Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего Колгановой В.М.
судей Олейниковой В.В., Изоткиной И.В.
при секретаре Савельевой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дмитриева О. А. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N "..." Управления Федеральной службы исполнения наказаний Р. по "адрес", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Р. по "адрес", Федеральной Службе исполнения наказаний Р. о признании действий незаконными, понуждении предоставить государственный жилищный сертификат;
по апелляционной жалобе Дмитриева О. А.
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 18 июня 2012 года, которым Дмитриеву О.А. восстановлен срок исковой давности для обращения в суд за защитой нарушенного права. В удовлетворении иска Дмитриеву О.А. отказано.
Заслушав доклад судьи Олейниковой В.В., выслушав Дмитриева О.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя ФКУ ИК "......." по "адрес" - Конову И.И., предстаивтеля УФСИН Р. по "адрес" - Водовскову У.Г., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Истец Дмитриев О.А. обратился в суд с иском к ФКУ "......." N "..." УФСИН Р. по "адрес", УФСИН Р. по "адрес", Федеральной Службе исполнения наказаний Р. о признании действий незаконными, понуждении предоставить государственный жилищный сертификат.
В обоснование требований указал, что с 1993 года по 1999 год проходил службу в ".......".Волжского. 12 декабря 1993 года поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 4 человека по месту работы. 25 августа 1999 года по выслуге лет вышел на пенсию. В конце 2011 года по достижении предельного возраста - 45 лет, он обратился в ФКУ "......." по вопросу предоставления жилья и узнал, что в 2007 году исключен из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как поставлен на учет незаконно. К ответу приложено уведомление от 19 июля 2007 N "..." об исключении из очереди на получение жилья, которое истец от ФКУ "......." ни в 2007 году, ни в последующие годы не получал. Считает, что исключение его из очереди неправомерно, поскольку им при постановке на очередь представлен полный пакет документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении по договору социального найма, кроме того, при исключении его из очереди в 2007 году ФКУ "......." руководствовалось Правилами, утратившими силу с 01 марта 2005 года.
Просил суд признать незаконными протокол жилищно-бытовой комиссии от 26 июня 2007 года N "..." ФКУ "......." УФСИН Р. по "адрес", заключение служебной проверки ФКУ "......." УФСИН Р. по "адрес" от 26 июня 2007 года об исключении истца из очереди на получение жилья; обязать ФКУ "......." УФСИН Р. по "адрес" восстановить его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 12 декабря 1993 года и включить в число граждан - участников подпрограммы на получение государственных жилищных сертификатов; обязать УФСИН Р. по "адрес" включить его в состав подпрограммы по УФСИН Р. по "адрес" на получение государственных жилищных сертификатов, в сводный список граждан-получателей сертификатов и вручить ему государственный жилищный сертификат; обязать Ф. Р. предоставить ему государственный жилищный сертификат на семью составом 3 человека, удостоверяющий право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения путем оформления сертификата на имя истца и передачи его в УФСИН Р. по "адрес" для вручения истцу.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Дмитриев О.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального и материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение по делу, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения. Так, суд не принял во внимание, что основанием для постановки на учет явилось обстоятельство нуждаемости в улучшении жилищных условий, которое не изменилось, кроме того он включен к подпрограмму на получение жилищных сертификатов, в связи с чем его требования подлежали удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки Дмитриева О.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Ранее действующей статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР, определен круг категорий граждан которые признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В силу пункта 6 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Волгоградской области, утвержденных Постановлением Администрации Волгоградской области, Президиума Волгоградского облсовпрофа от ДД.ММ.ГГГГ N 293 6. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 6 кв. метров. Предприятия, учреждения и организации, обеспечившие жилой площадью всех состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе с согласия трудового коллектива увеличивать минимальную норму для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в том случае, если строительство жилья в дальнейшем будет осуществляться исключительно за счет средств этих предприятий, учреждений, организаций;
б) проживающие в жилом помещении (доме), признанном комиссией при городской, районной в городе, поселковой, сельской администрации не отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям;
в) проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, не состоящими в родстве, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно (по заключению учреждений здравоохранения, в соответствии с Приказами Министерства здравоохранения СССР от 28.03.1983 N 330 и от 23.12.1986 N 1650);
г) проживающие в однокомнатной квартире лица разного пола старше 9 лет, кроме супругов;
д) проживающие в комнатах коммунальной квартиры, не состоящие в родственных отношениях;
е) проживающие в общежитии, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору или проживающих на условиях поднайма в домах муниципального, государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительного кооператива, в домах и квартирах, принадлежащих гражданам на праве собственности, и не имеющих другой жилой площади;
ж) проживающие на служебной жилой площади, кроме служебной жилой площади совхозов, предоставленной по месту работы в связи с характером трудовых отношений;
Согласно статье 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
При рассмотрении дела судом установлено, что в декабре 1993 года истец обратился к начальнику учреждения "......." Федоренко В.А. с рапортом о постановке на очередь, нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи из четырех человек: истец, жена истца ДИГ, дети истца - ДТО, "......." года рождения, ДВО, "......." года рождения.
Основанием для постановки истца на учет 12 декабря 1993 года как нуждающегося в улучшении жилищных условий явилась справка о составе семьи, выданная ЖЭУ N "..." от 12 декабря 1993 года, согласно которой истец, супруга истца ДИГ, дети истца - ДТО, "......." года рождения, ДВО, "......." года рождения, зарегистрированы и проживают в комнате жилой площадью "......." квадратных метров в двухкомнатной коммунальной квартире по адресу: "адрес". Нанимателем указанной комнаты является мать истца ДВН.
Впоследствии составлен акт проверки жилищных условий истца, составленный специалистами ЖЭУ N "...", датированный ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что Дмитриев О.А. с супругой и двумя несовершеннолетними детьми зарегистрирован и проживает в комнате коммунальной квартиры по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом "......." УИН Минюста Р. по "адрес" N "..." от 19 августа 1999 года Дмитриев О.А. уволен со службы по ст. 58 п. "в" по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила ".......", в льготном исчислении "......." дней.
В 2004 году истцом в "......." представлена справка о составе семьи от 05 мая 2004 года, свидетельство о заключении брака с СНЮ от "......." года, свидетельство о рождении ДД.ММ.ГГГГ сына Дмитриева А.О., справка с места его жительства по ранее указанному им месту регистрации и справка с места жительства супруги ДНЮ от ДД.ММ.ГГГГ.
26 июня 2007 года ФГУ ИК-12 ГУФСИН Р. по "адрес" провело служебную проверку по факту правомерности постановки Дмитриева О.А. в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, из заключения которой следует, что в учетном деле истца отсутствуют справка бюро технической инвентаризации, справка Регистрационного управления, копия финансово-лицевого счета квартиросъемщика, копия паспортов всех членов семьи.
В связи с указанным, ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищно-бытовой комиссии ФГУ "......." ГУФСИН Р. по "адрес", принято решение об исключении Дмитриева О.А. из очереди на улучшение жилищных условий на основании подпункта "в" п.18 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Волгоградской области, утвержденных ПостановлениемАдминистрации Волгоградской области, Президиума Волгоградскогооблсовпрофа от 26.10.1992 N 293.
Указанные обстоятельства следуют из пояснений сторон и подтверждаются материалами дела.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска в части признания незаконным протокола жилищно-бытовой комиссии и заключения служебной проверки ФКУ "......." УФСИН Р. по "адрес" об исключении истца Дмитриева О.А. из очереди на получение жилья, обязании ФКУ "......." УФСИН Р. по "адрес" восстановить его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 12 декабря 1993 года, суд первой инстанции исходил из того, что при постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий им не был представлен полный пакет документов, подтверждающих наличие оснований для предоставления жилья по договору социального найма, проверка жилищных условий истца жилищно-бытовой комиссией "......." на момент постановки в очередь не проводилась, решение о постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий надлежащим образом в установленном законодательством порядке не принималось. Поэтому, по мнению суда, у жилищно-бытовой комиссии ФКУ "......." при принятии оспариваемого истцом решения от 26 июня 2007 года о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий имелись достаточные основания для признания постановки на учет незаконной и исключения его из ряда сотрудников из очереди на улучшение жилищных условий.
С указанными выводами суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса РФ, введенного в действие с 1 марта 2005 г., право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.
Одним из оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях часть 1 статьи 56 ЖК РФ называет случай выявления в представленных гражданами документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В силу приведенной нормы материального права, каждое из названных в ней условий является достаточным для принятия решения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Однако не любые нарушения, допущенные должностными лицами при принятии решения о постановке гражданина на учет, являются достаточными для снятия гражданина с учета. Неправомерность таких действий должна иметь своим следствием незаконную постановку гражданина на учет, т.е. постановку гражданина на учет при отсутствии у него права быть принятым на учет в соответствии с законодательством, действующим на момент принятия решения о принятии на учет. Формальные нарушения со стороны должностных лиц не могут являться основанием для ограничения законных жилищных прав гражданина.
Поэтому правильное разрешение возникшего спора зависело от установления двух условий:
- были ли самим истцом при постановке его на учет в апреле 2004 г. представлены недостоверные сведения относительно своей нуждаемости в улучшении жилищных условий;
- были ли при постановке истца на учет должностными лицами жилищно-бытовой комиссии учреждения допущены такие нарушения, которые имеют значение по смыслу ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Учитывая характер рассматриваемых правоотношений, надлежало также исходить из того, что обязанность доказывать соответствие закону решения о снятии истца с учета и отсутствие у него права быть принятым на учет в 1993 году возложена на ответчика.
Исходя из установленных судом обстяотельств, судебная коллегия полагает действия жилищно-бытовой комиссии незаконными, поскольку пункт 18 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Волгоградской области, утвержденных Постановлением Администрации Волгоградской области, Президиума Волгоградскогооблсовпрофа от 26.10.1992 N 293, утративших силу с 01 марта 2005 года, а также действующая норма закона - пункт 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат таких оснований для исключения из очереди лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, как не предоставление полного пакета документов.
Поскольку в ходе судебного разбирательства, ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих об изменении жилищных условий истца, либо о предоставлении истцом недостоверных сведений послуживших основанием принятия на учет, судебная коллегия полагает требования истца в части признания незаконным протокола жилищно-бытовой комиссии и заключения служебной проверки ФКУ "......." УФСИН Р. по "адрес" об исключении из очереди на получение жилья; обязании ФКУ "......." УФСИН Р. по "адрес" восстановить на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 12 декабря 1993 года, подлежащими удовлетворению.
В остальной части решение суда отмене либо изменению не подлежит, поскольку постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлено, что определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации, предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только получением жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.
По поручению Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 г. N Пр-1777 Правительством Российской Федерации 20 января 1998 г. принято Постановление N 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", которым утверждена Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты". Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102 Программе придан статус президентской.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (п. 1). Пунктом 2 Указа на эту категорию лиц распространено действие президентской программы "Государственные жилищные сертификаты".
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В настоящее время реализуется Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "ФЦП" "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865.
В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы" 21 марта 2006 года приняло Постановление N 153, которым утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 гг.".
Согласно указанным Правилам, участие граждан в указанной программе является добровольным.
Выдача сертификатов осуществляется в соответствии с Приказом ФСИН России от 16 мая 2012 г. N 267 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" в уголовно-исполнительной системе".
Согласно п. 3 Инструкции для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в пп. "а" п. 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению N 1 к Правилам по месту постановки на жилищный учет, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, - в учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка.
Как видно из материалов дела, заявление (рапорт) Дмитриевым О.А. на получение государственного жилищного сертификата не подавалось, учетное дело не формировалось, по данному вопросу решение не принималось. Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований Дмитриева О.А. об обязании УФСИН Р. по "адрес" включить его в состав подпрограммы по УФСИН Р. по "адрес" на получение государственных жилищных сертификатов, в сводный список граждан-получателей сертификатов и вручить ему государственный жилищный сертификат; обязании Ф. Р. предоставить ему государственный жилищный сертификат на семью составом 3 человека, удостоверяющий право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения путем оформления сертификата на имя истца и передачи его в УФСИН Р. по "адрес" для вручения истцу, у суда не имелось.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 18 июня 2012 года - отменить в части отказа в удовлетворении требований Дмитриева О. А. о признании незаконным протокола жилищно-бытовой комиссии и заключения служебной проверки ФКУ "......." УФСИН Р. по "адрес" об исключении из очереди на получение жилья; обязании ФКУ "......." УФСИН Р. по "адрес" восстановить на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 12 декабря 1993 года, в указанной части принять по делу новое решение, которым признать незаконным протокол жилищно-бытовой комиссии от 26 июня 2007 года N "..." ФКУ "......." УФСИН Р. по "адрес" и заключение служебной проверки ФКУ "......." УФСИН Р. по "адрес" от 26 июня 2007 года об исключении Дмитриева О. А. из очереди на получение жилья, обязать ФКУ "......." УФСИН Р. по "адрес" восстановить Дмитриева О. А. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 12 декабря 1993 года.
В остальной части решение Волжского городского суда Волгоградской области от 18 июня 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Дмитриева О. А. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись.
Судьи: подписи.
ВЕРНО.
Судья Волгоградского областного суда В.В. Олейникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.