Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Проданова Г.А.
судей: Шикуля Е.В., Мамедова Б.О.
при секретаре: Магакьян Е.М.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шикуля Е.В. дело по апелляционной жалобе Министерства культуры Ростовской области на решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13.06.2012,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Ростовской области обратился с иском в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании Министерство культуры Ростовской области (далее Минкультуры РО) разработать проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс экспортных зерновых складов ХIХ века", расположенных по адресам: ... обязании Федеральное государственное унитарное эксплуатационное предприятие (далее ФГУЭП) установить информационные надписи и обозначения на указанный объект культурного наследия, указав на то, что "Комплекс экспортных зерновых складов ХIХ века" внесен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Распоряжением ТУ Росимущества в РО данное недвижимое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУЭП. Как следует из актов обследования и справки специалиста управления Роспотребнадзора по РО общее техническое и санитарное состояние объекта культурного наследия неудовлетворительное и требует проведения комплексных ремонтно-реставрационных и благоустроительных работ. При этом, границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты утверждаются органом государственной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а именно с Минкультуры РО на основании проекта зон охраны объекта. Отсутствие на объект наследия проекта зон охраны препятствует утверждению границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов, что привело к разрушению объекта и ведет к полной его утрате. Надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия, отсутствуют, при этом, указанные обозначения являются элементом государственной охраны "Комплекса экспортных зерновых складов ХIХ века".
Решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13.06.2012 требования заместителя прокурора области удовлетворены.
Суд обязал Минкультуры РО разработать проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс экспортных зерновых складов ХIХ века", расположенных по адресам: ... Кроме того, суд обязал ФГУЭП установить информационные надписи и обозначения на указанный объект культурного наследия.
Не согласившись с указанным судебным актом в части обязания разработать проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс экспортных зерновых складов ХIХ века", представитель Минкультуры РО- по доверенности Е.В. Провоторова подала апелляционную жалобу. В обоснование доводов жалобы апеллятор указал на то, что выводы суда первой инстанции в части указания, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия относится к полномочиям Минкультуры РО, необоснованны, поскольку Минкультуры области является областным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности РО, государственной охраны объектов наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия, государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия. При этом, указанные полномочия не свидетельствуют о том, что к полномочиям областного органа охраны объектов культурного наследия относится разработка проектов зон охраны указанных объектов. Нормы действующего законодательства не обязывают областной орган разрабатывать проекты зон охраны объектов, а лишь предоставляют ему указанное право. Кроме того, разработка проектов зон охраны может осуществляться по инициативе собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков. При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции не обосновал - в связи с чем, проект зоны охраны объекта культурного наследия должно разработать именно Минкультуры РО, нарушив тем самым нормы материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав представителя Минкультуры РО, представителя Федерального государственного унитарного эксплуатационного предприятия, представителя Южного управления Министерства культуры Российской Федерации, прокурора, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, "Комплекс экспортных зерновых складов ХIХ века", является объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
На основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 указанный объект исторического и культурного наследия является собственностью РФ.
Распоряжением ТУ Росимущества в РО от ... N ..., объекты культурного наследия, расположенные по адресам: ... закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУЭП.
Данное обстоятельство подтверждается выписками из реестра федерального имущества от ... NN ....
Учитывая, что объекты "Комплекса экспортных зерновых складов ХIХ века" относятся к памятникам культурного наследия, на основании заявления ФГУЭП от 20.12.2011 между унитарным эксплуатационным предприятием и Минкультуры РО ... заключено охранное обязательство N ....
Как следует из письма Минкультуры РО от 26.03.2012 N 01-16а/724-Н, охранная зона объекта культурного наследия по состоянию на 26.03.2012 не разработана и не утверждена.
В ходе проведения прокурорской проверки законности использования и распоряжения земельным участком и зданиями (сооружениями) объекта культурного наследия установлено, что общее техническое и санитарное состояние объекта неудовлетворительное и требует проведения комплексных ремонтно-реставрационных и благоустроительных работ.
Установив указанные обстоятельства и учитывая, что Минкультуры области является областным органом исполнительной власти, уполномоченным по исполнению части полномочий РФ в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, а также принимая во внимание предоставленные Минкультуры РО полномочия как органа государственной власти субъекта РФ, в том числе по разработке и утверждению зон охраны объектов культурного наследия, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных заместителем прокурора области требований в части возложения обязанности по разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения на Минкультуры РО.
Судебная коллегия оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не находит. Выводы суда основаны на представленных сторонами доказательствах и требованиях действующего законодательства.
Как следует из Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения", "Комплекс экспортных зерновых складов ХIХ века", расположенных по адресам: ... отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Согласно ст. 33 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране.
Как следует из пп.5,7 ч. 2 ст. 33 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ, в качестве мер по государственной охране объектов культурного наследия, органы государственной власти наделены рядом полномочий, в том числе по согласованию, в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия и разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Согласно п.3 ст. 26.1 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
Как следует из положения ст. 9.1 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ ряд полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности; государственной охране объектов культурного наследия федерального значения; согласованию проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны - переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с п. 1.1 Постановления Правительства РО от 15.12.2011 N 246 "Об утверждении Положения о министерстве культуры Ростовской области", органом исполнительной власти РО, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере культуры, искусства, кинематографии, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в государственной собственности Ростовской области, государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также уполномоченным по исполнению части переданных полномочий Российской Федерацией в области государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с федеральным законодательством, является Министерство культуры РО.
Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон, входящих в свою очередь в полномочия органов власти, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации". В соответствии с указанным Положением разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.
Таким образом, принимая во внимание, что Министерство культуры РО является органом исполнительной власти РО, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, с предоставленными ему правами инициирования разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия их согласования, а также самостоятельной разработке проектов указанных зон, выводы суда первой инстанции о возложении обязанности по разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс экспортных зерновых складов ХIХ века", расположенных по адресам: ... на Минкультуры РО, являются законными, основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы ссылок на обстоятельства, доказательства, которые бы позволили судебной коллегии усомниться в обоснованности и законности судебного постановления не содержат, повторяют пояснения апеллятора по существу спора, которые исследованы судом первой инстанции при вынесении решения, им дана надлежащая правовая оценка. В связи с чем, постановленное по делу Кировским районным судом г.Ростова-на-Дону решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13.06.2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства культуры Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.