Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гантимурова И.А.,
судей Поповой Е.В., Изоткиной И.В.
при секретаре Ковалёве М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО 6 к Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании постановления незаконным, о возложении обязанности по восстановлению в списках очередности на получение жилой площади,
по апелляционной жалобе ФИО 6,
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 15 мая 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований ФИО 6 к Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании незаконным постановления Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области N "..." от ДД.ММ.ГГГГ "О снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении", возложении обязанности восстановить в списках очередности на получение жилой площади, - отказать".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Поповой Е.В., выслушав истца ФИО 6, его представителя ФИО 2, поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - ФИО 3, возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО 6 "......." обратился в суд с иском к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании незаконным постановления N "..." от ДД.ММ.ГГГГ "О снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении", возложении обязанности восстановить его в списках очередности на получение жилой площади гражданами, уволенными с военной службы и членами их семей.
В обоснование исковых требований ФИО 6 указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. По месту прохождения военной службы в "адрес" был обеспечен жилой площадью на общих основаниях. При увольнении из рядов ВС РФ ФИО 6 избрал постоянным местом жительства "адрес". Постановлением администрации городского округа - "адрес" в "......." он был признан нуждающимся в жилом помещении, поставлен на учет с составом семьи "......." человека, однако до настоящего времени не обеспечен жилым помещением в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ вместе с супругой ФИО 4 он приватизировал занимаемую ими квартиру в "адрес". Администрации ЗАТО "адрес" дал обязательство о сдаче приватизированного жилого помещения в 2-х месячный срок с даты предоставления им в собственность бесплатно жилого помещения на территории "адрес".
Постановлением Администрации городского округа - "адрес" N "..." от ДД.ММ.ГГГГ ФИО 6 был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с утратой оснований для предоставления жилого помещения.
Считает постановление о снятии с учета незаконным, нарушающим его жилищные права, в связи с чем, просил признать незаконным постановление о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, об обязании восстановить в списках очередности на получение жилой площади с даты снятия с учета.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФИО 6 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы указал, что судом не принято во внимание, что им подписано обязательство о сдаче жилой площади в "адрес", а так же то, что приватизация указанного жилья была вынужденная.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, отвечающие ряду требований, обеспечиваются жилыми помещениями при увольнении с военной службы и при перемене места жительства, при этом документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из приведенных нормативных положений следует, что военнослужащие, не обеспеченные при увольнении с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства не утрачивают право на обеспечение жильем. Такая же правовая позиция сформулирована в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 г. N 403-О-О и 17 декабря 2009 г. N 1619-О-О.
Порядок и условия предоставления жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.
Как следует из материалов дела, ФИО 6 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; уволен с действительной военной службы в запас ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается удостоверениями командира Войсковой части N "..." от ДД.ММ.ГГГГ N "...", от ДД.ММ.ГГГГ N "...", выпиской из приказа командира Войсковой части N "..." от ДД.ММ.ГГГГ N "...".
Согласно копии талона к ордеру N "..." от ДД.ММ.ГГГГ ФИО 6 по месту службы в "адрес" предоставлена трехкомнатная квартира по "адрес", на состав семьи из "......." человек: он, его супруга ФИО 4, сын ФИО 5, ДД.ММ.ГГГГ рождения и сын ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ рождения. В указанном жилом помещении истец проживает в настоящее время и имеет регистрацию.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих при администрации города Волжского Волгоградской области с ДД.ММ.ГГГГ (протокол N "...") ФИО 6 поставлен на учет для получения жилой площади по избранному месту жительства после службы в рядах вооруженных сил с составом семьи "......." человека под N "...".
На основании договора о передаче в собственность граждан квартиры "......." от ДД.ММ.ГГГГ, представленное ФИО 6 жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", было передано в долевую собственность ФИО 6 и ФИО 4 по "......." доли, что подтверждается выписками из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о государственной регистрации права общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заявления истца, постановлением администрации городского округа - "адрес" N "..." от ДД.ММ.ГГГГ изменен состав его семьи на "......." человек (он, супруга ФИО 4, сын ФИО 1).
Постановлением администрации городского округа - город Волжский N "..." от ДД.ММ.ГГГГ ФИО 6 снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу об отказе ФИО 6 в удовлетворении его требований, поскольку администрация городского округа - город Волжский правомерно сняла с учета ФИО 6 в качестве нуждающегося в жилом помещении ввиду отсутствия оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.
Так, из материалов дела следует, что квартира N "...", расположенная по адресу: "адрес", состоит из трех жилых комнат, общей полезной площадью "......." кв.м., в том числе жилой площадью "......." кв.м. На каждого члена семьи приходится по "......." кв.м, что превышает установленную норму предоставления площади жилого помещения в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 17 мая 1998 года N76-ФЗ в 18 кв.м.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.
В указанных Правилах учета урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.
Согласно подп. "и" п. 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), в соответствии с подп. "а" п. 10 Правил учета, является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства подп. "а" п. 10 Правил учета допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий, независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с подп. "в" п. 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, участником подпрограммы может быть гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности. Для получения сертификата такой гражданин в соответствии подп. "ж" п. 44 Правил обязан представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает права на получение жилья военнослужащими в избранном месте постоянного жительства после увольнения с военной службы, имеющими в собственности жилые помещения по установленным нормам, за исключением реализации ими права на жилище путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Поскольку ФИО 6 имеет в собственности жилье по установленным нормам, он может быть признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства только после передачи его в государственную или муниципальную собственность в порядке, установленном ст. 9.1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", либо в случае приобретения жилья по избранному им месту жительства посредством использования средств социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, с последующим безвозмездным отчуждением имеющегося у него по месту военной службы жилого помещения.
При таких данных, суд, с учетом приведенных выше норм права, пришел к обоснованному выводу о том, что администрация городского округа - город Волжский правомерно сняла с учета ФИО 6 в качестве нуждающегося в жилом помещении ввиду отсутствия оснований для признания ФИО 6 нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что им подписано обязательство об освобождении предоставленной жилой площади по месту прохождения службы, в связи с чем, он незаконно снят с учета, являются несостоятельными, поскольку указанное обязательство было дано им ДД.ММ.ГГГГ, то есть до приватизации жилого помещения.
Ссылка в жалобе на то, что приватизация квартиры в "адрес" была вынужденная, является, по мнению судебной коллегии, несостоятельной к отмене решения суда, поскольку участие в приватизации носит добровольный характер.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что собственником до приватизации жилого помещения являлась администрация МО "ЗАТО "адрес"", а не войсковая часть N "..." не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не относятся к предмету рассматриваемого спора.
Иных указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены судом при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения, или сведений, опровергающих выводы решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 15 мая 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО 6 - без удовлетворения.
Председательствующий судья: "......."
Судьи: "......."
"......."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.