судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.,
судей Бондаревой Н.И., Сукачева Д.Ю.,
при секретаре Алексеевой И.В.,
с участием прокурора прокуратуры Волгоградской области Мещеряковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Бондаревой Н.И.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Еланского муниципального района Волгоградской области М
на решение Еланского районного суда Волгоградской области от 10 апреля 2012 года,
которым исковое заявление прокурора Еланского района Волгоградской области, действующего в защиту интересов Ш, к администрации Еланского муниципального района Волгоградской области, Комитету по образованию и науке Администрации Волгоградской области, Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области о понуждении к выделению жилого помещения удовлетворены частично.
Возложена обязанность на администрацию Еланского муниципального района Волгоградской области обеспечить Ш, ".......", жилым помещением соответствующим требованиям действующего законодательства.
В остальной части иска отказано.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Еланского района Волгоградской области обратился в суд с иском в защиту интересов Ш к администрации Еланского муниципального района Волгоградской области о понуждении к выделению жилого помещения.
Заявленные требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении жильём детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Ш, ".......", поставлена на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в территориальном органе опеки и попечительства Еланского муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение администрацией Еланского муниципального района ей не предоставлено.
Просит суд обязать администрацию Еланского муниципального района Волгоградской области обеспечить Ш жилым помещением соответствующим требованиям жилищного законодательства.
В ходе досудебной подготовки ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков привлечены Комитет по образованию и науки Администрации Волгоградской области, Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Еланского муниципального района М оспаривает постановленное судом решение, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав прокурора прокуратуры Волгоградской области Мещерякову Л.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Разрешив спор по существу, суд первой инстанции установил, что Ш, "......." поставлена на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в территориальном органе опеки и попечительства Еланского муниципального района. В сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, числится под N "..."
Со дня постановки на учёт и по настоящее время ответчик не обеспечил Ш по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Данной позиции корреспондирует абз. 2, 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в котором также указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, частью 3 статьи 57 ЖК РФ установлено, что гражданам,
состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на
основании решений органа местного самоуправления.
На основании ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации. Указанные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", закреплённые также и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизированы в жилищном законодательстве.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", во взаимосвязи с другими приведёнными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом, учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется и устанавливается Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и является обязательным во всех случаях.
Условия наделения органов местной власти на территории Волгоградской области соответствующими полномочиями были соблюдены с учётом требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - 15 декабря 2005 года был принят Закон Волгоградской области N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области", определяющий общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области.
Как следует из п. 2 ст. 4 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
При указанных данных, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение в части понуждения администрации Еланского муниципального района Волгоградской области предоставить Ш жилое помещение по установленным нормам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что со стороны администрации Еланского муниципального района Волгоградской области отсутствует факт нарушения прав ребёнка-сироты, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании закона, прямо возлагающим на орган местного самоуправления обязанность по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом исполнение или неисполнение бюджетных обязательств органами государственной власти перед органом местного самоуправления при рассмотрении настоящего дела юридического значения не имеет, поскольку гражданин, в интересах которого заявлен иск, субъектом бюджетных правоотношений не является.
Иным доводам, направленным на отмену решения, дана обоснованная оценка судом первой инстанции, которая согласуется с позицией судебной коллегии.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает постановленное решение законным, обоснованным и принятым с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Еланского районного суда Волгоградской области от 10 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Еланского муниципального района Волгоградской области М - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.