Королевский городской суд Московской области в составе судьи Чермашенцевой Т.А., с участием помощника прокурора г. Королева МО Филиппова В.В., при секретаре Силаевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Королева МО в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими п.п. 1.3 п.1, п.п. 2.2 п.2, п.п.2.3 п.2 Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Юбилейного Московской области, утвержденного постановлением Главы г. Юбилейного от 26.04.2011 N163,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Королева МО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании недействующими п.п. 1.3 п.1, п.п. 2.2 п.2, п.п.2.3 п.2 Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Юбилейного Московской области, утвержденного постановлением Главы г. Юбилейного от 26.04.2011 N163.
В обоснование своих требований, ссылается на то, что Постановлением Главы города Юбилейного N 163 от 26.04.2011 утверждено Положение о порядке комплектования муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Юбилейного Московской области (в редакции от 22.09.2011 N 438), которым урегулированы вопросы постановки на учет детей, желающих посещать муниципальные дошкольные образовательные учреждения г. Юбилейного и предоставления мест в указанных учреждениях. Данное постановление опубликовано в газете "Спутник" N 36 от 14.05.2011 года.
Согласно п.п. 1.3. п. 1. Положение разработано в целях обеспечения прав граждан на образование и воспитание детей дошкольного возраста в МБДОУ, проживающих на территории г. Юбилейного Московской области.
В соответствии с п.п. 2.2. п. 2. Положения постановка на очередь детей, желающих посещать МБДОУ, осуществляется по личному обращению родителей (законных представителей) при наличии следующих документов: письменного заявления родителей (законных представителей); свидетельства о рождении ребенка; документа, подтверждающего место проживания семьи в г. Юбилейном; документа, подтверждающего наличие установленных действующим законодательством льгот по устройству их детей в МБДОУ.
Подпунктом 2.3. пункта 2. Положения установлено, что на очередь принимаются дети в возрасте до 7-ми лет, у которых хотя бы один из родителей (законных представителей) законно проживает на территории г. Юбилейного.
Согласно п.п. 2.5. п. 2. родителям (законным представителям) ребенка может быть отказано в приеме заявления исключительно в следующих случаях: отсутствие обязательных к предоставлению документов и/или их копий.
Вышеназванные нормы противоречат требованиям действующего законодательства, а именно Конституции РФ, Закону РФ "Об образовании" N3266-1 от 10.07.1992, Протоколу N1 Европейской Конвенции от 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод".
Заявитель просит суд признать недействующими п.п. 1.3 п.1, п.п. 2.2 п.2, п.п.2.3 п.2 Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Юбилейного Московской области, утвержденного постановлением Главы г. Юбилейного от 26.04.2011 N163.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г. Королева МО Филиппов В.В., поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации г. Королева МО Межуева Н.М. против удовлетворения заявления возражала, ссылаясь на то, что п.п. 1.3 п.1, п.п. 2.2 п.2, п.п.2.3 п.2 Положения о порядке комплектования муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений г. Юбилейного МО, утвержденного постановлением Главы г. Юбилейного МО N163 от 26.04.2011, полностью соответствует действующему в РФ законодательству, поэтому права граждан РФ данные подпункты не нарушают и оснований для признания их недействующими не имеется, г Юбилейный МО не имеет материальной возможности реализовать права всех на дошкольное образование. В первую очередь муниципальное образование должно обеспечить местами в детских садах лиц, которые законно проживают в городе.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Постановлением главы г. Юбилейного МО N163 от 26.04.2011 (в редакции Постановления главы г. Юбилейного МО N438 от 22.09.2011) утверждено Положение о порядке комплектования муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений г. Юбилейного МО, которым урегулированы вопросы постановки на учет детей, желающих посещать муниципальные дошкольные образовательные учреждения г. Юбилейного и предоставления мест в указанных учреждениях. Данное постановление опубликовано в газете "Спутник" N 36 от 14.05.2011 года.
Согласно п.п. 1.3. п. 1. Положение разработано в целях обеспечения прав граждан на образование и воспитание детей дошкольного возраста в МБДОУ, проживающих на территории г. Юбилейного Московской области.
В соответствии с п.п. 2.2. п. 2. Положения постановка на очередь детей, желающих посещать МБДОУ, осуществляется по личному обращению родителей (законных представителей) при наличии следующих документов: письменного заявления родителей (законных представителей); свидетельства о рождении ребенка; документа, подтверждающего место проживания семьи в г. Юбилейном; документа, подтверждающего наличие установленных действующим законодательством льгот по устройству их детей в МБДОУ.
Подпунктом 2.3. пункта 2. Положения установлено, что на очередь принимаются дети в возрасте до 7-ми лет, у которых хотя бы один из родителей (законных представителей) законно проживает на территории г. Юбилейного.
Согласно п.п. 2.5. п. 2. родителям (законным представителям) ребенка может быть отказано в приеме заявления исключительно в следующих случаях: отсутствие обязательных к предоставлению документов и/или их копий.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст. 2 Протокола N1 Европейской Конвенции от 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод" запрещен отказ от предоставления права на образование.
Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 5 Закона РФ "Об образовании" гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
В силу ст. 12 Закона РФ "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений.
В соответствии со ст. 52 Закона РФ "Об образовании" родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
В силу ч. 1 ст. 16 Закона РФ "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Согласно п. 27 раздела III типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N666, действовавшим на момент утверждения спорного Положения в г. Юбилейный МО, а также п. 25 раздела III типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 N2562, действующим в настоящее время, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии законодательством РФ и закрепляется в уставе.
Согласно п. 28 раздела III типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N666, действовавшим на момент утверждения спорного Положения в г. Юбилейный МО, а также п. 26 раздела III типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 N2562, действующим в настоящее время, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть, чтобы удовлетворить потребности всех детей и их родителей в получении дошкольного образования.
Таким образом, права и свободы граждан не подлежат ограничению в зависимости от места проживания и регистрации, вследствие чего, проживание семьи вне города Юбилейного и отсутствие регистрации родителей (законных представителей) в городе, не может быть основанием для отказа в приеме ребенка в дошкольное образовательное учреждение.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Положение о порядке комплектования муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений г. Юбилейного Московской области, утвержденного постановлением Главы г. Юбилейного от 26.04.2011 N163 (в редакции от 22.09.2011 N438) в части п.п. 1.3 п.1, устанавливающий, что Положение разработано в целях обеспечения прав граждан на образование и воспитание детей дошкольного возраста в МБДОУ, проживающих на территории г. Юбилейного Московской области; в части п.п. 2.2 п. 2, устанавливающий, что постановка на очередь детей, желающих посещать МБДОУ, осуществляется по личному обращению родителей (законных представителей) при наличии следующих документов: документа, подтверждающего место проживания семьи в г. Юбилейном; в части п.п. 2.3 п. 2, устанавливающий, что на очередь принимаются дети в возрасте до 7-ми лет, у которых хотя бы один из родителей (законных представителей) законно проживает на территории г. Юбилейного, противоречит Конституции РФ, Протоколу N1 Европейской Конвенции от 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод", Закону РФ "Об образовании", поскольку ограничивает права детей на получение образования и ставит их в зависимость от места их жительства, места законного проживания родителей (законных представителей).
Доводы представителя Администрации г. Юбилейного МО о недостаточности финансирования, не могут быть приняты судом во внимание как не основанные на законе.
Согласно ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В связи с чем, доводы представителя Администрации г. Юбилейного МО о том, что муниципальное образование не имеет возможности обеспечить всех желающих местами в дошкольных образовательных учреждениях также не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с выше приведенной нормой закона организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования относится к компетенции органов местного самоуправления.
Ссылка представителя ответчика на п. 1.1 ст. 16 Закона РФ "Об образовании" в части установления правил приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, в соответствии с которыми должны обеспечивать прием в дошкольные образовательные учреждения граждан, проживающих на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным образовательным учреждением, суд признает несостоятельной, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1.1 ст. 16 Закона РФ "Об образовании" правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным образовательным учреждением, и имеют право на получение общего образования.
Согласно п. 3 ст. 9 Закона РФ "Об образовании" к основным общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
Из вышеуказанных норм следует, что п. 1.1. ст. 16 Закона РФ "Об образовании" каких-либо требований по приему граждан в муниципальные образовательные учреждения для обучения по основной общеобразовательной программе дошкольного образования не содержит.
При таких обстоятельствах суд находит заявление прокурора г. Королева МО подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного, ст.ст. 43, 55 Конституции РФ, Протокола N1 Европейской Конвенции от 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод", Закона РФ "Об образовании", руководствуясь ст. ст. 45, 251, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора г. Королева Московской области удовлетворить.
Признать п.п. 1.3 п. 1 Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Юбилейного Московской области, утвержденного постановлением Главы г. Юбилейного от 26.04.2011 N163 в части указания на проживания детей на территории г. Юбилейного Московской области недействующим.
Признать п.п. 2.2 п. 2 Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Юбилейного Московской области, утвержденного постановлением Главы г. Юбилейного от 26.04.2011 N163 в части требования о предоставлении документа, подтверждающего место проживания семьи в г. Юбилейном недействующим.
Признать п.п. 2.3 п. 2 Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Юбилейного Московской области, утвержденного постановлением Главы г. Юбилейного от 26.04.2011 N163 в части требования о наличии хотя бы одного из родителей (законных представителей) законного проживания на территории г. Юбилейного недействующим.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Королевский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение составлено: 17.08.2012.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.