Решение Лыткаринского городского суда Московской области от 15 июня 2012 г.
(Извлечение)
Лыткаринский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Рязанцевой С.А.,
при секретаре Манукян С.В.,
с участием заявителя Квасова В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Квасова Виталия Михайловича об обжаловании заключения Комиссии по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий и возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий,
УСТАНОВИЛ:
Квасов В.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании заключения Комиссии по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее - Комиссия) от 29.02.2012, которым заявителю отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях на территории Республики Таджикистан. Заявитель с указанным заключением не согласен, указал, что с 07.06.1995 по 10.06.1995 он был командирован в в/ч 19745 для совместного выполнения боевых задач в составе Коллективных Миротворческих сил в Республике Таджикистан по охране Таджико-Афганской границы и по конституционной защите прав граждан в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта. Во время командирования выполнял боевые вылеты в Республику Таджикистан (г.Душанбе) в качестве штурмана корабля по перевозке личного состава, боевой техники и грузов. Документы, подтверждающие его участие в боевых действиях, представлены в Комиссию в полном объеме по представлению Военного комиссариата Московской области. В связи со службой в зоне вооруженного конфликта в республике Таджикистан и участием в боевых действиях ему исчислен стаж службы за указанный период времени из расчета один день за три. Полагает, что выводы Комиссии о необходимости предоставления документов, подтверждающих его непосредственное участие в боях, для выдачи удостоверения ветерана боевых действий не основаны на законе и нарушают его права, гарантированные законом "О ветеранах". Просит признать отказ в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконным и обязать Комиссию выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.
В судебном заседании заявитель свои требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просил требования удовлетворить.
Заинтересованное лицо - представитель Комиссии - в судебное заседание не явился, о времени и песте слушания по делу извещен. Представил отзыв относительно заявленных требований, в котором против удовлетворения требований возражал, указывая на то, что выполнение специальных задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан, не отражались в документах личного состава как ведение боевых действий. Также, ссылался на разъяснение Главной военной прокуратуры, согласно которому обязательным условием для признания военнослужащего ветераном боевых действий является его участие в боях, подтвержденное реализованным наградным материалом, а также документами о получении при выполнении задач ранений, контузий и других документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях (л.д. 28-29). Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ч.ч.1, 2 ст.46 Конституции РФ и ст.1 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов и органов местного самоуправления нарушены его права и свободы.
К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, которые могут быть обжалованы в суд, согласно положениям ст.255 ГПК РФ и ст.2 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, если оно повлекло за собой перечисленные последствия.
В своем заявлении в суд Квасов В.М. обжалует отказ Комиссии в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, что создает ему препятствия в реализации мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" для ветеранов боевых действий.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах", Закон), к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, согласно п.3 ст.3 ФЗ "О ветеранах", приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Перечнем раздела III Приложения к Фз "О ветеранах" предусмотрены боевые действия в Республике Таджикистан в период сентябрь-ноябрь 1992 года, а также в период с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
В соответствии с разделом III Приложения к Фз "О ветеранах", на лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в данном разделе распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно ст. 28 ФЗ от 12.01.1995 N 5 "О ветеранах", реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.
Во исполнение указанных положений Закона, постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, в силу п.2 которой выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти.
Выдача удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), военнообязанным, призванным на военные сборы, работникам Министерства обороны СССР и работникам Министерства обороны Российской Федерации, направленным в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах"), осуществляется в соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства обороны РФ N 1177 от 2 ноября 2009 года (пункт 7 Порядка, далее - "Порядок выдачи удостоверений в ВС РФ").
В силу пункта 2 "Порядка в ВС РФ", рассмотрение обращений и принятие решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ в военных округах, на флотах, в воинской части 45807 осуществляют комиссии военных округов, флотов, воинской части 45807 по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Исходя из приведенных выше положений Порядка выдачи удостоверений в ВС РФ, вопрос принятия решения о выдаче заявителю удостоверения ветерана боевых действий входит в компетенцию заинтересованного лица по делу - Комиссии по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа.
При этом суд отмечает, что согласно положениям Порядка выдачи удостоверений в ВС РФ вопрос о признании военнослужащего ветераном боевых действий в компетенцию Комиссии не входит.
Как усматривается из материалов дела, решением Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 29.02.2012 Квасову В.М. отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий на том основании, что им не представлены документы, указанные в п. 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в ВС РФ, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях.
Согласно отзыву Комиссии на заявление Квасова В.М. в суд об обжалования решения об отказе в выдаче удостоверения, обоснование отказа обусловлено разъяснениями, данными Главной военной прокуратурой.
Исходя из содержания положений статьи 3 ФЗ "О ветеранах" (пп.1 п.1 и п.3 ст.3 Закона) к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие и другие категории лиц, перечисленные в пп. 1.п.1 ст.3 ФЗ "О ветеранах", направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приводится в приложении к настоящему Закону. В разделе III Перечня значатся боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года, а также с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
Каких-либо условий и разграничений статуса ветеранов в связи с непосредственным либо опосредованным участием в боевых действиях Закон не содержит.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15.11.2011 N 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" в связи с запросом Казбекского районного суда Республики Дагестан", данного в совокупности с положениями, изложенными в Постановлениях от 26 декабря 2002 года N17-П и от 17.05.2011 г. N 8-П, военнослужащие, принявшие на себя бремя неукоснительно исполнять обязанности военной службы, что предполагает выполнение ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, осуществляют конституционно значимые функции; этим предопределяется правовой статус военнослужащих, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Специальная система социальных гарантий (мер социальной поддержки), установленная для военнослужащих федеральным законодателем с учетом специфики военной службы, включая участие в боевых действиях, предусматривает предоставление тем из них, кто постоянно или временно выполняет задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, дополнительных социальных гарантий, которые также устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 ФЗ "О статусе военнослужащих"). Согласно толкованию, данному в п.4 Постановления Конституционного Суда РФ 15.11.2011 N 24-П, Федеральный закон "О ветеранах", закрепляющий правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), выделяет следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (в том числе на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Круг лиц, составляющих категорию ветеранов боевых действий, определен в его статье 3 и включает лиц, принимавших участие в боевых действиях как при исполнении обязанностей военной службы, так и при исполнении иных служебных обязанностей. Для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки. Определение критериев принадлежности к категории ветеранов боевых действий, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, является прерогативой федерального законодателя; закрепленный им в Федеральном законе "О ветеранах" порядок отнесения к этой категории конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому не может рассматриваться как ущемляющий права граждан (определения от 16 ноября 2006 года N506-О, от 29 мая 2007 года N 356-О-О, от 19 марта 2009 года N181-О-О и др.).
Исходя из приведенных выше разъяснений Конституционного суда РФ, вопрос о наделении лица статусом ветерана боевых действий не входит в компетенцию исполнительных органов государственной власти, а при наличии условий, содержащихся в пп.1 п.1 ст.3 ФЗ "О ветеранах" и разделе III Приложения в ФЗ "О ветеранах", указанное в Законе лицо признается ветераном боевых действий в силу закона. При этом в обязанности соответствующего органа исполнительной власти входит лишь выдача удостоверения.
Как видно из материалов дела, 18.01.2012 г. военным комиссаром Московской области в адрес Комиссии направлены документы Квасова В.М., принимавшего, согласно содержанию обращения, непосредственное участие в боевых действиях в Республике Таджикистан в период с 07.06.1995 года по 10.06.1995 года в составе Миротворческих сил, с ходатайством о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Из приложенных к ходатайству документов, а именно - Справки начальника штаба войсковой части 19745 от 10.06.1995 года N 73 - следует, что капитан Квасов В.М. с 07.06.1995 по 10.06.1995 находился в составе Коллективных Миротворческих сил в Республике Таджикистан, выполнял задачи по конституционной защите прав граждан в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта, участие в боевых действиях принимал.
Статус заявителя Квасова В.М. как военнослужащего, подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, и не оспаривается заинтересованным лицом. Его участие в боевых действиях в республике Таджикистан в период, указанный в Разделе III Приложения к ФЗ "О ветеранах", также подтверждается послужным списком и Справкой начальника штаба войсковой части 19745 от 10.06.1995 года N 73.
Таким образом, суд приходит к выводу, что все необходимые документы, подтверждающие наличие условий и обстоятельств, предусмотренных пп.1 п.1 ст. 3 ФЗ "О ветеранах", для выдачи Квасову В.М. удостоверения ветерана боевых действий, в Комиссию были представлены Военным комиссариатом Московской области с соответствии с требованиями Закона.
Согласно положениям ч.ч. 1, 2 ст.11 ГПК РФ, суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Оценивая доводы Комиссии о том, что в представленных на имя Квасова В.М. документах, в нарушение положений п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства обороны РФ N 1177 от 2 ноября 2009 года, отсутствуют документы, подтверждающие его непосредственное участие в боевых действиях, суд находит их не основанными на законе, поскольку положения пп.1 п.1 ст.3 ФЗ "О ветеранах" условие о непосредственномучастии в боевых действиях при отнесении установленных в данной норме категорий лиц к ветеранам боевых действий не содержит.
Федеральным законом понятие "участие в боевых действиях" в той мере, в какой эти положения служат основанием для решения вопроса о непосредственном участии в боевых действиях не определено. Необходимость представления реализованного наградного материала, а также документов о получении при выполнении задач ранений, контузий и других документов в качестве основания для выдачи ветерану боевых действий удостоверения ветерана боевых действий, Законом не предусмотрено.
Условие о необходимости предоставления военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях в периоды и на территориях государств, предусмотренных в разделе III Приложения к ФЗ "О ветеранах", документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях, в качестве основания для получения удостоверения ветерана боевых действий содержится лишь в п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства обороны РФ N 1177 от 2 ноября 2009 года, имеющего по сравнению с Федеральным законом "О ветеранах" меньшую юридическую силу.
При этом данное условие существенного ограничивает круг ветеранов боевых действий, указанных в пп.1 п.1 ст.3 ФЗ "О ветеранах" и имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с этим законом, на получение соответствующего удостоверения.
Учитывая изложенное, суд находит положения п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства обороны РФ N 1177 от 2 ноября 2009 года, при разрешении вопроса о законности отказа Комиссии в выдаче Квасову В.М. удостоверения ветерана боевых действий не подлежащими применению.
Ссылку Комиссии на разъяснения Главной военной прокуратуры относительно применения вышеуказанных положений п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства обороны РФ N 1177 от 2 ноября 2009 года, суд также находит несостоятельной, поскольку Главная военная прокуратура субъектом толкования закона не является, а указанные разъяснения Главной военной прокуратуры в данном случае не носят нормативного характера и противоречат разъяснениям, данным Конституционным Судом РФ по вопросу применения данных положений ФЗ "О ветеранах".
Учитывая вышеизложенное, суд находит заявление Квасова В.М. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу положений ч.1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, ст.258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Квасова Виталия Михайловича об оспаривании заключения Комиссии по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий удовлетворить.
Признать отказ Комиссии по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа в выдаче Квасову Виталию Михайловичу удостоверения ветерана боевых действий незаконным.
Обязать Комиссию по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа выдать Квасову Виталию Михайловичу удостоверение ветерана боевых действий.
В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Московский областной суд через Лыткаринский городской суд в апелляционном порядке.
Судья С.А. Рязанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.