судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Волковой И.А.
при секретаре Титаренко Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быковского района Волгоградской области в интересах Григорьевой Татьяны Сергеевны к Администрации Быковского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением вне очереди
по апелляционной жалобе представителя администрации Быковского муниципального района Волгоградской области Артыкбаевой Ю.В.
на решение Быковского районного суда Волгоградской области от 05 июля 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Иск прокурора Быковского района в интересах Григорьевой Татьяны Сергеевны к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением вне очереди удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области предоставить Григорьевой Татьяне Сергеевне жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в пределах установленной нормы предоставления жилого помещения.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Тертышной В.В., выслушав прокурора Мещерякову Л.В., возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Быковского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах Григорьевой Татьяны Сергеевны к Администрации Быковского района, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Быковского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением вне очереди.
В обоснование требований указал, что проведенной прокуратурой проверкой деятельности администрации Быковского муниципального района Волгоградской области в части исполнения требований Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что Григорьева Т.С. постановлением главы администрации Быковского муниципального района Волгоградской области N 1419 от 06.12.2011 года поставлена на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилья, так как относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени в нарушение требований действующего законодательства Григорьева Т.С. не обеспечена жилой площадью, чем нарушены ее права.
Просил обязать администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Григорьеву Т.С. вне очереди жилой площадью по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в соответствии с установленными нормами.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Быковского муниципального района Волгоградской области Артыкбаева Ю.В. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
Исходя из смысла приведённой нормы закона, следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения - определённая категория граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, её виды и размеры устанавливаются законом. Урегулировав отношения, возникшие в связи с предоставлением органами государственной власти мер социальной поддержки детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей законодатель представил тем самым - в целях реализации ими права на получение жилья - дополнительные гарантии социальной защиты (до 23 лет).
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 года N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приёмных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью, по социальным нормам возложена на органы местного самоуправления.
Судом апелляционной инстанции установлено, что решением Быковского районного суда Волгоградской области от 15 сентября 2005 года мать Григорьевой Т.С.- Григорьева О.В. лишена родительских прав.
Постановлением главы Быковского муниципального района Волгоградской области N 1419 от 06 декабря 2011 года Григорьева Т.С., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учёте, как нуждающаяся в получении жилого помещения на территории Быковского муниципального района Волгоградской области.
Постановлением главы Быковского муниципального района Волгоградской области N 96 от 30 января 2012 года Григорьева Т.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, состоящих на учёте в органе учёта и распределения жилья, как нуждающиеся во внеочередном предоставлении жилого помещения на территории Быковского муниципального района Волгоградской области по состоянию на 01.01.2012г., однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что Григорьева Т.С., имея статус социального сироты, в соответствии с действующим законодательством РФ, принята на учёт в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязанности органом местного самоуправления по предоставлению ей жилого помещения не исполнены, и принял обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований в части установления срока для обеспечения жилой площадью вне очереди в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу, поскольку органы местного самоуправления наделены государственным полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди, следовательно, установление какого-либо срока действующим законодательством не предусмотрено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что со стороны администрации отсутствует факт нарушения прав ребенка-сироты, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании закона, прямо возлагающим на орган местного самоуправления обязанность по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом исполнение или неисполнение бюджетных обязательств органами государственной власти перед органом местного самоуправления при рассмотрении настоящего дела юридического значения не имеет, поскольку гражданин, в интересах которого заявлен иск, субъектом бюджетных правоотношений не является.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает постановленное решение законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в жалобе, судом не допущено и не находит оснований к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Быковского районного суда Волгоградской области от 05 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Быковского муниципального района Волгоградской области Артыкбаевой Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна
Судья Волгоградского
областного суда В.В. Тертышная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.