судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Волковой И.А.
при секретаре Титаренко Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быковского района Волгоградской области в интересах Деулиной Надежды Сергеевны к Администрации Быковского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением вне очереди
по апелляционной жалобе представителя администрации Быковского муниципального района Волгоградской области Артыкбаевой Ю.В.
на решение Быковского районного суда Волгоградской области от 03 июля 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования прокурора Быковского района Волгоградской области в интересах Деулиной Надежды Сергеевны к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области о понуждении обеспечить вне очереди жилым помещением по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области предоставить Деулиной Надежде Сергеевне, 25 августа 1990 года рождения, вне очереди жилую площадь по договору социального найма в соответствии с установленными нормативами в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Тертышной В.В., выслушав прокурора Мещерякову Л.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Быковского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах Деулиной Н.С. к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области о понуждении обеспечить вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
В обоснование требований указал, что проведенной прокуратурой проверкой деятельности администрации Быковского муниципального района Волгоградской области в части исполнения требований Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что Деулина Н.С. постановлением главы администрации Быковского муниципального района Волгоградской области N 1553 от 29 декабря 2011 года поставлена на жилищный учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, так как относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени в нарушение требований действующего законодательства Деулина Н.С. не обеспечена жилой площадью, чем нарушены ее права.
Просил обязать администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Деулину Н.С. вне очереди жилой площадью по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в соответствии с установленными нормативами.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Быковского муниципального района Волгоградской области Артыкбаева Ю.В. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Данной позиции корреспондирует абз. 2, 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в котором также указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ установлено, что гражданам,
состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на
основании решений органа местного самоуправления.
На основании ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Указанные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", закреплённые также и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизированы в жилищном законодательстве.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", во взаимосвязи с другими приведёнными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом, учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется и устанавливается Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и является обязательным во всех случаях.
Условия наделения органов местной власти на территории Волгоградской области соответствующими полномочиями были соблюдены с учётом требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - 15 декабря 2005 года был принят Закон Волгоградской области N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области", определяющий общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области.
Как следует из п. 2 ст. 4 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Деулина Н.С., 25 августа 1990 года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители, Деулина С.А. и Деулин С.М. лишены родительских прав решением Котельниковского районного суда Волгоградской области от 28 апреля 1998 года.
Из постановления исполняющего обязанности главы Быковского муниципального района Волгоградской области от 29 декабря 2011 года N 1553 следует, что Деулина Н.С. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договорам социального найма, как ребёнок, оставшийся без попечения родителей.
Согласно уведомлению Быковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 25 апреля 2012 года в собственности у Деулиной Н.С. объектов недвижимости не имеется.
Указанные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, суд пришел к правильному выводу о том, что Деулина Н.С., имея статус социального сироты, в соответствии с действующим законодательством РФ, принята на учёт в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязанности органом местного самоуправления по предоставлению ей жилого помещения не исполнены, и постановил законное и обоснованное решение в части возложения обязанности на администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области предоставить Деулиной Н.С. жилое помещение по установленным нормам.
Вместе с тем, судебная коллегия считает ошибочным вывод суда в части установления двухмесячного срока со дня вступления решения суда в законную силу для предоставления Деулиной Н.С. жилого помещения, поскольку дети-сиротыподлежат обеспечению жильём во внеочередном порядке.
Так, перечисленные выше нормы не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очерёдности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
При таких данных судебная коллегия считает, что решение суда в части указания на срок обеспечения Деулиной Н.С. жилым помещением в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подлежит отмене. В остальной части судом постановлено решение в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что со стороны администрации Быковского муниципального района Волгоградской области отсутствует факт нарушения прав ребенка-сироты, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании закона, прямо возлагающим на орган местного самоуправления обязанность по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом исполнение или неисполнение бюджетных обязательств органами государственной власти перед органом местного самоуправления при рассмотрении настоящего дела юридического значения не имеет, поскольку гражданин, в интересах которого заявлен иск, субъектом бюджетных правоотношений не является.
Иным доводам, направленным на отмену решения, дана обоснованная оценка судом первой инстанции, изменять которую судебная коллегия оснований не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Быковского районного суда Волгоградской области от 03 июля 2012 года отменить в части установления срока исполнения решения суда в течение двух месяцев, принять в этой части новое решение, которым:
в удовлетворении исковых требований прокурора Быковского района Волгоградской области в части установления срока исполнения решения в течение двух месяцев - отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Быковского муниципального района Волгоградской области Артыкбаевой Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна
Судья Волгоградского
областного суда В.В. Тертышная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.