Железнодорожный городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой Е.А.
при секретаре Бодровой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Султанова С.Ф. к Мухарямовой Н.Х. о признании договора дарения недействительным, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ
Султанов С.Ф. обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указал, что он проживает в квартире по адресу: "адрес". В ДД.ММ.ГГГГ году умерла жена Султанова С.Ф. - ФИО6 Истец лишился супруги в возрасте "данные изъяты"-х лет, подорвалось здоровье. Утрата близкого человека стала причиной сильной депрессии, которой воспользовалась дальняя родственница его покойной супруги, ответчица по данному иску. Мухарямова Н.Х. пообещала Султанову С.Ф. уход и обеспечение всем необходимым для нормальной жизни, но в обмен на это уговорила его оформить на нее его "данные изъяты"-комнатную квартиру по адресу: "адрес". Султанов С.Ф. полностью поверил Мухарямовой Н.Х. и полностью доверился и подписывал все бумаги, которые она ему представляла с заверениями о том, что после этого он будет иметь постоянное внимание и уход. По истечению времени Султанов С.Ф. понял, что Мухарямова Н.Х. обманула его с целью овладеть квартирой, и полное осознание данного факта пришло ДД.ММ.ГГГГ года, когда ответчик вовсе перестала обеспечивать истца продуктами питания. Истец в ДД.ММ.ГГГГ года обратился с заявлением в прокуратуру "адрес" и просил осуществить защиту его прав путем помощи в составлении искового заявления с целью признания договора дарения недействительным, но ему было рекомендовано обратиться с иском в суд самостоятельно.
Просит суд признать недействительным договор дарения на квартиру расположенную по адресу: "адрес", заключенный Султановым С.Ф. и Мухарямовой Н.Х в виду его ничтожности на основании ст. 177 ГК РФ. Применить последствия ничтожности вышеуказанного договора путем признания недействительной записи регистрации права собственности Мухамяровой Н.Х. на квартиру расположенную по адресу: "адрес".
В судебное заседание Султанов С.Ф. не явился, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Султанова С.Ф. настаивала на удовлетворении исковых требований. Суду пояснила, что проведенная по делу судебно-психиатрическая экспертиза, подтвердила, что в момент совершения сделки Султанов С.Ф. не мог понимать значение своих действий и руководить ими.
Ответчик Мухарямова Н.Х. в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что Султанов С.Ф. никогда психическими заболеваниями не страдал, на учете в ПНД не состоял, психотропные препараты не принимал и в момент совершения сделки психически был здоров и понимал значение своих действий.
Представитель третьего лица - Железнодорожненский отдел Управления Федеральной Регистрационной службы кадастра и картографии по Московской области, в суд не явился, извещен, возражений не представили.
Свидетель ФИО8 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ показала, что не была на похоронах жены Султанова С.Ф. Жена Султанова С.Ф. умерла года "данные изъяты" назад. Султанов С.Ф. говорил ей, что где-то полтора года назад подарил свою квартиру, а кому подарил, не помнит. Султанов С.Ф. всегда жил в своей квартире расположенной по адресу: "адрес".
Свидетель ФИО9 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ суду показала, что является соседкой Султанова С.Ф. по дому, живут на одной площадке. Пояснила, что жена Султанова С.Ф. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ у нее должен был быть день рождения. Она всегда общалась с Султановым С.Ф. и видела, что сестра жены Мухарямова Н.Х. ухаживала за Султановым С.Ф. После смерти жены Султанова С.Ф. истец перестал общаться с соседкой и сказал ей, что ему запрещают с ней общаться.
Свидетель ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ суду показала, что они вместе с Мухарямовой Н.Х. ухаживали за Султановым С.Ф. и сами похоронили жену Султанова С.Ф.
Суд, выслушав стороны, выслушав показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В соответствии со ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии со ст. 177 ГК РФ, сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
Сделка, совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна, если доказано, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значение своих действий или руководить ими.
Если сделка признана недействительной на основании настоящей статьи, соответственно применяются правила, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 171 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что Султанов С.Ф. являлся собственником квартиры по адресу: "адрес" согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Султанов С.Ф. подарил Мухарямовой Н.Х. квартиру по адресу: "адрес" (л.д. N).
Мухарямова Н.Х. согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ является собственником данной квартиры (л.д. N).
Согласно заключению комиссии экспертов N от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ "адрес" Центра социальной и судебной психиатрии при Центральной Московской областной клинической психиатрической больнице, у Султанова С.Ф. на первый план выступают признаки расстройства личности с грубым интеллектуально-мнестическим снижением, выраженными эмоционально-волевыми нарушениями, бредовыми идеями отношениями, повышенной внушаемостью, пассивной подчиняемостью, зависимостью от мнения окружающих, не способностью к прогнозированию своих поступков, что определяет необратимый характер течения заболевания. Указанные изменения психики у Султанова С.Ф. выражены столь значительно, что могут быть приравнены к хроническому психическому расстройству с выраженными изменениями психики. Поэтому, как страдающий хроническим психическим расстройством с выраженными изменениями психики, Султанов С.Ф. на момент совершения сделки - составления и подписания договора дарения своей двухкомнатной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ не мог понимать значение своих действий и руководить ими, а также прогнозировать последствия своих поступков (л.д. N).
Судом установлено, что Султанов С.Ф. на момент совершения сделки - договора дарения не мог понимать значение своих действий и руководить ими, что подтверждается, в частности, заключением комиссии экспертов N от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Московского областного Центра социальной и судебной психиатрии при Центральной Московской областной клинической психиатрической больници, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что договор дарения, удостоверенный нотариусом нотариального округа Железнодорожный ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Султанов С.Ф. подарил Мухарямовой Н.Х. квартиру по адресу: "адрес" должен быть признан недействительным.
Доказательств со стороны ответчика, свидетельствующих о том, что Султанов С.Ф. на момент совершения сделки был способен понимать значение своих действий, суду не представлено.
Довод Мухарямовой Н.Х. о том, что Султанов С.Ф. никогда не страдал психическим заболеванием, не может быть принят судом во внимание, поскольку суду представлены медицинские документы, свидетельствующие об обращении истца в ДД.ММ.ГГГГ. за медицинской помощью.
Применяя последствия недействительности сделки, суд считает требования истца о прекращении права собственности на указанную квартиру за Мухарямовой Н.Х. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Иск Султанова С.Ф. к Мухарямовой Н.Х. о признании договора дарения недействительным, применении последствий недействительности сделки - удовлетворить.
Признать недействительным договор дарения квартиры по адресу: "адрес", заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Султановым С.Ф. с Мухарямовой Н.Х., удостоверенный нотариусом нотариального округа "адрес" ФИО11
Прекратить за Мухарямовой Н.Х. право собственности на квартиру по адресу: "адрес".
Решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд в течение месяца через Железнодорожный городской суд Московской области.
Федеральный судья Иванова Е.А.
Мотивированный текст решения
изготовлен 26 июля 2012 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.