судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Андреева А.А.,
судей Самойловой Н.Г., Тертышной В.В.,
при секретаре Шин И.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Волгограде по докладу судьи областного суда Самойловой Н.Г.,
гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области
на решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 22 мая 2012 года, которым удовлетворены исковые требования Р.М.В. к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Р.М.В. обратился с иском к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения.
В обоснование требований указал, что является инвалидом 2 группы с 27.03.2001 г. пожизненно. С 17.04.2001 г. состоит в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Собственного жилья никогда не имел и не имеет. С 2003 года проживает в техническом помещении ООО " "......."", расположенном на "адрес", которое не пригодно для проживания. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
Просил обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области представить ему благоустроенное жилое помещение, не ниже установленных социальных норм применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Суд постановил решение, которым обязал администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области предоставить Р.М.В. жилое помещение в "адрес" площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В апелляционной жалобе администрация городского округа город Михайловка оспаривает постановленное судом решение, просит его отменить.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав Р.М.В. , возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
При этом в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ законодатель определил категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди, то есть установил особый порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия представлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по представлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 14.09.2009 г. N 334-п "О форме и порядке реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета" утвержден Порядок реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета.
Согласно п. 2 Порядка предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области (далее именуются - граждане), осуществляется в пределах средств, поступивших в виде субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в форме социальной выплаты, которая предоставляется только один раз.
Из материалов дела усматривается, что истец Р.М.В. является инвалидом 2 группы. Постановлением администрации города Михайловки Волгоградской области от 10.05.2001 г. N "..." Р.М.В. , как инвалид 2 группы, внесен в списки N "..." и N "..." нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 21.10.2011 г. N "...", сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество Р.М.В. отсутствуют.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.
Из ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному решению об удовлетворении исковых требований Р.М.В. о понуждении администрации городского округа город Михайловка предоставить ему жилое помещение в "адрес" площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание доводы ответчика о том, что указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, но за счет средств субъекта Российской Федерации, поскольку предоставление Р.М.В. жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность вынесенного решения суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 22 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Михайловка - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Копия верна.
Судья Волгоградского
областного суда: Н.Г. Самойлова
13 июля 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.