Решение Ногинского городского суда Московской области от 06 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Ногинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Лебедевой В.Ю.,
с участием прокурора Паученко Т.И.,
при секретаре Белорусовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску "данные изъяты" городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации "данные изъяты" муниципального района "данные изъяты" области об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Ногинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации "данные изъяты" муниципального района "данные изъяты" области об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры.
В обоснование исковых требований "данные изъяты" городской прокурор ссылался на то, что "данные изъяты" городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Московской области от 18.12.2001 года N 232/1001-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области", СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" здание "данные изъяты" N, расположенное по адресу: "адрес", не оснащено пандусом и поручнями у лестниц.
В соответствии с п.3.3 положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности "данные изъяты" муниципального района, утвержденного Решением Совета депутатов "данные изъяты" муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N, за муниципальными учреждениями имущество, находящееся в муниципальной собственности закрепляется на праве оперативного управления и используется в соответствии с целями их деятельности и назначением. В соответствии с информацией из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и Картографии по "данные изъяты" области от ДД.ММ.ГГГГ N правообладателем здания "данные изъяты" N, расположенного по адресу: "адрес", является "данные изъяты" N на праве оперативного управления. Согласно п.1.1 Изменений и дополнений к Уставу "данные изъяты" N, утвержденных Приказом Управления образования администрации Ногинского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, а также на основании Постановления администрации "данные изъяты" муниципального района "данные изъяты" области от ДД.ММ.ГГГГ N функции учредителя "данные изъяты" N выполняет администрация "данные изъяты" муниципального района "данные изъяты" области в лице Управления образования администрации Ногинского муниципального района "данные изъяты" области.
Ногинский городской прокурор просил суд обязать ответчика Администрацию "данные изъяты" муниципального района "данные изъяты" области создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, обязать в срок не менее 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу установить в здании "данные изъяты" N, расположенном по адресу: "адрес", пандус и поручни у лестниц согласно требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденным постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
В судебном заседании старший помощник "данные изъяты" городского прокурора Паученко Т.И. исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения аналогичные доводам искового заявления.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования " "данные изъяты" муниципальный район "данные изъяты" области" Алексашина И.В. исковые требования "данные изъяты" городского прокурора "данные изъяты" области не признала, в обоснование своих возражений ссылалась на то, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве конкретной стороны правоотношения. Согласно п.13. Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена обязанность. Рассматриваемое заявление не содержит ссылки на обращение граждан о нарушении их законных прав и интересов. Прокурором так же не представлены доказательства нарушения органами местного самоуправления интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, общества в целом. В материалах дела отсутствуют заявления и обращения со стороны органов социальной защиты населения или общественных объединений инвалидов об обеспечении беспрепятственного доступа в здание "данные изъяты" N. Согласно Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за четвертый квартал "данные изъяты" (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым Гражданским процессуальным кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право. Суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ. Круг детей-инвалидов, обучающихся в образовательном учреждении всегда является определенным Однако, в данном случае прокурором в материалы дела не представлены сведения о наличии и (при наличии) количество детей-инвалидов, обучающихся в "данные изъяты" N. Таким образом, производство по делу подлежит прекращению в порядке абз. 1 ст. 220 ГПК РФ. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите инвалидов в РФ" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов..., создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Вышеуказанная правовая позиция подтверждается определением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 78-Г06-15. Также указанный вопрос регулируется Законом "данные изъяты" области от ДД.ММ.ГГГГ N 121/2009-03 (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в "данные изъяты" области", Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 1649/54 "Об утверждении дoлгocpoчной целевой программы "данные изъяты" области "Доступная среда" на 2012-2015 годы". Из правового анализа вышеуказанных норм можно сделать вывод о том, что отношения в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры носят межотраслевой характе "адрес" п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ реализацию государственной политики в отношении инвалидов, отождествляющейся нормами законодательства РФ с социальной защитой, призваны осуществлять, прежде всего, органы социальной защиты населения (федеральные и субъектов РФ). Таким образом, большая часть общественных отношений в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что обусловливает правовое регулирование и функционирование двух ветвей власти.
Представитель третьего лица "данные изъяты" N Ковалёв А.Н. против удовлетворения исковых требований "данные изъяты" городского прокурора возражал, в судебном заседании пояснил, что нет необходимости тратить государственные деньги на установку пандуса, за 40 лет не было ни одного человека на коляске. В случае капитального ремонта можно будет оборудовать пандус. Школа имеет 4 этажа, лифт отсутствует. В случае посещение школы гражданином-инвалидом он не сможет подняться на другие этажи. С "данные изъяты" года капитального ремонта в школе не было, администрация Ногинского муниципального района выделяет деньги только на мелкие расходы.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 31 Закона РФ "Об образовании", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Согласно статье 17.2 Закона Московской области от 30.04.2009 N 41/2009-ОЗ "Об образовании" детям-инвалидам создаются условия для пребывания в образовательных учреждениях в Московской области, реализующих образовательные программы общего образования.
По смыслу статей 3, 4, 6 Закона Московской области 22.10.2009 N 121/2009-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, объекты образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством РФ и законодательством Московской области.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе, пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание.
Финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Московской области и бюджетах муниципальных образований Московской области. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к расходам бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ.
В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 73, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, который, как правило, должен быть размещен на уровне входа, ближайшего к поверхности земли, либо продублирован пандусом, подъемной платформой, лифтом или другими приспособлениями для перемещения инвалидов, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
Согласно п. 3.32 СНиП 35-01-2001 вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.
Ногинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В ходе проверки здания "данные изъяты" N, расположенного по адресу: "адрес", выявлены нарушения требований СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", а именно отсутствует пандус и поручни у лестниц.
Согласно техническому заключению ООО " "данные изъяты"" по требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в здании "данные изъяты" N должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. В настоящее время вход в здание осуществляется с бокового входа. Боковой вход в здание школы: входная лестница имеет 2 ступени, высота лестницы "данные изъяты"; входная дверь одностворчатая, металлическая, ширина дверного проема "данные изъяты" входная дверь имеет порог "данные изъяты"; промежуточная лестница (внутри здания) на первый этаж школы шириной "данные изъяты" имеет ширину проступей "данные изъяты", высота подъема ступени "данные изъяты"; высота лестницы "данные изъяты"; лестница имеет ограждение с поручнями на высоте "данные изъяты". Промежуточная лестница не имеет технической возможности установки на ней пандуса с требуемым уклоном. Основной вход в здание школы: лестница имеет "данные изъяты" ступеней, ширина проступей ступеней "данные изъяты", высота подъема "данные изъяты"; лестница имеет ограждение с поручнями на высоте "данные изъяты"; входная дверь одностворчатая, шириной 1м, глубина тамбура "данные изъяты". Сделан вывод о необходимости оборудовать основной вход для маломобильных групп населения по требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", необходимо выполнить устройство пандуса или подъемника (с уровня тротуара до отметки чистого пола 1-го этажа), необходимо выполнить ограждение с поручнями для лестницы основного входа в здание школы на высоте "данные изъяты".
В судебном заседании допрошенный в качестве специалиста инженер ООО " "данные изъяты"" Терских Ф.С. техническое заключение поддержал, дополнительно пояснил, что основным документом по устройству пандусов является СНИП 35-01-2001. При осмотре здания "данные изъяты" N по адресу: "адрес", ими было установлено, что школа имеет два входа: боковой вход имеет 2 ступени, входная дверь "данные изъяты" и не удовлетворяет требованиям СНиП по ширине прохода, кроме того, имеется промежуточная лестница. Так же имеется основной вход: лестница имеет ограждения на высоте "данные изъяты" метров; входная дверь шириной 1м, необходимо оборудовать основной вход или подъемником или пандусом и необходимо выполнить ограждения на высоте "данные изъяты" м. Лестница технически удовлетворяет требованиям для устройства пандуса. Пандус может быть поворотный.
Статья 45 ГК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц.
Учитывая, что нарушаются права и законные интересы неопределенного круга инвалидов и других маломобильных групп населения, которые вправе беспрепятственно пользоваться объектами социальной инфраструктуры, Ногинский городской прокурор в интересах инвалидов и других маломобильных групп населения вправе был обратиться в суд с данным иском.
Согласно п.1.1 Устава "данные изъяты" N ( "данные изъяты" N) функции его учредителя выполняет администрация "данные изъяты" муниципального района "данные изъяты" области в лице Управления образования администрации Ногинского муниципального района "адрес".
В соответствии с п.3.3 положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности "данные изъяты" муниципального района, утвержденного Решением Совета депутатов "данные изъяты" муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N, за муниципальными учреждениями имущество, находящееся в муниципальной собственности закрепляется на праве оперативного управления и используется в соответствии с целями их деятельности и назначением.
В соответствии с информацией из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и Картографии по "данные изъяты" области от ДД.ММ.ГГГГ N правообладателем здания "данные изъяты" N, расположенного по адресу: "адрес", является "данные изъяты" N на праве оперативного управления, муниципальное образование " "данные изъяты" муниципальный район "данные изъяты" области" - на праве собственности (л.д. "данные изъяты").
В силу ст.15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Учитывая, что здание "данные изъяты" N является муниципальной собственностью, принимая во внимание отсутствие у "данные изъяты" N необходимых средств на установку оборудования для беспрепятственного доступа инвалидов, суд считает возможным возложить на администрацию "данные изъяты" муниципального района "данные изъяты" области", как учредителя муниципального бюджетного образовательного учреждения и собственника занимаемого им здания, расходы по установке такого оборудования в здании "данные изъяты" N, расположенном по адресу: "адрес", за счет средств бюджета муниципального образования.
Довод представителя ответчика Администрации "данные изъяты" муниципального района о том, что большая часть общественных отношений в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и гражданам других маломобильных групп к объектам социальной инфраструктуры находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, не может быть принят судом во внимание, поскольку именно Администрация муниципального образования " "данные изъяты" муниципальный район "данные изъяты" области" является собственником здания.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"), вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является государственным полномочием.
Наличие утвержденной постановлением Правительства "данные изъяты" области от ДД.ММ.ГГГГ N долгосрочной целевой программы "данные изъяты" области "Доступная среда" на ДД.ММ.ГГГГ годы, целью которой является формирование к ДД.ММ.ГГГГ году в "данные изъяты" области условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения не может свидетельствовать о необоснованности требований Ногинского городского прокурора, поскольку на день рассмотрения судом настоящего дела по существу заявленные прокурором требования добровольно не исполнены и имеет место длительное неисполнение требований Закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", действующего с 1995 года.
Анализируя исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Ногинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ногинского муниципального района "данные изъяты" области об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-196, 198 ГПК, суд
РЕШИЛ:
Иск "данные изъяты" городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации "данные изъяты" муниципального района "данные изъяты" области об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры удовлетворить.
Обязать Администрацию "данные изъяты" муниципального района "данные изъяты" создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, обязать в срок не менее 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу установить в здании "данные изъяты" N, расположенном по адресу: "адрес", пандус и поручни у лестницы основного входа согласно требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденным постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.