Решение Мытищинского городского суда Московской области от 16 февраля 2012 г. по делу N 2-441/12
(Извлечение)
Мытищинский городской суд Московской области в составе судьи Чернушевич М.Ю. при секретаре Коноваловой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-441/12 по иску Мытищинского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к ЗАО "Бетон" об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился к ответчику с вышеуказанными исковыми требованиями к ответчику. Просил суд обязать ответчика разработать и представить на согласование в Управление Роспотребнадзора по Московской области проект санитарно-защитной зоны либо проект обоснования сокращения санитарно-защитной зоны в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявления указал на то, что Мытищинской городской прокуратурой по заданию прокуратуры Московской области проведена проверка исполнения природоохранного законодательства и соблюдения прав граждан, проживающих в зоне негативного воздействия промышленных объектов.
В ходе проверки установлено, что ЗАО "Бетон", согласно п. 7.1.4 СанПиН 2.2.1/21.1.1200-03 "Санитарные зоны и санитарная классификация предприятия, сооружений и иных объектов" относится к промышленным объектам 3 класса опасности, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в том числе и на атмосферный воздух.
Вместе с тем у ЗАО "Бетон", осуществляющего хозяйственную деятельность длительное время, отсутствует заключение о соответствии санитарно-защитной зоны требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Указанное, по мнению истца, свидетельствует о ненадлежащей организации работы по исполнению требований федерального законодательства в деятельности ЗАО "Бетон", к отсутствию достоверной информации о соблюдении требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства данной организацией, наличии либо отсутствии угрозы благополучию населения.
Истец указывает в иске на то, что у жителей района должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности ЗАО "Бетон" не будут допускаться нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, а также не будет создаваться угроза благополучию населения, поскольку в соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
В судебном заседании представитель Мытищинской городской прокуратуры Митрофанов К.В. поддержал заявленные исковые требования и просил суд об их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении и пояснил, что истец просит не утвердить, а разработать и представить на согласование в Управление Роспотребнадзора по Московской области проект санитарно-защитной зоны, либо проект основания сокращения санитарно-защитной зоны по фактическому землепользованию.
Представитель истца пояснил также, что прокуратура обратилась в Управление Роспотребнадзора за предоставлением дополнительных разъяснений, в связи с рассмотрением настоящего гражданского дела, и получен ответ из которого прямо не следует, что такая зона, учитывая, что ЗАО "Бетон" находится на расстоянии 100 м. от зоны жилой застройки, может не устанавливаться.
Представители ответчика Семенов В.В. и Красноперов В.В. просили суд отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на СанПиН 2.2.1/21.1.1200-03 "Санитарные зоны и санитарная классификация предприятия, сооружений и иных объектов", из пункта 1.2. которого следует, что требования настоящих правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструированных промышленных объектов. Предприятие ЗАО "Бетон" не относится ни к строящемуся, ни к проектируемому объекту, существует длительное время. В настоящее время предприятие значительное снизило объем выпускаемой продукции, не находится в зоне жилой застройки, не нарушает чьих либо прав, жалобы со стороны жителей г. Мытищи на деятельность предприятия отсутствуют. Предприятие проявляет осмотрительность в своей деятельности, периодически проводит замеры источников выбросов путем обращения в специализированные организации, при этом из представленных суду материалов проверок следует, что уровень выбросов в атмосферу значительно ниже нормативов, установленных для таких предприятий, как ЗАО "Бетон". Кроме того, директор предприятия сам обращался в Управление Роспотребнадзора по Московской области, откуда было получено письмо, что разработка такой зоны для ЗАО "Бетон", как действующего предприятия, не требуется. При таких обстоятельствах, как пояснили представители, даже ему предприятие и обратится за разработкой, данные зоны не будут утверждены Управлением Роспотребнадзора.
3-е лицо : представитель Управления Роспотребнадзора по М.О. в судебное заседание не явился, извещен судебной повесткой.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в Мытищинскую городскую прокуратуру, сообщается, что ЗАО "Бетон" относится к объектам 3 класса опасности., санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту организации и обоснования размера санитарно-защитной зоны не имеет. (л.д. 27-31).
Мытищинским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ направлено генеральному директору ЗАО "Бетон" представление об устранении нарушений Федерального законодательства ( л.д. )
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 вышеназванного федерального закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно ч. 2 ст. 12 указанного Федерального закона при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительства, а также при проектировании, строительстве, реконструкции,, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Согласно ст. 52 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны в ограниченным режимом природопользования.
Однако, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований в связи с нижеследующим.
В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.2.1/21.1.1200-03 "Санитарные зоны и санитарная классификация предприятия, сооружений и иных объектов", следует, что требования настоящих правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструированных промышленных объектов.
Из письма на имя Руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по М.О. следует ЗАО "Бетон" располагается по адресу : "адрес", является малым предприятием, занимается производством товарного бетона и бетонных изделий. На территории, которую в настоящее время занимает ЗАО "Бетон" с ДД.ММ.ГГГГ года располагалось ЗАО "Компания Мособлстрой N", производившее аналогичную продукцию, чье имущество в ДД.ММ.ГГГГ выкупил кооператив "Бетон", реорганизованный в ДД.ММ.ГГГГ" в закрытое акционерное общество.
За все годы работы нового строительства, реконструкции или размещения новых производств не производилось. ЗАО "Бетон" находится в центре промышленной зоны и граничит только с промышленными предприятиями.
Обратного истцом не доказано.
Из представленного в судебное заседание письма руководителя Роспотребнадзора, представленного истцом, следует, что в соответствии с письмом Роспотребнадзора N от ДД.ММ.ГГГГ для действующего предприятия ЗАО "Бетон", в случае, если не проводится его реконструкция, в настоящее время санитарно-защитная зона может не устанавливаться.
Кроме того, в данном письме отдельно обращается внимание на то, что жалоб и заявлений от жителей или иных организаций на загрязнение окружающей среды ЗАО "Бетон" в адрес Управления Роспотребнадзора по Московской области не поступало.
Это обстоятельства истцом не опровергалось.
В Письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ N "О разъяснении изменений N в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разъясняется, что размеры и границы СЗЗ для действующих промышленных объектов и производств не устанавливаются в
случаях :
- если уже была установлена СЗЗ на основании ранее действовавших нормативных документов;
- если расстояния от границы территории промышленной площадки предприятий до нормируемых территорий составляет ориентировочный размер СЗЗ для указанного класса объекта или превышает его;
- для объектов, которые в течение последних 5 лет работают стабильно, без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без изменения технологических процессов, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух;
- для объектов, расположенных на удалении от нормируемых территорий на расстояние 10 и более км, при условии, что в радиусе 1000 м от границы территории объекта отсутствуют родовые угодья коренных малочисленных народов, другие нормируемые территории, перспективная жилая застройка, в соответствии с генеральным планом развития городского или сельского поселения, не будет приближаться к границе ориентировочной санитарно-защитной зоны предприятия;
- для объектов, расположенных в промышленной зоне и не имеющих непосредственных границ с нормируемыми территориями. Для группы промышленных объектов и производств устанавливается единая санитарно-защитная зона.
Устанавливаются санитарно-защитные зоны:
- для вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов находящихся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий не имеющих аналогов на территории Российской Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека;
- для действующих промышленных объектов и производств I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения;
- для действующего объекта или производства в случае принятия решения Администрацией городского или сельского поселения, обращения руководителя (заказчика) указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны.
Учитывая отсутствие доказательств того, что ЗАО "Бетон" в течение последних 5 лет допускало увеличение источников выбросов в атмосферный воздух и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, либо изменяло технологический процесс, а также при отсутствии жалоб и обращения населения на загрязнение атмосферного воздуха, поскольку их наличие ставит напрямую обязанность предприятия по установлению СЗЗ, кроме того, принимая во внимание позицию Управления Роспотребнадзора по Московской области, суд считает, что требования истца об обязании ЗАО "Бетон" разработать и представить на согласование в Управление Роспотребнадзора по Московской области проект санитарно-защитной зоны либо проект обоснования сокращения санитарно-защитной зоны в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мытищинского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к ЗАО "Бетон" -отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.Ю. Чернушевич
Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья М.Ю. Чернушевич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.