Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Хейло И.Ф.
судей Шамрай М.С., Нестеровой Е.А.
при секретаре Торпуджиян А.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шамрай М.С. дело по апелляционной жалобе Поповой Е.А. на решение Азовского городского суда Ростовской области от 04.06.2012 г. по делу по иску Поповой Евгении Анатольевны к ГУ УПФ РФ в г. Азове о досрочном назначении трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Попова Е.А. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в г. Азове о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что более 5 лет она проработала в учреждении ФКУ Азовская Воспитательная колония ГУФСИН РО. Выполняемая ею в данный период работа была связана с осужденными и относится к Списку N2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, в связи с чем истица полагала, что имеет право на назначение пенсии по п.п. 2 п.1 ст. 27 Федерального Закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 названного Закона на 1 год за каждые 2 года такой работы женщинам. По мнению истицы, возраст выхода на пенсию для женщин при стаже работ с тяжелыми условиями труда не менее 5 лет составляет 53 года. Несмотря на данные обстоятельства, пенсия ей назначена на общих основаниях с 55 лет, чем нарушены ее пенсионные права.
В январе 2012 г. она обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила переоформить дату выхода на пенсию исходя из Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона о трудовых пенсиях в РФ" N 516-ФЗ от 11.07.2002 г. с 53 лет, однако в удовлетворении заявления было отказано. При этом отказ мотивирован тем, что уменьшение пенсионного возраста при наличии стажа на соответствующих видах работ менее требуемой продолжительности, не установлена п.п. 17 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Истица полагает, что ответчик необоснованно не учитывает правила ст. 7 вышеназванного закона, игнорирует списки N 1 и N 2, утвержденные Правительством РФ, чем нарушает Законодательство РФ.
Ссылаясь на положения п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 25, Федерального закона N 173-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 15.07.2002 г. N 537 просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 53 лет и обязать ответчика переоформить дату выхода на пенсию, исходя из правил исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 53 лет.
Определением Азовского городского суда от 04.06.2012 г. прекращено производство по делу в части требований о понуждении ответчика переоформить дату ее выхода на пенсию исходя из правил исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии с 53 лет в виду отказа истца от иска в данной части.
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 04.06.2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
С постановленным решением не согласилась истица, просит отменить решение суда. При этом заявитель жалобы указывает на то, что судом не учтены положения Постановления Правительства Российской Федерации N 85 от 03.02.1994 г., которым утверждены списки работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда. Утвержденные указанным постановлением Списки относят истицу к лицам, имеющим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 53 лет.
Попова Е.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явилась, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Проверив законность вынесенного решения по правилам ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы жалобы, выслушав явившегося в суд апелляционной инстанции представителя УПФ РФ в г. Азове, судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося решения.
Как усматривается из материалов дела, пенсия Поповой Е.А. назначена на общих основаниях по достижению истицей возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания за Поповой Е.А. права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением предусмотренного законом возраста на 2 года в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.
Так, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
В Списке N 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, раздела, связанного с работами по исполнению уголовных наказаний в виде лишения свободы нет.
Как следует из материалов дела, Попова Е.А. (?) г. принята (?) в Азовскую ВК- 4 ГУИН МЮ РФ по Ростовской области. С (?) г. переведена на должность повара и проработала в указанной должности до (?) г.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, установлено подпунктом 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ. В соответствии с указанной нормой трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, при назначении досрочной трудовой пенсии применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 г. N 85.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 г. N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда", правом на досрочную трудовую пенсию по старости имеют все рабочие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными.
Из материалов дела следует, что период работы Поповой Е.А. на работах с осужденными составил менее требуемых 10 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ у нее отсутствует.
При таких обстоятельствах у истицы отсутствует право для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости как по п.17 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так и с уменьшением предусмотренного законом возраста на 2 года в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12. 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.
В силу приведенных норм права назначение пенсии носит заявительный характер.
Как следует из материалов дела, за назначением пенсии в установленном ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ порядке истица обратилась по достижении возраста 55 лет и с указанной даты пенсия ей назначена на общих основаниях, предусмотренных ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Учитывая, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии и представляющего необходимые документы, оснований для признания за истицей права на назначение ей досрочной трудовой пенсии с 53 лет также не имелось.
Доводы апелляционной жалобы основаниями к отмене решения не являются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают выводы суда, были предметом исследования в ходе судебного разбирательства и получили в решении надлежащую правовую оценку, которую судебная коллегия признает правильной.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Азовского городского суда Ростовской области от 04.06.2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.