Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Тахирова Э.Ю.
судей: Тхагапсовой Е.А., Калинченко А.Б.
при секретаре: Кудис Э.В.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Тахирова Э.Ю. дело по апелляционной жалобе Федоровой Е.В., Федоровой Т.В. на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 31 мая 2012 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федорова Е.В. и Федорова Т.В. обратились с иском к Администрации Зерноградского района Ростовской области, в котором просили суд восстановить им пропущенный срок для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории лиц из числа детей - сирот и постановке на квартирный учет по списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что являются лицами из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 17.01.2002года их отец [ФИО]8 и мать [ФИО]9 лишены родительских прав. За ними было закреплено право проживания по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, но фактически истцы проживали с родной бабушкой - опекуном по другому адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. С 1991 г по 2002 год они обучались в средней общеобразовательной школе НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, находились на государственном обеспечении и на содержании опекуна. [ФИО]10 - опекун, умерла ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Федорову Е.В. распределили в Педагогический колледж г Зернограда, где она так же находилась на государственном обеспечении, проживала в общежитии. Федорову Т.В. - в Зерноградский профессиональный лицей ПЛ.92. Впоследствии она обучалась в среднем и высшем учебном заведении, проживала на съемных квартирах. Истцы полагают, что из-за халатности чиновников за ними при лишении родительских прав родителей незаконно закрепили непригодный для проживания дом родителей. С момента закрепления за ними квартиры в это жилое помещение не вселялись и не проживали. В настоящее время вышеуказанный жилой дом признан непригодным для проживания. Они считают, что имеют право на внеочередное предоставление им благоустроенного жилого помещения.
В судебном заседании Федорова Е.В. и Федорова Т.В. заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 31 мая 2012 года в удовлетворении исковых требований истцам отказано.
С указанным решением истцы не согласились и подали апелляционную жалобу, в которой просили решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Федоровой Е.В., Федоровой Т.В., изложенную в исковом заявлении и поддержанную в ходе рассмотрения дела.
В частности заявители указывают на то, что из-за халатности чиновников им распределили непригодный для проживания родительский дом без удобств. С момента распределения квартиры и по настоящее время они в квартиру не вселялись и никогда в ней не проживали, неоднократно писали и обращались в орган опеки и попечительства и в администрацию Зерноградского района с вопросом о постановке на квартирный учет и о предоставлении им благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, апеллянты указали, что представителем отдела образования и другими работниками администрации их обращения и заявления о предоставлении вне очереди благоустроенной квартиры не принимались, им говорили, что истицы не имеют права на получение благоустроенного жилого помещения. Также они ссылаются на то, что они юридически не образованны, не знали о наличии у них права на получение жилого помещения. По мнению заявителей, из-за бездействия работников вышеуказанных органов, они пропустили сроки обращения о предоставлении им вне очереди как детям - сиротам благоустроенного жилого помещения.
На данную апелляционную жалобу Управлением образования Администрации Зерноградского района поданы возражения, в которых начальник управления просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав Федорову Е.В. и Федорову Т.В., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, тщательно и всесторонне проверены. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, исходя из положения ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением администрации Ростовской области от 18 сентября 2006 года N 384 утверждено Положение "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" (далее - Порядок), согласно пункту 1 которого Положение определяет порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), проживающих на территории Ростовской области, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения 23 лет и ранее не обеспечивавшихся жильем за счет средств областного бюджета.
В соответствии с указанным Порядком жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, под опекой (попечительством), в приемной семье, детском доме семейного типа, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств областного бюджета в соответствии с Федеральным законом от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на основании письменного заявления либо ходатайства органов опеки и попечительства, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и закрепленные за ними жилые помещения невозможно. При этом им предоставляются благоустроенные (по отношению к местности) жилые помещения по договору социального найма.
В силу п.3 Положения "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения в соответствии с этим Порядком является заявление сироты или ходатайство органов опеки и попечительства муниципальных образований о предоставлении жилого помещения на имя главы муниципального образования с приложением предусмотренных Порядком документов, из которых формируется учетное дело.
Исходя из содержания и смысла приведенных норм закона, право на льготное обеспечение жилым помещением имеют дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения ими 23 лет и ранее не обеспечивавшихся жильем.
Из материалов гражданского дела следует, что решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 17.01.2002 года родители истцов - отец [ФИО]8 и мать [ФИО]9 лишены родительских прав.
На основании постановления Главы Зерноградского района НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА опекуном над несовершеннолетними Федоровой Е.В. 21.01.1986 года рождения и Федоровой Т.В. 23.12.1984 года назначена [ФИО]1 - родная бабушка несовершеннолетних.
Право проживания за несовершеннолетними было закреплено в квартире по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Кроме того, как следует из договора от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на передачу данной квартиры в собственность - истцам Федоровой Е.В. и Федоровой Т.В. и их родителями указанное жилое помещение передано в порядке приватизации (л.д.42-43).
Федорова Е.В. и Федорова Т.В. с заявлениями о постановке на учет к ответчику как до исполнения им 23 лет, так и после не обращались и нуждающимися в улучшении жилищных условий не признавались.
В настоящее время Федоровой Е.В. 26 лет (21.01.1986 года рождения), Федоровой Т.В. 28лет (23.12.1984 года рождения).
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апеллянтов о необходимости восстановления пропущенного срока для постановки на квартирный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории лиц по списку из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку определенный законодателем срок реализации указанной категорией граждан жилищных прав ограничен возрастом от 18 до 23 лет, при этом, указанный срок является пресекательным и не относится к сроку исковой давности либо иному сроку подлежащему восстановлению.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на заслуживающие внимание обстоятельства и направлены на неверное толкование норм материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, поэтому решение суда соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы нет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 31 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федоровой Е.В., Федоровой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.