Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе: судьи-председательствующего Ковалева А.М.
судей Камышовой Т.В., Мартышенко С.Н.
при секретаре Мушкетовой И.П.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ковалева А.М. дело по апелляционной жалобе А. на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 апреля 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
А. обратился в суд с иском к ФГУ " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА", войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о признании бездействия войсковой части незаконным и обязании поставить на учет нуждающихся в получении жилых помещений. В обоснование иска указал, что он являлся военнослужащим, проходил военную службу в должности начальника медицинской службы войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН г. Ростова-на-Дону. В период прохождения военной службы был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилья.
11 сентября 2000 г. приказом командира в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН был уволен с военной службы и исключен из списков части. До увольнения на заседании жилищной комиссии был рассмотрен вопрос об оставлении его в списках безквартирных для получения жилой площади либо Государственного жилищного сертификата, согласно протоколу заседания жилищной комиссии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 20.08.2000 г.
В 2011 году в связи с изданием приказа МО РФ N 1280 от 30.09.2010 года, которым был определен порядок ведения общего учета военнослужащих, нуждающихся в жилье, истец обратился в уполномоченный орган МО РФ - ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА по поводу очередности постановки на учет, из которого был получен ответ, что в электронной базе лиц нуждающихся в получении жилья он не значится и на учете не состоит.
А. обратился в военный комиссариат по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН району г. Ростова-на-Дону, в котором он состоит на учете после увольнения, из которого получил ответ, что документы, подтверждающие его право на получение жилья войсковой частью НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в адрес военного комиссариата не направлялись. Ходатайство о направлении документов в орган местного самоуправления также от войсковой части в адрес военного комиссариата не поступало.
Истец считает бездействие войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по не направлению в военный комиссариат по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН району г. Ростов-на-Дону жилищного дела и ходатайства о постановке на жилищный учет незаконным, нарушающим его право на обеспечение жильем. Поэтому просил признать бездействие в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН незаконным.
Поскольку А. утверждал, что был поставлен на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, до 1 марта 2005 года, он также просил суд обязать Федеральное государственное учреждение " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА" поставить его на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений с 07.06.2000 года в составе семьи 4 человека.
Из поступивших в адрес суда ответов на судебные запросы было установлено, что с 01.12.2010г. номер в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН аннулирован, указанная в/ч является структурным подразделением в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
В судебное заседание А. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя.
Представитель истца по доверенности П. в судебном заседании поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представители ответчиков - ФГУ " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА", в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
В связи с этим суд первой инстанции рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
17 апреля 2012 года Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований А.
Не согласившись с решением суда, А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое. По мнению апеллянта, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, и, кроме того, судом неправильно применены нормы материального права.
Заявитель указывает, что суд безосновательно принял в качестве доказательства по делу рукописное решение жилищной комиссии от 30.11.2000 года, считает, что указанное решение не соответствует требованиям ст. 56 ЖК РФ и является незаконным, так как на заседание комиссии он не вызывался, о принятом решении уведомлен не был.
Также апеллянт заявляет о своем несогласии с выводом суда о недоказанности факта того, что он состоял в списке очередников, и, что им не был представлен рапорт о направлении его жилищного дела в органы местного самоуправления.
Кроме того, апеллянт указывает, что суд не принял во внимание, что он является ветераном боевых действий, награжден орденом за боевые заслуги, что является дополнительным основанием для постановки его на учет в соответствии с законом "О ветеранах".
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, представителя ФГУ " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА", судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН командира войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 11 сентября 2000 г. А., начальник медицинской службы, уволенный с военной службы с зачислением в запас по окончании срока контракта военной службы по подпункту "б" пункта 1 ст. 51 Федерального Закона, с 10 октября 2000 года исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения, и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН района г.Ростова-на-Дону.
Судом также установлено, что 27.12.1999 года истец был включен в список безквартирных в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. При этом решением жилищной комиссии в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28 августа 2000 года А., подлежащий увольнению в запас по окончанию контракта военной службы, был оставлен в списках безквартирных в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Однако протоколом жилищной комиссии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 30.11.2000 г. истец был исключен из списков безквартирных в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН как уволенный по истечении срока контракта о прохождении военной службы.
Указанное решение жилищной комиссии истцом оспорено не было.
В силу ст. 15 п. 2.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных помещений" для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального Закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в ФГУУ "Южное Региональное управление жилищного обеспечения с приложением всех необходимых документов.
Порядок учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий устанавливается Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (ред. от 06.10.2011) "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
В силу пункта 12 указанного постановления ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления.
Пункт 13 указанного постановления предусматривает, что военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до
увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Пункт 14 постановления устанавливает, что на основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако в нарушение указанной нормы права истец не представил суду первой инстанции доказательств подачи командиру рапорта о направлении ходатайства в орган местного самоуправления о постановке его на учет, а также обращения в ФГУ " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА" с заявлением о постановке на учет.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований А. следует отказать.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, находит его соответствующим материалам дела и действующему законодательству.
Доводы жалобы о безосновательном принятии в качестве доказательства по делу решения жилищной комиссии от 30.11.2000 года отклоняются судебной коллегией.
Во-первых, данное доказательство, наряду с иными, получило надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, исходя из его допустимости и относимости. Необходимость переоценки доказательств по делу, в их числе указанного решения жилищной комиссии, судом апелляционной инстанции не установлена. Судебная коллегия считает, что все имеющие значение для дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, а выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Во-вторых, истец не был лишен права в установленном законом порядке обжаловать указанное решение жилищной комиссии, однако своим правом не воспользовался.
Ссылка апеллянта на ФЗ "О ветеранах", в соответствии с которым имеются дополнительные основания для постановки на учет признается судебной коллегией несостоятельной, поскольку постановка на учет носит заявительный характер, а сведений об обращении А. в соответствующие органы с заявлением о постановке его на учет ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии не представлено.
В остальной части доводы апелляционной жалобы основаны на субъективном мнении заявителя, не подтвержденном соответствующими доказательствами, и признаются судебной коллегией формальными соображениями, которые не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда. Они не содержат ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение, постановленное Октябрьским районным судом г. Ростова-на-Дону, законным, обоснованным, и не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для его отмены либо изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.