Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.
судей Кравцовой Е.В., Петрушенко Ф.П.
при секретаре Маренковой В.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Центрального района г. Волгограда
на решение Центрального районного суда г. Волгограда 11 апреля 2012 года, которым иск прокурора Центрального района города Волгограда в интересах неопределенного круга инвалидов к Федеральному казенному учреждению здравоохранения " "Наименование"" о понуждении к предоставлению информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для приема на работу инвалидов и выполнение квоты за январь-ноябрь 2011 года оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав прокурора отдела Прокуратуры Волгоградской области Дружинину И.А., поддержавшую доводы апелляционного представления, возражения по ним представителя ФКУЗ " "Наименование"" Бяховой Н.В., действующей на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г.Волгограда обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения " "Наименование"" о понуждении к предоставлению информации. В обоснование требований указал, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований действующего законодательства, установлено, что ответчиком, среднесписочная численность работников организации которого превышает 100 человек, в нарушение требований Закона РФ "О занятости населения в РФ", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", Закона Волгоградской области "О квотировании рабочих мест для приема инвалидов" не представлена в ГКУ Центр занятости населения г.Волгограда информация о наличии вакантных рабочих мест для приема на работу инвалидов и выполнении квоты за январь-ноябрь 2011 года. Учитывая, что бездействие ответчика влечет нарушение прав неопределенного круга инвалидов, ищущих работу, просит обязать ответчика предоставить в ГКУ Центр занятости населения г.Волгограда информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для приема на работу инвалидов и выполнении квоты за январь-ноябрь 2011 года.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции помощник прокурора Центрального района г.Волгограда Кильдяшева Т.А. заявленные требования прокурора поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представители ответчика Гнибедов И.Н., Бяхова Н.В. против удовлетворения требований прокурора возражали, просили в их удовлетворении отказать, по тем основаниям, что Федеральное казенное учреждение здравоохранения " "Наименование"" является федеральным специализированным медицинским учреждением, в котором отсутствуют должности, на которые бы могли быть приняты инвалиды, так как по всем имеющимся профессиям и должностям на предприятии имеются вредные и опасные производственные факторы, в связи с чем, условия работы в Институте не позволяют принимать на работу инвалидов.
Представитель третьего лица - ГКУ ЦЗН г.Волгограда в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, заявленные прокурором требования поддерживает.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Центрального района г. Волгограда, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также на не исследование судом штатного расписания ответчика, оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Дружинина И.А. настаивала на удовлетворении представления, представитель ответчика, действующая по доверенности Бяхова Н.В. возражала против удовлетворения апелляционного представления.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы представления, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая заявленные исковые требования и придя к выводу о том, что ФКУЗ " "Наименование"" является учреждением, для которого нормативно установлены требования к претендентам на рабочие вакансии, включая особые требования к состоянию здоровья претендентов, по всем имеющимся профессиям и должностям в ФКУЗ "Наименование"" имеются вредные и опасные производственные факторы, ответчиком осуществляется деятельность, которая противопоказана для устройства инвалидов, в связи с чем, квотирование рабочих мест для инвалидов и принятие их на роботу не представляется возможным, суд первой инстанции счел исковые требования не подлежащими удовлетворению.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, что является основанием к отмене решения в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для инвалидов.
В силу ч. 2 ст. 22 и ст. 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. При этом работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В целях реализации положений федерального законодательства был принят Закон Волгоградской области от 05.12.2005 года N 1127-ОД "О квотировании рабочих мест для приема инвалидов", ч. 1 ст. 2 которого предусмотрено, что на территории Волгоградской области размер квоты для приема на работу инвалидов организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, среднесписочная численность работников в которых более 100 человек, устанавливается в размере двух процентов от среднесписочной численности работников.
В силу ч. 1 ст. 4 вышеназванного Закона, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов работодатель обязан:
создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
представлять ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, государственным учреждениям службы занятости населения (центрам занятости населения) по месту нахождения работодателя информацию (сведения) о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для приема на работу инвалидов и выполнении квоты.
При этом, каких-либо исключений из числа организаций, которых названный закон, в зависимости от осуществляемой ими деятельности освобождал бы от установленной в нем обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов закон не содержит.
С учетом изложенного, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований на том основании, что ответчик является учреждением, для которого нормативно установлены требования к претендентам на рабочие вакансии, включая особые требования к состоянию здоровья претендентов нельзя признать законным, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь перечисленными выше нормами права, учитывая, что судом достоверно установлено, материалами дела подтверждается и не отрицалось сторонами в судебном заседании, что ответчик, имея среднесписочную численность работников свыше 100 человек, предусмотренную законом обязанность по предоставлению органам службы занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов в установленной форме не выполняет, судебная коллегия находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 апреля 2012 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым заявленные исковые требования прокурора Центрального района г. Волгограда удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Наименование"" предоставить в Государственное казенное учреждение Волгоградской области "Центр занятости населения города Волгограда" информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для приема на работу инвалидов и выполнении квоты за январь-ноябрь 2011 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.