Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего Проданова Г.А.
судей Абрамова Д.М.,
Москаленко Ю.М.,
при секретаре Магакьян Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамова Д.М. дело по заявлению Городской Думы г.Новочеркасска о признании незаконным бездействия Мэра г.Новочеркасска, выразившегося в непредоставлении отчета, обязании представить отчет о результатах деятельности за 2011 год по апелляционной жалобе Мэра г.Новочеркасска на решение Новочеркасского городского суда от 20.07.2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Городская Дума г.Новочеркасска 26.06.2012 года обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Мэра г.Новочеркасска, выразившегося в непредоставлении отчета о своей деятельности и деятельности Администрации города, обязании представить отчет о результатах деятельности за 2011 год на заседании Думы в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу, сославшись на следующие обстоятельства. Вопреки статьям 35-36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 2 статьи 28 Устава муниципального образования Мэр не представляет отчет о результатах деятельности за 2011 год. Решением Городской Думы г.Новочеркасска от 14.03.2012 года определено провести заседание Думы по вопросу об отчете Мэра г.Новочеркасска за 2011 год 06.04.2012 года в связи с тем, что дата проведения отчета Мэра г.Новочеркасска перед представительным органом местного самоуправления о результатах своей деятельности и деятельности Администрации города за прошедший год нормативно не определена. На заседание Думы Мэр не явился, отчет не предоставил. Решение Городской Думы от 14.03.2012 года оспорено Мэром в судебном порядке, решением Новочеркасского городского суда от 05.04.2012 года, вступившим в законную силу, оно признано правомерным. Повторно Городская Дума 06.04.2012 года приняла решение о проведении заседания по вопросу об отчете Мэра 15.05.2012 года, отчет не предоставлен, решением суда от 03.05.2012 года отказано в удовлетворении заявления Мэра о признании незаконным данного решения Городской Думы. Заявитель утверждает, что непредставление отчета является неправомерным бездействием, лишающим представительный орган местного самоуправления возможности своевременно осуществлять контрольные полномочия за деятельностью исполнительного органа местного самоуправления. Такое неправомерное бездействие нарушает нормативно установленный Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок осуществления функций местного самоуправления, оно подлежит устранению путем обязания Мэра г.Новочеркасска предоставить отчет.
В судебном заседании представитель Городской Думы г.Новочеркасска просил заявление удовлетворить.
Представитель Мэра г.Новочеркасска против удовлетворения заявления возражал.
Решением Новочеркасского городского суда от 20.07.2012 года заявление Городской Думы г.Новочеркасска удовлетворено: признано незаконным бездействие Мэра г.Новочеркасска Кондратенко А.И., выразившееся в непредставлении Городской Думе г.Новочеркасска отчета о результатах своей деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска за 2011 год. Мэр г.Новочеркасска Кондратенко А.И. обязан представить Городской Думе г.Новочеркасска отчет о результатах своей деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска за 2011 год в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Мэра г.Новочеркасска поставлено требование об отмене решения суда, поскольку судом допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права. В жалобе указано на то, что в данном случае отсутствует нарушение прав заявителя в рамках статьи 254 ГПК РФ, решение Городской Думы от 28.09.2011 года N148 "Об утверждении регламента Городской Думы города Новочеркасска", на которое сослался суд, не подписано Мэром и не опубликовано, решения представительного органа местного самоуправления о назначении даты заслушивания отчета не создают обязанностей для главы муниципального образования, срок предоставления отчета определяет Мэр самостоятельно в соответствии с регламентом Администрации города, срок предоставления отчета на время вынесения решения не истек, всем доводам Мэра г.Новочеркасска в решении не дана мотивированная правовая оценка.
Выслушав объяснения представителя Мэра г.Новочеркасска - Пищейко И.Ф., просившего решение отменить, представителя Городской Думы г.Новочеркасска - Золотаренко А.В., просившего решение оставить без изменения, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнением к ней и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что решением Городской Думы г. Новочеркасска от 14.03.2012 года N242 определено провести заседание Городской Думы по вопросу об отчете Мэра г.Новочеркасска о результатах своей деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска за 2011 год 06.04.2012 года, в связи с чем предложено представить указанный отчет не позднее 28.03.2012 года для предварительного изучения на постоянной комиссии Городской Думы по местному самоуправлению и организационным вопросам. На назначенное заседание Мэр города не явился, отчет не предоставил, оспорил это решение Думы в суде. Решением Новочеркасского городского суда от 05.04.2012 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления отказано.
06.04.2012 года Городская Дума приняла решение "О ситуации в связи с непредставлением Мэром города Новочеркасска А.И. Кондратенко Городской Думе г.Новочеркасска отчета о результатах его деятельности и деятельности Администрации города Новочеркасска за 2011 год", которым определено провести заседание по вопросу об отчете Мэра 15.05.2012 года. Однако к этой дате отчет повторно не представлен. Мэром г.Новочеркасска подано заявление в суд о признании незаконным решения Городской Думы от 06.04.2012 года, решением Новочеркасского городского суда от 03.05.2012 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления отказано.
Мэр г.Новочеркасска присутствовал на заседании Городской Думы 15.05.2012 года, сообщил, что отчет готов (л.д.94-95), но он будет представлен в сроки, которые будут согласованы с ним.
11.07.2012 года Мэр направил в Городскую Думу письмо, в котором просил включить в повестку заседания Думы в октябре 2012 года 2 вопроса - об отчете Мэра города о результатах своей деятельности и об отчете Мэра города о результатах деятельности Администрации города в 2011 году (л.д.119).
Статьей 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (части 1, 5.1) предусмотрено, что Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
В силу пункта 9 части 10 статьи 35 приведенного Федерального закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно ч.11.1 ст.35 Федерального закона представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Уставом муниципального образования установлены аналогичные положения. Согласно ч.2 ст.25 Устава Городская Дума заслушивает ежегодные отчеты Мэра г.Новочеркасска о результатах его деятельности, деятельности Администрации города Новочеркасска, в том числе о решении вопросов, поставленных Городской Думой. В силу ч.2 ст.28 Устава Мэр города представляет Городской Думе ежегодные отчеты о результатах его деятельности, деятельности Администрации города Новочеркасска, в том числе о решении вопросов, поставленных Городской Думой. Конкретные срок представления отчетов и их заслушивания Устав г.Новочеркасска не определяет.
Принимая решение, суд исходил из вышеприведенных обстоятельств и пришел к выводу о том, что из норм Федерального закона и Устава муниципального образования однозначно следует возможность реализации представительным органом местного самоуправления контрольного полномочия по истребованию и заслушиванию ежегодного отчета главы муниципального образования о результатах деятельности за предыдущий год. Поскольку срок предоставления ежегодного отчета прямо не установлен нормативными правовыми актами, в том числе местными, представительный орган местного самоуправления вправе в разумный срок по согласованию с главой муниципального образования определить такой срок, что вытекает из содержания компетенции представительного органа.
В данном случае установлено, что Мэр г.Новочеркасска произвольно, без приведения разумного обоснования невозможности предоставить отчет за 2011 год в определенный представительным органов местного самоуправления срок дважды отказался от его предоставления на его заседаниях 06.04.2012 года и 15.05.2012 года, будучи заблаговременно извещенным о его проведении именно по данному вопросу, при этом сведений о неготовности отчета либо о наличии иных препятствий для его предоставления не имелось. Таким образом, установлено неправомерное бездействие Мэра, выраженное в непредоставлении отчета о результатах деятельности за 2011 год.
Доводы Мэра г.Новочеркасска о том, что решения Городской Думы по вопросу о представлении ежегодного отчета в конкретный срок носят лишь рекомендательный характер и не создают обязанности представить отчет, судом признаны необоснованными в связи с их противоречием содержанию указанного контрольного полномочия Городской Думы. Регламент Администрации г.Новочеркасска не является правовым основанием для самостоятельного определения Мэром города даты предоставления отчета на заседании Городской Думы, поскольку такое полномочие не отнесено Федеральным законом и Уставом города к компетенции Администрации.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как принятого при соблюдении норм материального и процессуального права в соответствии с установленными обстоятельствами.
В решении дана мотивированная оценка всем представленным доказательствам и доводам сторон в соответствии с требованиями статей 67,198 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание и соответственно служить основаниями к отмене решения, как не основанные на содержании вышеприведенных правовых норм и сводящиеся к другой точке зрения на установленные судом правоотношения. Оснований для иной оценки доказательств по материалам дела у судебной коллегии не имеется.
Отказ предоставить отчет в устной или письменной форме на заседании представительного органа местного самоуправления не может быть обусловлен лишь ссылкой на самостоятельность главы муниципального образования в разрешении данного вопроса, что имеет место в настоящем случае. Такой подход является злоупотреблением правом в публичных правоотношениях и ставит представление ежегодного отчета о деятельности главы муниципального образования и администрации в зависимость от произвольного решения должностного лица местного самоуправления, что не согласуется с общими принципами организации местного самоуправления, в том числе при взаимодействии его органов.
Отсутствие прямого указания в Уставе муниципального образования и в иных нормативных правовых актах на конкретный срок представления отчета не означает, что отчет представляется только лишь по усмотрению главы муниципального образования в определенное им время, обратное противоречит правовой природе контрольных полномочий представительного органа местного самоуправления.
Ссылка в жалобе на нарушение принципа самостоятельности главы муниципального образования не может быть принята во внимание, поскольку полномочия главы (в данном случае Мэра г.Новочеркасска) реализуются в единстве с полномочиями представительного органа, которые в рамках рассматриваемых правоотношений имеют контрольный характер. Мотивы непредставления отчета в сроки, определенные Городской Думой, в данном случае не связаны с невозможностью его представления по объективным или процедурным причинам, а обусловлены лишь доводом о нормативной неопределенности даты, что не может быть расценено как заслуживающее внимания обстоятельство, влекущее отмену решения суда.
Установление в решении конкретного срока представления отчета соответствует требованиям статей 258, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует принципам обязательности и исполнимости судебного решения.
Таким образом, оснований к отмене решения, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новочеркасского городского суда от 20.07.2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мэра г.Новочеркасска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.