Решение Ногинского городского суда Московской области от 16 августа 2012 г.
(Извлечение)
Ногинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Лебедевой В.Ю.,
с участием прокурора Паученко Т.И.,
при секретаре Белорусовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ногинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения "Ногинская центральная районная больница", Администрации Ногинского муниципального района Московской области об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Ногинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения "Ногинская центральная районная больница" (далее МУЗ "НЦРБ") об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Ногинского муниципального района Московской области.
В обоснование исковых требований Ногинский городской прокурор ссылался на то, что Ногинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В ходе проверки здания филиала Детской поликлиники N МУЗ "НЦРБ", расположенного по адресу: "адрес", выявлены нарушения требований п.п. 3.21, 3.29, 3.32 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
В силу характера оказываемых услуг населению филиал Детской поликлиники N МУЗ "НЦРБ" является объектом социальной инфраструктуры, принадлежит на праве оперативного управления МУЗ "НЦРБ", согласно представленной информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
По требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в здании поликлиники должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. В здании поликлиники пандуса нет. Входная лестница имеет ширину проступей "данные изъяты", высота подъема ступеней "данные изъяты", уклон лестницы "данные изъяты", что не противоречит требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Входная лестница имеет ограждение, поручни находятся на высоте "данные изъяты". Входная дверь двухстворчатая. Ширина дверного проема "данные изъяты". Входная дверь имеет порог высотой "данные изъяты". Указанные параметры отражены в техническом заключении ООО "Проектно-строительная фирма " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В нарушение указанных требований Федерального закона от 24.11. 1995 года N 181-ФЗ, п.п. 3.21,3.29,3.32 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в здании филиала Детской поликлиники N МУЗ "НЦРБ", расположенного по адресу: "адрес", на участке пола перед дверным проемом и лестницей отсутствует предупредительная рифленая или контрастно окрашенная поверхность, предусмотренная п. 3.21 СНиП 35-01-2001, отсутствует устройство пандуса, предусмотренное п. 3.29 СНиП 35-01-2001, отсутствует завершающая часть поручней ограждения, предусмотренная п. 3.32 СНиП 35-01-2001. С учетом того, что нежилое помещение, используемое под размещение филиала Детской поликлиники N МУЗ "НЦРБ", расположенного по адресу: "адрес" относится к объекту социальной инфраструктуры, то к нему должен быть обеспечен беспрепятственный доступ для инвалидов. Ногинский городской прокурор просил суд обязать ответчиков МУЗ "НЦРБ", Администрацию Ногинского муниципального района Московской области создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, обязать в срок не менее "данные изъяты" дней с момента вступления решения суда в законную силу выполнить устройство пандуса, по требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", выполнить переустройство дверного порога по требованию СНиП 35-01-2001, выполнить дополнительные поручни на высоте "данные изъяты", на участке пола перед лестницей на расстоянии "данные изъяты" предусмотреть предупредительную рифленую, или контрастно окрашенную поверхность в нежилом помещении, используемом под размещение филиала Детской поликлиники N МУЗ "НЦРБ", расположенного по адресу: "адрес".
В судебном заседании старший помощник Ногинского городского прокурора Паученко Т.И. исковые требования поддержала в полном объеме, уточнив исковые требования в части выполнения дополнительных поручней на высоте "данные изъяты" м в соответствии с п. 3.32 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", дала объяснения аналогичные доводам искового заявления.
Представитель ответчика МУЗ "НЦРБ" Дубенец В.И. в судебном заседании исковые требования не признал, в основание возражений на иск пояснил, что ответчик является муниципальным бюджетным учреждением и на основании статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" осуществляет свою деятельность в соответствии с муниципальным заданием, финансируемым за счет субсидий из муниципального бюджета. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем. Помещения, расположенные по адресу: "адрес", переданы во владение и пользование МУЗ "НЦРБ" в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, заключенным с Комитетом по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района, и находятся в собственности муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области".В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 6 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной и иной инфраструктур, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Московской области и бюджетах муниципальных образований Московской области. В бюджетной смете (плане финансово-хозяйственной деятельности) МУЗ "НЦРБ" на "данные изъяты" год отсутствуют расходы на работы, указанные в исковом заявлении, необходимые для создания условий инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры. Использование денежных средств, предусмотренных бюджетной сметой (планом финансово-
хозяйственной деятельности) не в соответствии с их целевым назначением влечет предусмотренную законом ответственность. Таким образом, реальное выполнение каких-либо мероприятий по созданию условий
инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту здравоохранения возможно для МУЗ "НЦРБ" только после предоставления необходимых денежных средств на эти цели из муниципального бюджета. Кроме того, считает, что к участию в деле в качестве третьего лица необходимо привлечь компетентный орган местной администрации по вопросам архитектуры и градостроительства для решения вопроса о наличии/отсутствии архитектурных или технологических возможностей для исполнения требований прокурора, указанных в исковом заявлении. Решение данного вопроса необходимо, так как в случае выяснения обстоятельств о невозможности полностью приспособить указанные объекты здравоохранения для нужд инвалидов в соответствии с требованиями прокурора, согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" меры по удовлетворению потребностей инвалидов подлежат осуществлению в ином порядке, а именно, по согласованию с общественным объединением инвалидов. Также ссылался на то, что оба помещения, и терапевтическое отделение, и детская поликлиника, расположены в одной части здания и соединены общим проходом. В данной части здания имеются два входа: боковой и центральный (согласно техническому паспорту). Зайдя в любой из них, гражданин без каких-либо препятствий может попасть как в терапевтическое отделение, так и в детскую поликлинику. Учитывая то, что в соответствии с требованиями п. 3.13 СНиП 35-01-2001 достаточно приспособить лишь один вход в здание под нужды инвалидов и иных маломобильных групп населения, считаем, что благоустройство в соответствии с требованиями прокурора одного входа в здание (центрального), вместо двух, будет соответствовать требованиям закона и интересам указанной категории граждан. В связи с этим, считает необоснованным требование прокурора о благоустройстве сразу двух входов в здание, а не одного. Вместе с тем, в адрес МУЗ "НЦРБ" никогда не поступало обращений или жалоб от граждан по вопросу устранения каких-либо препятствий для доступа в терапевтическое отделение или детскую поликлинику, расположенные по адресу: "адрес". В исковом заявлении и в представленных Истцом в суд документах отсутствуют доказательства того, что в настоящее время состояние входов в указанные помещения создает реальное препятствие или неудобство инвалидам или другим малом обильным группам населения для посещения объектов здравоохранения.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" Баскакова Е.С. исковые требования Ногинского городского прокурора Московской области не признала, в обоснование своих возражений ссылалась на то, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве конкретной стороны правоотношения. Согласно п.13. Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена обязанность. Рассматриваемое заявление не содержит ссылки на обращение граждан о нарушении их законных прав и интересов. Прокурором так же не представлены доказательства нарушения органами местного самоуправления интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, общества в целом. В материалах дела отсутствуют заявления и обращения со стороны органов социальной защиты населения или общественных объединений инвалидов об обеспечении беспрепятственного доступа в Детскую поликлинику N. Согласно Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2005 (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым Гражданским процессуальным кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право. Суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ. Таким образом, производство по делу подлежит прекращению в порядке абз. 1 ст. 220 ГПК РФ. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите инвалидов в РФ" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренныхКонституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов..., создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Вышеуказанная правовая позиция подтверждается определением Верховного суда РФ от 31.05.2006 N 78-Г06-15. Также указанный вопрос регулируется Законом Московской области от 22.10.2009 N 121/2009-03 (ред.от 14.07.2011) "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области", Постановлением Правительства МО от 28.12.2011 N 1649/54 "Об утверждении дoлгocpoчной целевой программы Московской области "Доступная среда" на 2012-2015 годы". Из правового анализа вышеуказанных норм можно сделать вывод о том, что отношения в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры носят межотраслевой характер. Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ реализацию государственной политики в отношении инвалидов, отождествляющейся нормами законодательства РФ с социальной защитой, призваны осуществлять, прежде всего, органы социальной защиты населения (федеральные и субъектов РФ). Таким образом, большая часть общественных отношений в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что обусловливает правовое регулирование и функционирование двух ветвей власти.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года N 181 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 3 Закона Московской области от 18.12.2001 года N 232/1001-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся и объекты образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения.
Согласно ст. 6 Закона Московской области от 18.12.2001 года N 232/1001-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Московской области и бюджетах муниципальных образований Московской области. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к расходам бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3.21 СНиП 35-01-2001 участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.
Согласно п. 3.29 СНиП 35-01-2001 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м. при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.
Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно 3.18.
Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.
Согласно п. 3.32 СНиП 35-01-2001 вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.
Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.
Ногинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В ходе проверки здания филиала Детской поликлиники N МУЗ "НЦРБ", расположенного по адресу: "адрес", выявлены нарушения требований п.п. 3.21, 3.29, 3.32 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Согласно техническому заключению ООО " "данные изъяты"" по требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в здании поликлиники должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. В здании поликлиники пандуса нет. Входная лестница имеет ширину проступей "данные изъяты", высота подъема ступеней "данные изъяты", уклон лестницы "данные изъяты", что не противоречит требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Входная лестница имеет ограждение, поручни находятся на высоте "данные изъяты". Входная дверь двухстворчатая. Ширина дверного проема "данные изъяты". Входная дверь имеет порог высотой "данные изъяты". Сделан вывод необходимости выполнить устройство пандуса, по требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", выполнить поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51262 на высоте 0,7м и 0,9м; необходимо переустройство дверного порога по требованию СНиП 35-01-2001; на участке пола перед лестницей на расстоянии 0,6м предусмотреть предупредительную рифленую, или контрастно окрашенную поверхность (л.д "данные изъяты").
В судебном заседании допрошенный в качестве специалиста инженер ООО " "данные изъяты"" ФИО техническое заключение поддержал, дополнительно пояснил, что основным документом по устройству пандусов является СНИП 35-01-2001. При осмотре здания детской поликлиники N МУЗ "НЦРБ" по адресу: "адрес", ими было установлено, что вход в Детскую поликлинику N МУЗ "НЦРБ" осуществляется с левой стороны здания, входная лестница соответствует нормам СНиП, но не оборудована пандусом, поручни на высоте "данные изъяты" (завышение на "данные изъяты"). Согласно п. 3.32 СНиП поручни лестниц должны располагаться на высоте "данные изъяты", а в дошкольных учреждениях также на высоте "данные изъяты". Наличие порога высотой "данные изъяты" противоречит п 3.23 СНиП, который говорит, что дверные проемы не должны иметь порога, а в случае необходимости он должен составлять не более "данные изъяты". Также уточнил, что в техническом заключении в части необходимости выполнить поручни лестнице на высоте "данные изъяты" указанно ошибочно, должно быть указано "данные изъяты". Вопрос о том каким именно образом должен быть устроен пандус, может быть решен только путем изготовления проекта.
Статья 45 ГК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц.
Учитывая, что нарушаются права и законные интересы неопределенного круга инвалидов и других маломобильных групп населения, которые вправе беспрепятственно пользоваться объектами социальной инфраструктуры, Ногинский городской прокурор в интересах инвалидов и других маломобильных групп населения вправе был обратиться в суд с данным иском.
В соответствии с пп.12 п.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (в редакции от 07.05.2009 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно ст. 17 Федерального закона РФ N 323-ФЗ от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья относятся:
1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
2) обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона;
3) информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;
4) участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;
5) участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;
6) реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;
7) создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно п.1.1 Устава муниципальное учреждение здравоохранения "Ногинская центральная районная больница" является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" в сфере здравоохранения (л.д. "данные изъяты").
Согласно п.1.11 Устава МУЗ "НЦРБ" установлено, что учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование "Ногинский муниципальный район Московской области". Функции и полномочия учредителя и собственника имущества Учреждения осуществляет Комитет по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района Московской области.
Согласно п. 1.7 Устава МУЗ "НЦРБ" является бюджетным учреждением и на основании статьи 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" осуществляет свою деятельность в соответствии с муниципальным заданием, финансируемым за счет субсидий из муниципального бюджета. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем.
Договором от ДД.ММ.ГГГГ за МУЗ "НЦРБ" закреплено на праве оперативного управления имущество, в том числе здание по адресу: "адрес", в отношении которых Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" осуществляет полномочия, а также регулирование взаимоотношений сторон по поводу владения, пользования и распоряжения этим имуществом собственника (л.д. "данные изъяты"
В силу ст.15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Принимая во внимание отсутствие у МУЗ "НЦРБ" необходимых средств на установку оборудования для беспрепятственного доступа инвалидов, суд считает возможным возложить на администрацию муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области", как учредителя муниципального учреждения здравоохранения и собственника занимаемого им здания, расходы по установке такого оборудования в филиале Детской поликлинике N МУЗ "НЦРБ" за счет средств бюджета муниципального образования.
Довод представителя ответчика Администрации Ногинского муниципального района о том, что большая часть общественных отношений в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и гражданам других маломобильных групп к объектам социальной инфраструктуры находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, не может быть принят судом во внимание, поскольку именно Администрация муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" является собственником здания.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"), вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является государственным полномочием.
Что касается доводов представителя ответчика МУЗ "НЦРБ" о том, что N терапевтическое отделение поликлиники N и детская поликлиника N расположены в одной части здания, соединены общим проходом, а потому достаточно приспособить лишь один вход в здание под нужды инвалидов и иных маломобильных групп населения, то суд считает его необоснованным, поскольку N терапевтическое отделение поликлиники N МУЗ "НЦРБ" и Детская поликлиника N МУЗ "НЦРБ" являются самостоятельными объектами социальной инфраструктуры, а потому вход у каждого из них должен быть обустроен с учетом требований СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Анализируя исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Ногинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ногинского муниципального района Московской области об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Что касается МУЗ "НЦРБ", то он является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Руководствуясь ст. 194-196, 198 ГПК, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Ногинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения "Ногинская центральная районная больница" об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры отказать.
Иск Ногинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ногинского муниципального района Московской области об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, обязать в срок не менее "данные изъяты" дней с момента вступления решения суда в законную силу выполнить устройство пандуса по требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", выполнить переустройство дверного порога по требованию СНиП 35-01-2001, выполнить дополнительные поручни на высоте "данные изъяты", на участке пола перед лестницей на расстоянии "данные изъяты" предусмотреть предупредительную рифленую или контрастно окрашенную поверхность в нежилом помещении, используемом под размещение филиала Детской поликлиники N МУЗ "НЦРБ", расположенного по адресу: "адрес".
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: "данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.