Пушкинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Лютой О.В.
при секретаре Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л. к администрации Пушкинского муниципального района, ООО "Землеустроитель-Топограф" об установлении границ земельного участка, понуждении к исполнению договора,
УСТАНОВИЛ:
Л. обратилась в суд с иском к ответчикам об установлении границ земельного участка площадью 797 кв.м., с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", согласно плану границ, выполненного ООО "Землеустроитель-Топограф", обязании исполнить условия договора на выполнение проектно-изыскательских работ по землеустройству, заключенного с ООО "Землеустроитель-Топограф" ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование иска указала, что является собственником земельного участка площадью 500 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" С целью определения границ участка истец обратилась в ООО "Землеустроитель-Топограф", заключив соответствующий договор по проведению геодезических работ и обмеров для изготовления межевого плана. В результате межевания площадь земельного участка составила 797 кв.м., в связи с чем, ООО "Землеустроитель-Топограф" в одностороннем порядке приостановило выполнение договора по межеванию земельного участка истца, мотивируя отказ тем, что при постановке на кадастровый учет земельных участков, площадь которых превышает 10% от площади, указанной в правоустанавливающих документах, данные участки не могут быть поставлены на кадастровый учет. После отказа органа кадастрового учета в постановке земельного участка на кадастровый учет кадастровый инженер, проводивший работы по межеванию участка, лишается права заниматься кадастровой деятельностью. Действия ответчика истец считает незаконными. Споров по границам земельного участка не имеется. Просит суд установить границы земельного участка в соответствии с планом границ, выполненного ООО "Землеустроитель-Топограф" и обязать ООО "Землеустроитель-Топограф" исполнить условия договора в части изготовления межевого плана на основании уточненных данных на земельный участок.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель администрации Пушкинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен (л.д. 28).
Представитель ООО "Землеустроитель-Топограф" в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен (л.д. 29).
Суд, выслушав истца, исследовав письменные доказательства, полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Постановлением Главы администрации Царевского сельсовета Пушкинского района Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ Л. в собственность бесплатно передан земельный участок площадью 500 кв.м. в д.Ивошино для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.6), выдано свидетельство о праве собственности на землю (л.д.7).
В свидетельстве о регистрации права площадь земельного участка указана 500 кв.м.
Согласно геодезическим измерениям ООО "Землеустроитель-Топограф", проведенным при межевании земельного участка истца, фактическая площадь земельного участка в существующих границах составила 797 кв.м., данные границы согласованы смежными землепользователями, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии спора по границам земельного участка истца.
В соответствии со ст. 22 Закона N 221-ФЗ 1. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы:
2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);
3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте капитального строительства);
4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);
5) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);
7) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);
8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке);
9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений);
10) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ 1. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
2. В случае, если категория земель указана не в документах государственного кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
3. В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
4. В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
5. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
6. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона.
7. Сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение тридцати дней бесплатно вносятся в государственный кадастр недвижимости по заявлению правообладателя земельного участка. Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отнесении земельного участка к определенной категории земель осуществляется в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Земельный участок Л. площадью 797 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона 221-ФЗ в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение, в том числе, об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 2 ноября 2006 г. N ВК/1699 "Об уточнении площади и границ земельного участка и выдаче кадастрового плана земельного участка для целей межевания" разъяснено, что в случае если уточненная площадь земельного участка в документах о межевании (описании земельного участка), представленных для проведения государственного кадастрового учета или учета текущих изменений характеристик земельного участка, отличается от площади земельного участка, указанной в правоустанавливающем документе на такой земельный участок, на величину, не превышающую минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти или органов местного самоуправления (статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации), то государственный кадастровый учет проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.
В соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" разрешается регистрировать право собственности на земельный участок по фактической уточненной площади, даже если она превышает площадь, указанную в документах, удостоверяющих права граждан на земельные участки, но не более чем на минимальный размер, установленный правовыми нормативными актами субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления для земельных участков различного целевого и разрешенного использования.
В соответствии с Законом Московской области от 17.06.2003 г. N 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" минимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства составляет 0,03 га.
Суд приходит к выводу, что содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка истца не превышает указанную в постановлении площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с указанным выше нормативным актом Московской области для земель с целевым назначением - для ведения личного подсобного хозяйства.
Границы ранее учтенного земельного участка истца не были установлены в соответствии с действующим земельным законодательством (л.д.13), в связи с чем, площадь предоставленного Л. в собственность земельного участка подлежала уточнению.
Категория ранее учтенного земельного участка установлена и распространяется на земельный участок в уточненных границах, в связи с чем, не имеется препятствий для учета сведений об уточненной площади земельного участка истца, содержащихся в представленных документах о его межевании.
ООО "Землеустроитель-Топограф" в одностороннем порядке отказал истцу в исполнении договора по межеванию земельного участка, ссылаясь на то, что Министерством экономического развития РФ разъяснен порядок постановки на кадастровый учет земельных участков, площадью которых согласно фактической съемки превышает 10% от площади, указанной в правоустанавливающих документах. Таким участки, по мнению Министерства экономического развития РФ, не могут быть поставлены на кадастровый учет, и по ним орган кадастрового учета имеет право дать отказ. Поскольку отказы, которые выносятся по межевым планам, суммируются органом кадастрового учета, после определенного их количества кадастровый инженер лишается права заниматься кадастровой деятельностью. Истцу рекомендовано обратиться в суд об установлении фактической площади земельного участка и обязании организации изготовить межевой план (л.д.18).
Оценив в порядке ст.67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу о законности требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Л. к администрации Пушкинского муниципального района, ООО "Землеустроитель-Топограф" об установлении границ земельного участка, понуждении к исполнению договора удовлетворить.
Установить границы земельного участка площадью 797 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", согласно плану границ, выполненного ООО "Землеустроитель-Топограф":
N точек
Дирекц.
углы
град. мин
Горизонтальное
положение (м)
1
2
3
4
5
59 48,0
132 27,5
240 30,3
330 3,5
63 43,6
17,772
14,991
21,611
15,948
23,293
Обязать ООО "Землеустроитель-Топограф" исполнить условия договора, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с Л., в части изготовления межевого плана на основании уточненных данных на земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес"
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.