судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Волковой И.А.
при секретаре Слета К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. к Государственному казённому учреждению Центр социальной защиты населения по Быковскому району Волгоградской области, администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, Министерству социальной защиты населения Волгоградской области о понуждении признать получателем социальной выплаты, включить в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
по апелляционной жалобе А.
на решение Быковского районного суда Волгоградской области от 5 июля 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении исковых требованиях А. к Государственному казённому учреждению Центр социальной защиты населения по Быковскому району Волгоградской области, администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, Министерству социальной защиты населения Волгоградской области о понуждении признать получателем социальной выплаты, включить в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий - отказать.
Заслушав доклад судьи Тертышной В.В., судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
А. обратился в суд с иском к Государственному казённому учреждению Центр социальной защиты населения по Быковскому району Волгоградской области, администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, Министерству социальной защиты населения Волгоградской области о понуждении признать получателем социальной выплаты, включить в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года.
В обоснование заявленных требований указал, что он является ветераном боевых действий и инвалидом войны третьей группы. В ДД.ММ.ГГГГ он вместе с супругой переехал из "адрес" где они приобрели жилой дом по "адрес" общей площадью 48,9 кв.м, жилой площадью 38,1 кв.м.
В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Быковского городского поселения Волгоградской области с заявлением о признании указанного жилого помещения непригодным для проживания и постановке его семьи на учёт, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма.
Постановлением главы Быковского городского поселения от 01 сентября 2011 года N195 жилое помещение по "адрес" признано непригодным для постоянного проживания граждан.
Постановлением главы Быковского городского поселения Волгоградской области N196 от 01 сентября 2011 года его семья поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении ему социальной выплаты в соответствии с Порядком реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей - инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счёт субвенций Федерального бюджета, утвержденным Постановлением Администрации Волгоградской области, утвержденным Постановлением Администрации Волгоградской области от 14 сентября 2009 года N334-п.
Однако ему было отказано, поскольку он не встал на учёт до 01 января 2005 года.
Просил обязать администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области признать его получателем социальной выплаты; обязать администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области и Государственное казенное учреждение Центр социальной защиты населения по Быковскому району включить его в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, обладающих правом на обеспечение жилыми помещениями за счёт субвенций федерального бюджета в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на 2012 год; обязать Управление социальной защиты населения администрации Волгоградской области включить его в Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, обладающих правом на обеспечение жилыми помещениями за счёт субвенций Федерального бюджета в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на 2012 год.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе А. оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение норм процессуального и материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Положением п. 4 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Так, ст. 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Во исполнение требований ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" и ст. 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также в целях улучшения жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, Администрацией Волгоградской области утверждён Порядок реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета.
В п. 3 указанного Порядка предусмотрено, что в соответствии со ст.ст. 14, 21, п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах" и ч. 4 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" право на получение социальной выплаты имеют следующие категории граждан, проживающих на территории Волгоградской области и вставших на учет до 1 января 2005 года: а) инвалиды боевых действий, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); б) ветераны боевых действий; в) члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий; г) инвалиды; д) семьи, имеющие детей-инвалидов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно свидетельству N "..." и удостоверению N "..." А. является ветераном боевых действий и инвалидом войны третьей группы.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ А. приобрёл в долевую собственность с супругой жилой дом по адресу: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела муниципального хозяйства и капитального строительства Быковского муниципального района был произведен осмотр частного домовладения по адресу: "адрес", в результате которого установлено, что домостроение было перенесено из зоны затопления в 1956 году; первоначальная дата постройки не установлена; конструкции строений бани, летней кухни, жилой дома- деревянные, физически и морально устаревшие; элементарные внутриквартирные бытовые условия отсутствуют. Для создания нормальных внутриквартирных бытовых условий необходимо произвести реконструкцию домостроения.
В ДД.ММ.ГГГГ А. обратился в администрацию Быковского городского поселения "адрес" с заявлением о признании жилого помещения по адресу: "адрес", непригодным для проживания и постановке его семьи на учёт, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма.
Из акта обследования жилого помещения N "..." от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение по "адрес" признано непригодным для постоянного проживания граждан.
Постановлением главы Быковского городского поселения Волгоградской области от 1 сентября 2011 года N 195 указанное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания граждан.
Постановлением главы Быковского городского поселения Волгоградской области от 1 сентября 2011 года N 196 семья из двух человек: А. и Л. принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и внесена в общий список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ под N "...".
ДД.ММ.ГГГГ А. обратился в администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении ему социальной выплаты в соответствии с Порядком реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей - инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счёт субвенций Федерального бюджета, утвержденным Постановлением Администрации Волгоградской области, утвержденным Постановлением Администрации Волгоградской области от 14 сентября 2009 года N 334-п.
Ему было отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретения жилья, поскольку в п.3 указанного порядка предусмотрено право на получение социальной выплаты для категории граждан - инвалидов боевых действий, проживающих на территории Волгоградской области и вставших на учёт до 01 января 2005 года.
А. было отказано в постановке на учет как ветерана боевых действий и инвалида боевых действий, поскольку он не встал на учет для улучшения жилищных условий в предусмотренный законом срок. Между тем, он и его семья состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
До ДД.ММ.ГГГГ А. и члены его семьи не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как администрацией Урало-Ахтубинского сельсовета Быковского района А., как участнику афганских действий, при его долевом участии был построен одноквартирный жилой дом "адрес", который был впоследствии им приватизирован. Данный дом был благоустроенным, соответствовал всем требованиям и нормам. Однако, А. в ДД.ММ.ГГГГ продал данное жилое помещение и приобрел жилой дом по "адрес", который в ДД.ММ.ГГГГ был признан непригодным для постоянного проживания граждан.
Указанные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции и показаниями лиц, участвующих в деле.
При таких данных, руководствуясь требованиями приведенных норм права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что каких-либо доказательств о нуждаемости А. до 1 января 2005 года в улучшении жилищных условий истец не представил, и, учитывая, что действующее законодательство не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения ветеранов боевых действий и инвалидов боевых действий жилыми помещениями по договору социального найма, обратившихся с заявлением после 01 января 2005 года, но они приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности, принял правильное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отказ от постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ограничивает права истца как ветерана боевых действий и ветерана, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании закона.
Все доводы жалобы, по мнению судебной коллегии, не могут быть приняты во внимание, как основание к отмене решения, поскольку они истцом указаны в качестве обоснования заявленных исковых требований, являлись предметом исследования и обсуждения суда первой инстанции и получили в решении надлежащую правовую оценку, изменять которую у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и предоставленных сторонами доказательств, а также сводятся к неправильному толкованию норм права, что в силу действующего Гражданского процессуального кодекса РФ не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого постановления суда.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, и не свидетельствуют о наличии оснований к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Быковского районного суда Волгоградской области от 5 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.