Решение Дубненского городского суда Московской области от 20 июля 2012 г.
(Извлечение)
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретаре Кузнецовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гломозды Н.М. к войсковой части N 3559 о признании недействительным решения жилищной комиссии войсковой части N 3559 от ДАТА об исключении его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить его в списке граждан, уволенных с военной службы в запас, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Истец Гломозда Н.М. обратился в Дубненский городской суд Московской области с иском к ответчику войсковой части N 3559 о признании незаконным и недействительным решения жилищной комиссии войсковой части N 3559 от ДАТА об исключении его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить его в списке граждан, уволенных с военной службы в запас, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
В обоснование заявленных требований истец указывал, что в апреле 1984 года проходил военную службу. Затем продолжил службу по контракту. Приказом командира войсковой части от ДАТА N л/с был уволен с военной службы по п. "б" пункта 1 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" по истечении срока контракта. С 1989 года Гломозда Н.М. поставлен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, как не имевший жилого помещения, и проживающий в общежитии. Поскольку истец в 1989 году вступил в зарегистрированный брак, с 1995 года ему было отказано в регистрации в общежитии, и с указанного времени он зарегистрирован и проживает по мету жительства своей жена по адресу: "адрес". В данной квартире жилой площадью 29,7 кв.м. и общей 43 кв.м. зарегистрировано и проживает истец, его бывшая супруга и их двое детей. ДАТА Гломозда Н.М. был уведомлен о решении жилищной комиссии исключить его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для снятия с учета явилось выявление в представленных документах сведений, несоответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Размер приходящейся на каждого члена семьи жилой площади составляет 7.77 кв.м., а общей - 10.85 кв.м. Полагает снятие его с учета нуждающихся в получении жилых помещений, нарушило его жилищные права и права членов его семьи, установленные действующим законодательством, поскольку выслуга лет составила 20 лет 02 месяца и 07 дней. Ранее жилой площадью обеспечен не был.
Представитель ответчика - войсковой части N Гавриловский А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования Гломозды Н.М. не признал, считает, что истец проживает в 2-х комнатной квартире в составе 4-х человек. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 10, 82 кв.м., жилой площади - 7,75 кв.м.. Ранее истец был зарегистрирован в общежитии по адресу: "адрес". Его регистрация с 1995 года по месту жительства супруги привела к улучшению жилищных условий, в связи с чем, отпали основания, по которым он был поставлен в очередь. В связи с чем, действия должностных лиц органа, осуществляющего учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, о восстановлении его в очереди в 2007 году, нельзя признать законным.
Представитель третьего лица - Администрации г. Дубны Георгиева Л.Р. исковые требования Гломозды Н.М. поддержала, пояснив, что согласно п.9.1. Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных решением Мособлисполкома и президиума Московского областного Совета профсоюзов от ДАТА N, действовавших на момент постановки истца на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного человека менее 5 квадратных метров. В соответствии со ст. 31 ЖК РСФСР, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях, улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения. Аналогичные положения содержались в пункте 24.1 Правил. С ДАТА вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ. Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ", граждане, принятые на учет до ДАТА в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Таким образом, при рассмотрении вопроса о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, применению подлежат нормы материального права, действовавшие на период изменения жилищных условий истца.
Выслушав объяснения сторон, третьего лица, изучив представленные письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Гломозда Н.М. проходил военную службу по контракту в должности контролера 4 стрелкового взвода 1 войсковой комендатуры в в/ч N с ДАТА по ДАТА.
Истец в период с ДАТА по ДАТА был временно зарегистрирован в комнате N общежития ОАО "ДМЗ им. Н.П. Федорова" по адресу: "адрес".
ДАТА Гломозда Н.М. включен в список очередников в составе 2- х человек.
ДАТА истец постоянно зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес". Совместно с ним зарегистрированы: бывшая супруга Гломозда А.Н., дочь Гломозда Я. Н., сын Гломозда О.Н. Ранее в указанной квартире были зарегистрированы отец супруги Лобанов Н.Н. и мать супруги Лобанова Н.Г., снятые с регистрационного учета в связи с выбытием по другому месту жительства и со смертью.
ДАТА в соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части N 3559 (протокол N б/н) Гломозда Н.М. был исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как имеющий обеспеченность жилой площадью на одного человека семьи выше уровня, учитывая, что на каждого человека в занимаемой истцом и его семьей квартире приходится 10,82 кв.м. общей площади и 7.75 м. жилой площади.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 80 от 15.02.2000 года, регулировавшей спорные отношения и действовавшей на момент разрешения спора судом, утратившей силу в связи с изданием Приказа Министра обороны РФ N 1297 от 30.09.2010 г., вступившего в силу 09.11.2010 г., военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях: улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения; убытия к новому месту прохождения военной службы, за исключением военнослужащих, убывших для прохождения военной службы (работы) за пределы территории Российской Федерации; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 25 указанной Инструкции предусмотрено, что военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечиваются служебными жилыми помещениями (жилыми помещениями в общежитиях), признаются нуждающимися в получении служебных жилых помещений (жилых помещений в общежитиях) по основаниям, определенным указанным Федеральным законом. Военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма, признаются нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, определенным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и указанным Федеральным законом. Для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи указанных военнослужащих применяются учетные нормы площади жилого помещения, установленные по месту их жительства органами местного самоуправления (органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В соответствии со статьей 38 ЖК РСФСР, действовавшего на момент постановки истца на учет, норма жилой площади устанавливалась в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно п. 9 и 9.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Московской области", утвержденных решением Мособлисполкома и президиума Московского областного Совета профсоюзов от 29.12.1984 года N 1728/24, действовавших на момент постановки истца на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного человека менее 5 квадратных метров. В соответствии с п. 24.1 указанных правил, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях, если жилая площадь после этого на каждого члена семьи составляет менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (9 кв.м.) и отпали другие основания для предоставления жилого помещения. Как установлено в судебном заседании, истец с 1995 года занимает с семьей из четырех человек (он, бывшая супруга, дочь и сын) двухкомнатную квартиру жилой площадью 31,1 кв. м.. и общей площадью 43.3. кв.м.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что проживая в квартире супруги, основания для постановки на учет у Гломозды Н.М. утрачены. При этом суд руководствуется следующим.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 6 названного Федерального закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 01 декабря 2009 года N 1549-О-П, положения ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Как следует из материалов дела, основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали истцу право на получение жилого помещения, не отпали, поскольку истец в составе семьи из четырех человек занимает квартиру жилой площадью 31,1 кв.м., в то время, как с учетом положений Правил, действовавших на момент постановки истца на учет, граждане могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях, если жилая площадь после этого на каждого члена семьи составляет менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (9 кв.м.). Гломозда Н.М. был принят на учет по улучшению жилищных условий, как занимающий совместно с женой жилую площадь в общежитии, и мог быть снят с учета в случае такого улучшения жилищных условий, в результате которого жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (9 кв.м.), либо при наличии иного основания, установленного законодательством.
Таким образом, для снятия Гломозды Н.М. с учета необходимо, чтобы занимаемая им и членами его семьи жилая площадь квартиры составляла более 36 кв.м..Таких обстоятельств не установлено.
Доказательств наличия иных оснований для снятия с учета Гломозды Н.М., предусмотренных п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации, положениями ЖК РСФСР, ЖК РФ и Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Московской области", утвержденных решением Мособлисполкома и президиума Московского областного Совета профсоюзов от 29.12.1984 года N 1728/24, действовавших на момент постановки истца на учет, в материалах дела не представлено.
Ни по норме предоставления жилой площади, установленной названными Правилами учета (не менее 9 кв. м жилой площади на человека), ни по норме предоставления площади жилого помещения, установленной ЖК РСФСР (12 квадратных метров жилой площади на одного члена семьи) истец и члены его семьи не обеспечены.
На каждого члена семьи В.В. приходится 10,85 кв. м общей площади жилого помещения.
В основу оспариваемого решения войсковой части N 3559 ошибочно положено несоответствие Гломозды Н.М. критериям определения наличия оснований для постановки на учет, на который он уже был законно поставлен и с которого не мог быть снят, т.к. не достиг уровня жилищной обеспеченности, при котором он соответствует норме предоставления площади жилого помещения.
Между тем, учетная норма жилой площади (учетная норма площади жилого помещения) устанавливается и используется для целей постановки на учет по улучшению жилищных условий (учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях). Соответствие размера жилого помещения учетной норме не могло повлечь признания истца утратившим основания получения жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд считает, что у ответчика отсутствовали законные основания для решения о снятии Гломозды Н.М. с учета нуждающихся в получении жилого помещения, в связи с чем, оно подлежит отмене.
Кроме того, в соответствии с положениями п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 1280 от 30.09.2010 г., действующей с 09.11.2010 г., согласно которому военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "д" настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
С учетом изложенного, суд считает требования истца о признания недействительным решения жилищной комиссии войсковой части N 3559 от 01 февраля 2011 года о снятии его с учета нуждающихся в получении жилых помещений обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение жилищной комиссии войсковой части N 3559 от ДАТА о снятии с учета войсковой части N 3559 нуждающихся в улучшении жилищных условий Гломозды Н.М..
Обязать войсковую часть N 3559 восстановить Гломозду Н.М. в очереди учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, как имеющего обеспеченность жилой площадью на одного человека семьи ниже уровня.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Григорашенко О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.