноплевой М.А. отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильём по основаниям ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагает данный отказ незаконным, поскольку переход права собственности на жилой дом от Коноплевой М.А. к сыну Коноплеву A.M. не привёл к намеренном) ухудшению её жилищных условий. Просил суд обязать комиссию по обеспечению жильём отдельных категорий граждан предоставить Коноплевой М.А. меру социальной поддержки по обеспечению жильём.
В судебном заседании прокурор Имашсва И.Д.. представитель истца Копоплевой М.А.- Рязанцева Т.М. исковые требования поддержали.
Истец Коноплева М.А. участия в судебном заседании не принимала.
В судебном заседании представитель ответчика Леликова И.II. иск не признала.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 4 мая 2012 года и удовлетворении иска прокурор) Астраханской области отказано.
В апелляционном представлении прокурор Кировского района г. Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что комиссией не установлено, какие конкретно действия, направленные на ухудшение жилищных условий, совершила Коноплева М.А.; являются ли они умышленными и недобросовестными; не дана правовая оценка фактическим обстоятельствам дела, включая факт заключения договора дарения. Не учтено, чго Коноплева М.А. в установленном порядке признана нуждающейся в жилом помещении, поставлена на учёт в качестве нуждающейся, как вдова участника Великой Отечественной войны и до настоящего времени с данного
учета не снята. Ссылка суда на неправомерность предъявления требований к Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области необоснованна, поскольку противоречит постановлению Правительства Астраханской области от 7 апреля 2011 года "О комиссии по обеспечении жильём отдельных категорий граждан".
В апелляционной жалобе представитель Коноплевой М.А. - Баксаисова И.Ж. ставит вопрос об отмене решения, так как судом не дана оценка тому, что до заключения договора дарения на каждого члена семьи, зарегистрированного в жилом доме, норма жилой площади не соответствовала установленным нормам в МО "..." 16 кв.м. на одного человека.
Заслушав докладчика, объяснение прокурора Остроуховой Н.В., представителя истца Коноплевой М.А. - Баксаисовой И.Ж., поддержавших доводы жалобы и апелляционного представления, представителя ответчика Володина Е.Ю., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лег со дня совершения указанных намеренных действий
Из материалов дела следует, что Коноплева М.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется всеми льготами участника войны на основании распоряжения главы администрации Астраханской области N-р от ..года.
Коноплева зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном по
адресу; "".14.
что подтверждается справкой Фонда социальной поддержки населения
"", адресной справкой о регистрации гражданина.
..года Коноплева М.А. обратилась с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем ..года постановлением администрации Муниципального образования "..." N Кононлева М.А. принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением "" N от ..года утверждено Положение о комиссии по обеспечению жильём отдельных категорий граждан.
Протоколом заседания комиссии по обеспечению жильём отдельных категорий граждан Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области N от 17 мая 2011 года Коноплевой М.А. отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильём на основании положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Признавая вышеуказанный протокол заседания комиссии по обеспечению жильём отдельных категорий граждан законным, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что Коноплева М.А., являясь собственником жилого дома, в котором проживает в настоящее время, намеренно ухудшила свои жилищные условия, поскольку произвела его отчуждение путём оформления договора дарения на своего сына.
Судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", с последующими изменениями 6 мая 2010 года, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских нрав в зависимость от того, осуществлялись ли эти нрава разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Анализ приведенной нормы, свидетельствует о том, что ограничения в предоставлении мер социальной поддержки допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, треоующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Согласно представленным документам, 19 октября 2010 года Коноплева М.А. оформила договор дарения жилого дома, расположенного по адресу: "", на своего "..." -- A.M. Договор зарегистрирован ..года в установленном законом порядке, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права.
Из справки администрации Муниципального образования "Сасыкольский сельсовет" и адресной справки УМВД по Астраханской области следует, что в жилом доме по вышеуказанному адресу в период с 1986 года по 2001 года зарегистрированы: "..."
Постановлением главы Муниципального образования "..." "" N от ..года утверждена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 16 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
5 февраля 2011 года комиссией Муниципального образования "Сасыкольский сельсовет" проведено обследование жилого дома по вышеуказанному адресу, которым установлено, что в жилом доме зарегистрировано "...", бытовые удобства отсутствуют, собственником жилого дома является "..."
Решением жилищной комиссии МО "..." N от ..года Коноплева М.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что Коноплева М.А. после отчуждения жилого дома продолжает в нем проживать, доказательств того, что ею были произведены незаконные действия с целью приобретения права на получение мер социальной поддержки, ответчиком не представлено.
Кроме того, факт отчуждения жилого помещения при условии, что истец продолжает проживать в указанном жилом доме, который перешёл в собственность члена ее семьи, исходя из смысла п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, не свидетельствует об изменении жилищных условий Коноплевой М.А. по сравнению с существовавшими до заключения договора дарения дома.
Следовательно, вывод суда о намеренном ухудшении истцом жилищных условий, сделанный без оценки уровня обеспеченности ее жилой площадью на момент заключения договора дарения, неправомерен.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и вынесении нового, которым исковые требования прокурора Астраханской области в интересах Коноплевой М.А. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области об обязательстве комиссии предоставления меры социальной поддержки удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 4 мая 2012 года отменить и вынести по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Астраханской области в интересах Коноплевой М.А. удовлетворить.
Признать незаконным отказ комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области в представлении Коноплевой М.А. меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Признать за Коноплевой М.А. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.