Решение Ногинского городского суда Московской области от 19 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедевой В.Ю.,
при секретаре Румянцевой Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чемагина В. В. к Администрации муниципального образования " "данные изъяты" "данные изъяты"" о признании незаконным бездействия и обязании представить градостроительный план земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Чемагин В.В. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования " "данные изъяты"" о признании незаконным бездействия и обязании представить градостроительный план земельного участка.
В обоснование требований истец ссылался на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию муниципального образования " "данные изъяты"" (далее - Администрация) с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
В соответствии с ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если физическое лицо обращается с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку ГПЗУ и утверждает его.
Таким образом, им были соблюдены требования, установленные ГрК РФ (подано заявление), для исполнения органом местного самоуправления своей обязанности по подготовке, утверждению и предоставлению ему градостроительного плана земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ он получил письменный ответ от Администрации, за подписью заместителя Главы администрации А.Ю. Арабова, в котором сообщается, что для выполнения градостроительного плана земельного участка ему необходимо предоставить следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, кадастровые выписки (КВ1 - КВ6), топографическую съемку земельного участка с вынесением кадастровых границ участка. Также предложен вариант, согласно которому он имеет право заказать выполнение градостроительного плана земельного участка в любой проектной организации.
В течение 30 дней со дня обращения с заявлением он не получил градостроительного плана земельного участка и считает незаконным бездействие Администрации, противоречащим ч. 2 ст. 44, ч. 17 ст. 46 ГрК РФ.
По мнению истца, из положений ч. 2 ст. 44, ч. 17 ст. 46 ГрК РФ следуют выводы:
во-первых, градостроительный план земельного участка как отдельный самостоятельный документ выдается на основании заявления физического или юридического лица;
во-вторых, для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. К числу таких действий ст. 46 ГрК РФ относит принятие решения о подготовке документации по планировке территории, его опубликование и размещение на сайте (при его наличии) в сети "Интернет", размещение заказа на разработку документации, проведение публичных слушаний, опубликование утвержденной документации;
в-третьих, органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 ГрК РФ). Порядок подготовки документации по планировке территории предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 ГрК РФ;
в-четвертых, градостроительный план земельного участка подготавливается в течение тридцати дней со дня подачи заявления. Форма заявления о выдаче ГПЗУ является произвольной, каких-либо требований к заявлению и составу прилагаемых документов ГрК РФ не устанавливает;
в-пятых, градостроительный план земельного участка выдается бесплатно.
Помимо прочего, Администрация действует вопреки ч. 2 ст. 40 Конституции РФ, чем нарушает его конституционное право на жилище, не предоставляя градостроительный план земельного участка, который в силу ст. 51 ГрК РФ является необходимым документом для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома, без которого, в свою очередь, он не может начать строительство дома.
Истец просил суд признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования " "данные изъяты"", выразившееся в непринятии предусмотренных ч. 17 ст. 46 ГрК РФ действий по осуществлению подготовки, утверждению и предоставлению ему градостроительного плана земельного участка в установленный законом срок; обязать Администрацию муниципального образования " "данные изъяты"" выдать ему градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N.
В судебном заседании истец Чемагин В.В. исковые требования поддержал в полном объеме, дал суду объяснения аналогичные доводам искового заявления, дополнительно пояснив, что он повторно обращался с аналогичными заявлениями ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, на его заявления давались аналогичные ответы. ДД.ММ.ГГГГ была дана ссылка на ранее данные ответы и указано о прекращении переписки. К своим заявлениям он не прилагал никаких документов, в том числе и ни правоустанавливающие документы, ни копию паспорта. Те документы, которые указаны в ответах ответчика, считает, что он не обязан был предоставлять, требование о предоставлении указанных документов является необоснованным. Считает, что градостроительный план должен выдаваться по заявлению любого физического лица, он обязан быть представлен в отношение любого участка, в том числе если это лицо не является собственником этого участка. Это предусмотрено Постановлением правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности", Приказом министерства регионального развития РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития", согласно которых градостроительная документация является открытой и доступной для любого лица. Также об этом пишется в решении Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования " "данные изъяты"" Горохов Д.А. в судебном заседании исковые требования Чемагина В.В. не признал, в обоснование возражений на иск пояснил, что в соответствие со ст. 4 ГрК РФ, градостроительные отношения регулируются гражданским законодательством РФ, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Из прямого указания ст. 1 ГК РФ следует, что гражданское законодательство основывается на неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого - либо в частные дела. Также согласно ст. 8 Конституции РФ в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, право частной собственности охраняется законом согласно ст. 35 Конституции РФ. Истец обратился в адрес Администрации муниципального образования " "данные изъяты"" с заявлением, к которому не были приложены никакие документы, прежде всего позволяющие идентифицировать личность обратившегося. В соответствии с ч. 7 ст.51 ГрК РФ градостроительный план требуется для получения разрешения на строительство. С заявлением о получении разрешения на строительство может обращаться только застройщик, либо специально уполномоченное им лицо. В соответствии с п. 16 ст. 1 ГрК РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, а так же выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства. Поскольку градостроительный план является одним из основных документов, то соответственно за получением градостроительного плана обращаются лица, являющиеся застройщиками на земельном участке, принадлежащем им на праве собственности либо на каком-то ином вещном праве. Исходя из комплексного анализа приведенных норм, учитывая имеющуюся судебную практику по данному вопросу, выдача градостроительного плана земельного участка неустановленному лицу нарушает права и законные интересы владельца этого земельного участка, и является незаконным действием со стороны органов местного самоуправления. Предоставление топографической съемки предусмотрено положением о подготовке документов и выдаче градостроительного плана. В настоящее время оно не действует, на данный момент разрабатывается административный регламент по данному вопросу. Законодательство не исключает возможности органам местного самоуправления самостоятельно определить перечень документов необходимых для подготовки градостроительного плана. Выдача органами местного самоуправления градостроительного плана осуществляется на безвозмездной основе, в выдачу входит рассмотрение, проверка его на соответствие градостроительным нормам и правилам, утверждение его постановлением и регистрация. Ссылка истца на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности", как на правовое основание выдачи градостроительных планов в неограниченном количестве на любые земельные участки, является необоснованной, поскольку указанное постановление предусматривается только получение информации из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, указанная информация предоставляется за плату, вместе с тем выдача градостроительного плана земельного участка является административной услугой выполняемой органами местными самоуправления, т.е. указанное постановление не имеет отношения к разработке и утверждению градостроительного плана. Ссылка истца на решение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ также несостоятельна, т.к. в указанном решении четко прописано, что гражданин либо юридическое лицо вместе с заявлением должен предоставлять паспорт или свидетельство о регистрации юридического лица. Поскольку истцом не были представлены документы подтверждающие личность заявителя администрация не могла в рамках межведомственного взаимодействия запросить необходимую для изготовления градостроительного плана информацию в органах и учреждениях, обладающих такой информацией. Кроме того, изготовление топосъемки для нужд физических лиц и юридических лиц на земельные участки, не относящиеся к собственности муниципалитета не допускается бюджетным законодательством и не входит в перечь полномочий городского округа в соответствии со ст. 16, 17 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления". Информация которую муниципалитет может затребовать для изготовления градостроительного плана ограничивается только той информацией, которой владеют другие органы и учреждения, входящие в систему межведомственного взаимодействия. Поскольку выполнение топосъемки земельного участка производится коммерческими организациями и выполняется за плату, то муниципалитет не может обязать или запросить у таких организаций топосъемку на земельный участок. Без топосъемки изготовить градостроительный план не возможно, т.к. в своде правил по инженерным изысканиям для строительства СП 11-104-97 указано, что инженерно-топографические планы должны создаваться в результате топографических съемок, со сроком давности не более 2 лет.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Чемагину В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: личное подсобное хозяйство, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д.28).
ДД.ММ.ГГГГ истец Чемагин В.В. обратился в Администрацию муниципального образования " "данные изъяты"" с заявлением о выдаче ему градостроительного плана указанного земельного участка. К своему заявлению Чемагин В.В. не приложил никаких документов (л.д. "данные изъяты").
Письмом Администрации муниципального образования " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ Чемагину В.В. было сообщено, что для выполнения градостроительного плана земельного участка ему необходимо предоставить следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, кадастровые выписки (КВ1 - КВ6), топографическую съемку земельного участка с вынесением кадастровых границ участка, копию паспорта с пропиской, если прописка отличается от указанной в правоустанавливающем документе на земельный участок. Также указано, что он вправе выполнить чертеж градостроительного плана в любой проектной организации и что Администрация оформит, согласует, зарегистрирует и выдаст градостроительный план земельного участка без взимания платы (л.д. "данные изъяты").
ДД.ММ.ГГГГ истец Чемагин В.В. повторно обратился в Администрацию муниципального образования " "данные изъяты"" с заявлением о выдаче ему градостроительного плана указанного земельного участка. К своему заявлению Чемагин В.В. также не приложил никаких документов (л.д. "данные изъяты"). На указанное заявление Администрацией муниципального образования " "данные изъяты"" ДД.ММ.ГГГГ был дан аналогичный ответ (л.д. "данные изъяты").
ДД.ММ.ГГГГ истец Чемагин В.В. вновь обратился в Администрацию муниципального образования " "данные изъяты"" с заявлением о выдаче ему градостроительного плана указанного земельного участка, в котором ссылаясь на ст. 44, п.17 ст. 46 ГрК РФ, ч.1 ст.7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Приказ Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка" указывал на то, что градостроительный план земельного участка должен быть ему подготовлен и предоставлен в течение 30 дней без взимания платы и без требования предоставить какие-либо дополнительные документы, кроме данного заявления (л.д. "данные изъяты").
Письмом Администрации муниципального образования " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ Чемагину В.В. было сообщено, что вся информация по интересующим его вопросам было ему предоставлена в ранее направлявшихся ответах и уведомило о прекращении переписки по указанному вопросу(л.д. "данные изъяты").
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами истца о том, что для оформления градостроительного плана земельного участка не требуется предоставлять никакие документы, поскольку законом предоставление указанных документов не предусмотрено.
В силу положений ст. 51 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является необходимым документом для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Согласно ст. 56 названного Кодекса градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
В соответствии с п. 17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Вместе с тем, согласно частям 3 и 4 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка для определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
В силу ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
В соответствии с ч. 5 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение ст. 44 Градостроительного кодекса РФ приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка, в соответствии с которой:
Разделы 2 и 3 формы градостроительного плана земельного участка предусматривают информацию о расположенных в его границах объектах капитального строительства и объектах культурного наследия; о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. На чертеже градостроительного плана земельного участка указываются: схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план); границы земельного участка и координаты поворотных точек; красные линии. Чертеж градостроительного плана земельного участка должен быть разработан на топографической основе с указанием в градостроительном плане даты ее выполнения.
Судом установлено, что в установленный законом 30-днейвный срок градостроительный план не был выдан истцу в связи с непредставлением никаких документов, а именно: как документов, позволяющих идентифицировать личность заявителя, так и правоустанавливающих документов на земельный участок, кадастрового паспорта земельного участка, топографической съемки земельного участка.
Доводы истца о том, что градостроительный план должен выдаваться по заявлению любого физического лица, он обязан быть представлен в отношение любого участка без предоставления каких либо документов основаны на неправильном толковании норм п. 17 ст. 46 ГрК РФ, которая не содержит запрета на истребование необходимых для составления градостроительного плана земельного участка сведений у заявителя, положения ст. 46 ГрК РФ не указывают, кто и в каком объеме предоставляет информацию для включения сведений в градостроительный план, данной нормой не определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче градостроительного плана, приведенную норму следует применять в совокупности с правовыми нормами, устанавливающими требования к градостроительному плану.
Ссылка истца на нарушение ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" является необоснованным, поскольку указанной нормой установлен запрет для органов, предоставляющих муниципальные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Градостроительным кодексом РФ не установлен перечень документов, которые предоставляются заявителем для получения градостроительного плана.
Также является необоснованной ссылка истца на постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности", как на правовое основание выдачи градостроительных планов в неограниченном количестве на любые земельные участки, поскольку указанное постановление предусматривается только получение информации из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, указанная информация предоставляется за плату, то есть указанное постановление не имеет отношения к разработке и утверждению градостроительного плана.
Ссылка заявителя на решение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ12-290 также несостоятельна, поскольку данным решением признано, что Форма градостроительного плана земельного участка, утвержденная приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 207, и ее отдельные положения не противоречат действующему Федеральному законодательству, также в указанном решении четко прописано, что гражданин либо юридическое лицо вместе с заявлением должен предоставлять паспорт или свидетельство о регистрации юридического лица.
Исходя из изложенного выше анализа нормативных правовых актов, требования ответчика о предоставлении дополнительных документов, необходимых для заполнения формы градостроительного плана земельного участка, основаны на положениях Градостроительного кодекса РФ.
Чемагин В.В. документы, необходимые для подготовки и выдачи ему градостроительного плана земельного участка не представил. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что права истца Чемагина В.В. действиями Администрации муниципального образования " "данные изъяты"" не были нарушены, оснований для удовлетворения его требований не имеется.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Чемагина В. В. к Администрации муниципального образования " "данные изъяты"" о признании незаконным бездействия и обязании представить градостроительный план земельного участка являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-196,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Чемагина В. В. к Администрации муниципального образования " "данные изъяты"" о признании незаконным бездействия и обязании представить градостроительный план земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.