Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Гантимурова И.А.
судей Олейниковой В.В., Изоткиной И.В.
при секретаре Савельевой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению БВВ об оспаривании действий председателя Территориальной избирательной комиссии "адрес" БАВ;
по апелляционной жалобе БВВ
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 14 июня 2012 года, которым в удовлетворении заявления БВВ отказано.
Заслушав доклад судьи Олейниковой В.В., выслушав БВВ, его представителя ОАЛ, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
БВВ обратился в суд с заявлением об оспаривании действий председателя Территориальной избирательной комиссии "адрес" БАВ
В обоснование требований указал, что 03 марта 2012 года в Территориальную избирательную комиссию "адрес" им передана жалоба с информацией о том, что 03 марта 2012 года на заседании Участковой избирательной комиссии избирательного участка N "..." большинством голосов от общего количества членов УИК с правом решающего голоса, в нарушение п.6 ст.27 Федерального закона N19-ФЗ от 10.01.2003г. "О выборах Президента Российской Федерации", принято решение о включении дополнительно в списки избирателей граждан РФ, находящихся на тот момент в служебной командировке в учреждении ".......", которое на время подготовки и проведения выборов прошедших 4 марта 2012г. территориально закреплено за ИУ N "...". В представленном председателем ТИК "адрес" ответе на его обращение сообщалось, что нарушений действующего законодательства не выявлено и оснований для принятия мер реагирования отсутствуют.
Просил признать действия председателя ТИК "адрес" БАВ нарушением исполнения п.6 ст.27 Федерального закона от 10.01.2003г. N19-ФЗ "О выборах Президента РФ" выразившемся в том, что получив решение УИК ИУ N "..." о включении дополнительно в списки избирателей двенадцати граждан РФ, не передал информацию об этом в соответствующие избирательные комиссии и не проверил заявления этих граждан о неполучении ими открепительных удостоверений, чем допустил возможность двойного голосования, признать действия должностного лица БАВ, умышленным нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, выразившегося в принятии по его жалобе немотивированного решения (п.3 ч.1 ст.21 Федерального закона от 10.01.2003г. N19-ФЗ "О выборах Президента РФ"), тогда как два избирателя подали свои заявления 01.03.2012г., нарушив тем самым 3-х дневный срок подачи заявлений; а сам председатель ТИК не передал информацию в избирательные комиссии, где десять избирателей включены в списки избирателей по месту жительства.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе БВВ просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значение по делу, нарушены нормы материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" полномочия территориальных избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации осуществляют территориальные избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" либо избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, в качестве территориальных избирательных комиссий.
В силу пункта 4 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что БВВ на основании Постановления территориальной избирательной комиссии от 07 февраля 2012 года "О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка N "..." при проведении выборов Президента Российской Федерации" является членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Постановлением избирательной комиссии "адрес" от 17 декабря 2010 года председателем территориальной избирательной комиссии "адрес" назначен БАВ
03 марта 2012 года БВВ в адрес председателя Территориальной Избирательной Комиссии "адрес" направлена жалоба, в которой доводилось до сведения, что 03 марта 2012 года большинством голосов от числа участников комиссией избирательного участка N "..." принято решение о включении в списки избирателей дополнительно 12 граждан РФ находящихся в командировке в учреждении ".......".
Председателем Территориальной Избирательной Комиссии "адрес" 03 марта 2012 года БАВ в адрес БВВ направлен ответ, согласно которому нарушений действующего законодательства при принятии решения участковой избирательной комиссией избирательного участка N "..." о включении в список избирателей лиц, находящихся в учреждении ".......", не выявлено.
Не согласившись с ответом, 11 марта 2012 года БВВ обратился к председателю территориальной избирательной комиссии БАВ с письменным заявлением о предоставлении заверенной копии протокола УИК ИУ N "..." с решением о включении в Список избирателей ИУ N "..." двенадцати сотрудников "......." от 03 марта 2012 года.
03 апреля 2012 года председателем Территориальной избирательной комиссии БАВ, на обращение заявителя дан ответ в котором разъяснено, что в соответствии с п.п. "г" пункта 23 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член комиссии с правом решающего голоса не вправе получать копии документов и материалов комиссии, содержащих конфиденциальную информацию, а также копию списка избирателей. В связи с тем, что протокол участковой избирательной комиссии избирательного участка N "..." о принятии решения о включении в список избирателей лиц, находящихся в учреждении ".......", содержит персональные данные избирателей, а по объему сведений является списком избирателей в местах временного пребывания, указанный документ не может быть получен заявителем.
Установленные судом обстоятельства следуют из пояснений сторон и подтверждаются материалами дела.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований БВВ, суд обоснованно исходил из положений статей 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьями 9, 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях должностного лица - председателя ТИК "......." БАВ нарушений действующего законодательства, поскольку письменные обращения заявителя от 03 марта 2012 года и 11 марта 2012 года поступившее должностному лицу, были рассмотрены в течение предусмотренных законодательством сроков, заявителю даны ответы по существу заявлений, в пределах компетенции председателя ТИК "адрес", установленной Положением о территориальной избирательной комиссии "адрес".
Как видно из материалов дела и установлено судом, участковой избирательной комиссией избирательного участка N "..." принято решение от 03 марта 2012 года N "...", согласно которому рассмотрев письменные заявления граждан (находящихся в командировке и не получивших открепительные удостоверения) о включении в список избирателей на избирательном участке N "...", образованном для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента Российской Федерации, а также сведения представленные ФКОУ ДПО МУЦ УФСИН России по "адрес" ( "......."), в соответствии с пунктом 5 статьи 26 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" участковая избирательная комиссии решила включить 12 избирателей в список избирателей на избирательном участке N "..." по месту их временного пребывания по личным письменным заявлениям, уведомить ТИК "адрес".
Из протокола заседания участковой избирательной комиссии избирательного участка N "..." от 03 марта 2012 года усматривается, что при рассмотрении вышеназванного вопроса, член комиссии БВВ, голосовавший против положительного решения вопроса о включении 12 избирателей на основании письменных заявлений в список избирателей, выразил письменно свое несогласие в протоколе заседания комиссии.
Между тем, в территориальную избирательную комиссию "адрес" было адресовано уведомление с просьбой сообщить соответствующей участковой избирательной комиссии, что решением участковой избирательной комиссии избирательного участка N "адрес" в список избирателей по месту пребывания включены 12 избирателей с указанием их данных и адресов мест жительства.
Информация о включении избирателей в список избирателей избирательного участка N "..." по месту их временного пребывания передана в территориальные избирательные комиссии по месту жительства избирателей посредством автоматизированной информационной системы "......."".
Проверяя доводы заявителя БВВ о незаконности действий председателя ТИК "адрес" БАВ суд первой инстанции обоснованно указал, что нарушений действующего законодательства, регламентирующего процедуру выборов заинтересованным лицом не допущено.
Так, согласно пункту 13 статьи 26 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ (в ред. от 02.05.2012) "О выборах Президента Российской Федерации", участковая избирательная комиссия после получения списка избирателей выверяет его и вносит в него необходимые изменения на основании личных обращений граждан в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона, соответствующих документов органов местного самоуправления, должностных лиц, органов записи актов гражданского состояния, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, сообщений вышестоящей избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.
В соответствии с п. 6 ст. 27 Федерального закона от 10.01.03 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента РФ" избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через территориальную избирательную комиссию (если место жительства избирателя находится на территории того же субъекта Российской Федерации) или избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя находится на территории другого субъекта Российской Федерации).
Согласно ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "О выборах Президента Российской Федерации" проведении выборов Президента Российской Федерации, в том числе при проведении регистрации (учета) избирателей, составлении списков избирателей, установлении итогов голосования и определении результатов выборов, для оперативного получения, передачи и обработки информации используется только государственная автоматизированная информационная система ГАС " "......."
При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия доказательств, свидетельствующих о нарушении председателем ТИК "адрес" БАВ требований закона в ходе рассмотрения обращения БВВ, суд принял правильное решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Доводы жалобы о нарушении судом норм процессуального права по отказу в принятии дополнительных требований, несостоятелен к отмене решения суда, поскольку не подтверждены объективными доказательствами и не опровергают выводов суда по существу рассмотренного спора.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к иной оценке доказательств, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 14 июня 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу БВВ - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись.
Судьи: подписи.
ВЕРНО.
Судья Волгоградского областного суда В.В. Олейникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.