Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Проданова Г.А.
судей: Шикуля Е.В., Чайка Е.А.
при секретаре: Магакьян Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Песчанокопского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
по апелляционной жалобе Администрации Жуковского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области на решение Песчанокопского районного суда Ростовской области от 17 июля 2012 года,
заслушав доклад судьи Проданова Г.А., возражения прокурора прокуратуры Ростовской области Корниенко Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Песчанокопского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию "Жуковское сельское поселение" Песчанокопского района Ростовской области об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в котором просит признать бездействие ответчика в части ненадлежащего содержания территории кладбищ, расположенных в с.Жуковское по адресу: кладбище N 1-50 м на юг от АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кладбище N 2-200 м на восток от АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кладбище N 3- 100 м на запад от АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, незаконным; обязать Муниципальное образование "Жуковское сельское поселение" Песчанокопского района Ростовской области установить площадки с мусоросборниками на твердом покрытии на внутрисельских кладбищах, расположенных в с.Жуковское по адресу: кладбище N 1-50 м на юг от АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кладбище N 2-200 м на восток от АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кладбище N3- 100 м на запад от АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Песчанокопского района в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 21, 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", совместно с ведущим экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Сальске, Сальском, Целинском, Песчанокопском, Егорлыкском, районах Г.Н. была проведена проверка исполнения федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В ходе проверки было установлено, что действующие кладбища Жуковского сельского поселения располагаются в с.Жуковское по адресу: кладбище N 1-50 м на юг от АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кладбище N 2-200 м на восток от АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кладбище N 3-100 м на запад от АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН кладбищах отсутствуют площадки с мусоросборниками на твердом покрытии, в нарушении п.п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения". Согласно ч.1 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 23 п.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся, в том числе, и содержание мест захоронения. В соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона от 12.01.1996 N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения орган местного самоуправления обязан, в том числе, и принять меры по устранению допущенных нарушений. Исковые требования прокурора района в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ направлены на восстановление прав неопределенного круга лиц Жуковского сельского поселения Песчанокопского района на благоприятные санитарно-эпидемиологические условия. Таким образом, обязанность по содержанию в надлежащем состоянии внутрисельских кладбищ, расположенных в с. Жуковское, лежит на Муниципальном образовании "Жуковское сельское поселение".
Решением Песчанокопского районного суда Ростовской области от 17 июля 2012 года исковые требования прокурора Песчанокопского района удовлетворены в полном объеме. Установлен срок исполнения обязательств ? 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд указал, что статьей 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен ряд вопросов местного значения, решение которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, в число данных вопросов входит организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пп.22 п.1 ст. 14 ФЗ). Указанные положения продублированы в п.23 ч.1 ст.2 Устава Муниципального образования "Жуковского сельского поселения". Организация ритуальных услуг и обеспечение содержание мест захоронения отнесено к полномочиям Администрации Жуковского сельского поселения (п.25 ч.1 ст.30 Устава).
Не согласившись с указанным судебным актом представителем Администрации Жуковского сельского поселения Ростовской области была подана апелляционная жалоба с просьбой отменить решение Песчанокопского районного суда от 17 июля 2012 года.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что в соответствии со ст. 12 ГК РФ, при обращении в суд, истец должен доказать, что нарушение прав имело место, требование об исполнении обязанности должно быть исполнимым и являться мерой должного поведения обязанного лица.
Удовлетворение заявленного иска возможно лишь при достоверном установлении неправомерного невыполнения ответчиком установленной нормативными правовыми актами обязанности, а доказательства того, что Администрация Жуковского сельского поселения неправомерно бездействует в рамках решения отнесенных к ее компетенции вопросов, связанных с содержанием мест захоронения, в материалах дела отсутствуют.
Также апеллянт указал в своей жалобе, что невыполнение Администрацией сельского поселения требований санитарно-эпидемиологического законодательства обусловлено значительным количеством полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, при отсутствии необходимых для этого денежных средств.
На апелляционную жалобу прокурором Песчанокопского района были поданы возражения, в которых указывается, что доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, поскольку доводы суда о доказанности бездействия администрации Жуковского сельского поселения подтверждаются Положением об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Жуковского сельского поселения, утвержденного Решением Собрания депутатов Жуковского сельского поселения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, актом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Сальске, Сальском, Целинском, Песчанокопском, Егорлыкском районах. Данные доказательства в совокупности подтверждают обязанность администрации Жуковского сельского поселения к соблюдению норм СанПиНа, касающихся требований к содержанию мест захоронения.
Что касается доводов ответчика в части не исследования судом обстоятельств отсутствия в администрации сельского поселения денежных средств, то они, по мнению прокурора, не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие денежных средств в бюджете поселения не является непредотвратимым и чрезвычайным обстоятельством, по причине которого не могут быть исполнены требования прокуратуры района.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, не находит оснований для отмены постановленного по делу судебного акта.
Деятельность на местах погребения, в соответствии со ст. 17 ФЗ "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996г. N8-ФЗ, осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011г. N84 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
В силу п. 1.1, 1.2, 1.3 указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.
Пунктом 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 предусмотрено установление на участках кладбищ урн для сбора мусора, площадок для мусоросборников с подъездами к ним, при этом оговорено, что площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Судом первой инстанции было установлено, что по информации, представленной Главой Жуковского сельского поселения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, на балансе Администрации Жуковского сельского поселения находятся: кладбище N1, расположенное в с.Жуковское, 50 м на юг от АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 25000 кв.м., кладбище N2, расположенное в с.Жуковское, 200 м на восток от АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 25000 кв.м., кладбище N3, расположенное в с.Жуковское, 100 м на запад от АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 44000 кв.м.
Решением Собрания депутатов Жуковского сельского поселения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Жуковского сельского поселения.
Пунктом 2.2.1 указанного положения организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к компетенции Администрации Жуковского сельского поселения.
Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Жуковского сельского поселения не предусматривает обязательного оборудования на участках кладбищ урн для сбора мусора, площадок для мусоросборников с твердым покрытием, вместе с тем, указанные требования к содержанию мест захоронения предусмотрены п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, соблюдение которых является обязательным при эксплуатации мест захоронения.
Довод апелляционной жалобы в части возможности удовлетворения заявленного иска лишь при достоверном установлении неправомерного невыполнения ответчиком установленной нормативными правовыми актами обязанности является необоснованным и несостоятельным, поскольку прокуратурой Песчанокопского района Ростовской области, в порядке ст.45 ГПК РФ, совместно с ведущим экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Сальске, Сальском, Целинском, Песчанокопском, Егорлыкском районах была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства на кладбищах, расположенных на территории района, результаты проверки отражены в акте от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА В соответствии с указанным актом на территории Жуковского сельского поселения имеются 3 кладбища, на всех отсутствуют площадки с твердым покрытием для сбора кладбищенского мусора, в результате чего допускается складирование мусора по периметру территории кладбища.
Отсутствие на кладбище, расположенном на территории Жуковского сельского поселения, площадок с мусоросборниками на твердом покрытии является нарушением п.6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, обязательных для соблюдения органами местного самоуправления, наделенными правами юридических лиц, к которым относится Администрация Жуковского сельского поселения.
Невыполнение Администрацией Жуковского сельского поселения Песчанокопского района гигиенических требований к содержанию кладбищ нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные санитарно-эпидемиологические условия.
Довод жалобы в части невыполнения Администрацией сельского поселения требований санитарно-эпидемиологического законодательства ввиду значительного количества полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, при отсутствии необходимых для этого денежных средств, судебная коллегия считает надуманным и не заслуживающим внимания.
Таким образом, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Оспариваемое решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, суд первой инстанции в решении установил имеющие значения для дела обстоятельства, требования заявителя разрешены по существу, при этом судом дана надлежащая оценка доводам заявителя и приведены основания для их удовлетворения.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Песчанокопского районного суда Ростовской области от 17 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Жуковского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области ? без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.