Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.
судей Жабиной Н.А., Кравцовой Е.В.
при секретаре Чернове И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес" в защиту неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
по апелляционной жалобе департамента городского хозяйства администрации Волгограда в лице представителя ФИО,
на решение Центрального районного суда города Волгограда от 28 апреля 2012 года, которым постановлено:
"Заявленные требования прокурора "адрес" в защиту неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения - удовлетворить.
Обязать администрацию Волгограда принять меры к устранению нарушений действующего законодательства о безопасности дорожного движения, на участке дорожного движения внутриквартального проезда жилых домов NN "......." по "адрес" согласно требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 11.01.1993 года N 221, выявленным в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ, осуществив ремонт ямы, указанной в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ шириной N "..." см., длиной N "..." см., глубиной N "..." см.
В удовлетворении требований прокурора "адрес" о проведении ремонта дорожного движения на участке внутриквартального проезда жилых домов NN N "..." по "адрес" на всем протяжении - отказать."
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Жабиной Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "......." района г. Волгограда в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Волгограда о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.
Свои требования мотивировал тем, что при осуществлении прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства о дорожной деятельности были выявлены факты нарушения правил эксплуатации и содержания муниципальных дорог на территории "адрес". При проведении проверки установлено, что внутриквартальный проезд жилых домов N N "..." по "адрес" на всем протяжении имеет многочисленные выбоины, размер которых варьируется от N "..." до N "..." метров. Глубина выбоин составляет N "..." см., что противоречит требованиям ГОСТ Р 50597, создает угрозу безопасности дорожного движения и тем самым нарушает права неопределенного круга лиц.
С учетом уточненных исковых требований прокурор "адрес" города Волгограда просил обязать администрацию Волгограда устранить нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на участке внутриквартального проезда жилых домов NN N "..." по "адрес" согласно требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эсплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "...", выявленные в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно осуществить ремонт внутриквартального проезда жилых домов NN N "..." по "адрес" на всем протяжении.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе департамент городского хозяйства администрации Волгограда в лице представителя ФИО оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить в части удовлетворения исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения представителя Департамента городского хозяйства администрации Волгограда по доверенности ФИО, поддержавшего доводы жалобы, прокурора Бецковой И.Б., возражавшей против доводов жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения, не имеется.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из п.п. 5 статьи 5 Устава города-героя Волгограда, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 года N 20/362, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 6, части 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возложено на уполномоченные органы местного самоуправления и частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации".
Дорожная деятельность включает в себя проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог (п.6 статьи 3, п.6 статьи 13, статьи 15 Закона). Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (части 1,4 статьи 17 Закона).
В соответствии с Правилами благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в Волгограде, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2007 N 55/1402 внутриквартальный проезд - дорога, по которой осуществляется проезд транспортных средств к жилым зданиям, организациям и другим объектам застройки внутри микрорайонов Волгограда.
Дорога - полоса земли (обустроенная или приспособленная) либо искусственно сооруженная поверхность, используемая для движения транспортных средств. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также тротуары, обочины и разделительные полосы.
В соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 04 февраля 2009 N 15/446 "Об утверждении Положения о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда" Департамент городского хозяйства администрации Волгограда (далее - Департамент) является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет следующие полномочия органа местного самоуправления Волгограда от лица администрации Волгограда в части решения вопросов местного значения: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования город-герой Волгоград. Задачами департамента городского хозяйства администрации Волгограда является, в том числе осуществление единого руководства и управления многоотраслевым комплексом городского хозяйства в сфере благоустройства Волгограда, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город-герой Волгоград.
Департамент для решения возложенных на него задач осуществляет в том числе, дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с распоряжением Минтранса Российской Федерации от 03 октября 2002 года NИС-840-р с 15 октября 2002 года применяется ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог".
В соответствии с п. 4.1.6 Правил по результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации владельцы дорог выявляют участки, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, и, руководствуясь "Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию и ремонту и реконструкции с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня.
Результаты диагностики и оценки дорог являются предпроектными материалами и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания эксплуатируемых дорог (п.4.1.7).
Таким образом, капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог может быть определен органом местного самоуправления только после оценки технического состояния автомобильных дорог, проведенной в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, при проведении прокуратурой "адрес" проверки было выявлено, что внутриквартальный проезд жилых домов NN N "..." по "адрес" на всем протяжении имеет многочисленные выбоины, размер которых варьируется от "......." до "......." метров. Глубина выбоин составляет "......." см., что противоречит требованиям ГОСТ Р 50597.
Согласно акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе госинспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по городу Волгограду, помощником прокурора "адрес", на участке "адрес" - внутриквартальная дорога между домами N "..." по "адрес" дивизии выявлены недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: в нарушение п. 3.1. ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части автодороги асфальтобетонного покрытия имеется выбоина превышающая предельно допустимые размеры: ширина "......." см., длина "......." см., глубина "......." см.; ширина "......." см., длина "......." см, глубина "......." см.
Как следует из письма Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 07 июля 2011 года N 11323 земельные участки для эксплуатации многоквартирных домов NN N "..." по ул. "адрес" не сформированы в соответствии с требованиями земельного законодательства, не проведен их государственный кадастровый учет. Земля, занимаемая многоквартирными домами и внутриквартальными проездами, находится в государственной собственности.
При установленных судом обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах судебная коллегия признает обоснованным вывод суда о том, что имеются основания для удовлетворения требований прокурора, поскольку спорный участок дороги не соответствует нормам ГОСТа.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе департаментом городского хозяйства администрации Волгограда в лице представителя ФИО, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Волгограда от 28 апреля 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента городского хозяйства администрации Волгограда в лице представителя ФИО - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.