Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Сидоренко О.В.
Судей Жиляевой О.И., Чеботаревой М.В.
При секретаре Головань Р.М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О. И. дело по апелляционной жалобе Соловьевой О.Н. на решение Сальского городского суда Ростовской области от 03.07.2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Соловьева О.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области, 3-е лицо ГУ "12 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области" о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, об обзянии назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований истица указала, что 14.02.2012 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Однако, в назначении пенсии ей было отказано в виду отсутствия требуемого специального стажа. При этом, в специальный стаж не были включены периоды работы:
С 01.11.1983 года по 22.04.1987 года - в должности старшего инструктора ППЧ-8 по охране завода "Сальсксельмаш", со ссылкой на то, что наименование должности не соответствует наименованию должности, указанной в Списке от 18.06.2002 года N437;
С 01.01.2005 года по 06.02.2008 года - в должности диспетчера пожарной части в 95 пожарной части 4 разряда по охране п. Гигант, со ссылкой на то, что работодателем не подтвержден льготный характер работы;
С 01.01.2009 года по 14.02.2012 года - в должности диспетчера пожарной части п. Гигант ГУ "12 отряд ФПС по Ростовской области", со ссылкой на то, что работодателем не подтвержден льготный характер работы.
По мнению истицы, отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии является незаконным.
Ссылаясь на положения Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по ГО и ЧС, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" в соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N173-Ф3, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 года N 437, ранее действовавшее законодательство, регулирующее спорное правоотношение, истица просила суд включить спорные периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
Решением Сальского городского суда Ростовской области от 03.07.2012 года в удовлетворении исковых требований Соловьевой О.Н. было отказано. При этом, суд 1-й инстанции, что период работы истицы с 01.11.1983 года по 22.04.1987 года - в должности старшего инструктора ППЧ-8 по охране завода "Сальсксельмаш" подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
С решением суда не согласилась Соловьева О.Н. и обжаловала его в апелляционном порядке.
В обоснование своего несогласия с решением суда Соловьева О.Н. указывает, что в соответствии со ст. 3 Областного закона Ростовской области от 25.11.2004 года N202-ЗС "О пожарной безопасности" противопожарная служба Ростовской области входит в состав Государственной противопожарной службы. Согласно ч. 9 ст. 5 указанного закона перечень оперативных должностей Государственной противопожарной службы Ростовской области, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, утверждается Администрацией Ростовской области. Постановлением Администрации Ростовской области от 26.09.2005 года N140 такой перечень утвержден, в соответствии с ним правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются, в том числе, диспетчер пожарной части и инструктор по противопожарной профилактике пожарной части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Обращаясь с иском в суд, истица в качестве основного мотива своего несогласия с отказом ответчика во включении спорных периодов в стаж и в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как работнику противопожарной службы указывала то, что в течение всего периода ее работы на должностях Государственной противопожарной службы характер, специфика и функциональные обязанности по занимаемым должностям, нагрузки цели и задачи всегда соответствовали работе по льготной профессии.
Суд первой инстанции, признавая не подлежащими включению в льготный стаж периоды работы истицы с 01.01.2005 г. по 06.02.2008 г., а также с 01.01.2009 г. по 14.02.2012 г. и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований о назначении досрочной трудовой пенсии, исходил из того, что условия работы истицы в спорные периоды не соответствовали требованиям законодательства, так как действовавшим ранее Законом РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990 г., так и действующим с настоящее время Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2011 г. включение периода работы в ведомственной пожарной охране и пожарной охране субъекта в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не предусмотрено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Соловьевой О.Н., полагая их соответствующими обстоятельствам дела и нормам закона, регулирующего спорное правоотношение.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Ссылаясь на наличие необходимой продолжительности специального стажа работы, а также на достижение установленного законом возраста 50-ти лет, истица обратилась с соответствующим заявлением в ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области.
Назначение гражданам пенсий органами Пенсионного фонда РФ производится на основании и в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ.
Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, мужчинам и женщинам, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб)Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с указанной выше нормой закона Правительством РФ было издано Постановление от 18.06.2002 г. N 437, которым утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Из представленной в материалы дела копии трудовой книжки истицы видно, что в период с 01.04.2005 г. по 06.02.2008 г. она работала в 95 пожарной части 4 разряда по охране п. Гигант, входящей в состав Государственного учреждения противопожарной службы Ростовской области "12 отряд противопожарной службы Ростовской области. В период с 01.01.2009 г. по 14.02.2012 г. истица работала в 95 пожарной части п. Гигант, входящей в состав Государственного учреждения "12 отряд федеральной противопожарной службы по Ростовской области".
Таким образом, работа истицы в спорные периоды протекала в учреждении противопожарной службы субъекта РФ, а не в учреждении Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что условия, установленные законодателем, при которых гражданам может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", у истицы в период ее работы с 01.04.2005 г. по 06.02.2008 г. и с 01.01.2009 г. по 14.02.2012 г. соблюдены не были, в связи с чем включению в специальный стаж работы данные периоды не подлежат.
В рассматриваемом случае судебная коллегия полагает необходимым также учесть, что законность и соответствие Конституции РФ положений п.п. 18 п. 1 ст. 27 (ранее п.п. 9 п. 1 ст. 28) Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, позиция которого по данному вопросу отражена, в том числе, в Определении от 05.02.2009 г. N 552-О-О. При этом Конституционный Суд РФ указал, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов РФ, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов РФ.
Разрешение же вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, за счет включения в него сотрудников противопожарных служб субъектов РФ является исключительной прерогативой законодателя.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на положения Областного закона Ростовской области от 25.11.2004 года N 202-ЗС "О пожарной безопасности" не могут быть приняты во внимание, так как истица оспаривала отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии именно в соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ.
Таким образом, с учетом изложенного выше, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам дела и постановленными при правильном применении и толковании норм права.
Доводы жалобы, в свою очередь, не свидетельствуют о наличии каких-либо нарушений, указание на которые содержится в ст. 330 ГПК РФ, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для их удовлетворения и отмены оспариваемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сальского городского суда Ростовской области от 03.07.2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Соловьевой О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.