Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Жуковой О.А.,
с участием прокурора Зинина А.А.,
при секретаре Красновой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Вернисаж" об обязании ООО "Вернисаж" привести свою деятельность в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонный природоохранный прокурор Московской области Максимова Е.М. обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ к ООО "Вернисаж" о понуждении к совершению действий, направленных на соблюдение природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства до 01 октября 2012 г., а именно: получить в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить в установленном порядке документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; разработать в установленном законом порядке программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил на предприятии.
В обоснование иска истец указал, что межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства ООО "Вернисаж", которое осуществляет деятельность по изготовлению мягкой мебели в производственном цехе "адрес". В процессе производственной деятельности данной организации образуются отходы производства и потребления: упаковка полиэтилена, обрезки фанеры и тканей, обрезки дерева, а также пыль, стружка дерева и фанеры. Деятельность осуществляется с января 2012 года, на предприятии работает до 20 человек. ООО "Вернисаж" осуществляет свою деятельность в нарушение норм природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также в отсутствие разработанной программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил на предприятии. За указанное правонарушение дата Межрайонным природоохранным прокурором Московской области в отношении ООО "Вернисаж" возбуждены дела об административных правонарушениях. Генеральному директору ООО "Вернисаж" вынесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. До настоящего времени ответчик не получил разрешения на выброс вредны (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в установленном законом порядке, не разработал программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм, в связи с чем необходимо в судебном порядке обязать ответчика выполнить указанные требования законодательства (л.д.2-5).
В судебном заседании помощник Межрайонного природоохранного прокурора Московской области Зинин С.А. обстоятельства, изложенные в иске поддержал, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании генеральный директор ООО "Вернисаж" Козлов А.Н. не возражал против удовлетворения иска, указал, что организация осуществляет деятельность по изготовлению мягкой мебели, размещается в здании по адресу: "адрес", д.Болтино, "адрес", которое занимает по устной договоренности с собственником данного помещения, получить разрешение на выброс вредных веществ, документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработать программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил на предприятии он не может, так как в настоящее время его право на занятие площадей здания по указанному выше адресу не узаконено, нет привязки его организации к конкретному помещению, данные вопросы от него не зависят, зависят от хозяина помещения, который в настоящее время занимается оформлением необходимых бумаг, а также от органов, которые выдают соответствующее разрешение, он готов устранить выявленные нарушения, но для этого требуется время.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что предприятие - ООО "Вернисаж" фактически расположено "адрес" производственное помещение площадью ... кв.м, земельный участок на котором оно расположено находится в собственности Угнивенко А.А., каких-либо документов на право размещения данной организации в указанном помещении, сведения о собственнике здания в дело не представлено; согласно Устава ООО, местом нахождения организации является "адрес"; основным видом деятельности организации является производство и реализация мягкой мебели (л.д.12-18).
Свою деятельность по указанному выше адресу организация осуществляет с января 2012 года, ранее располагалась в арендованном помещении на территории Пушкинского района.
дата межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства ООО "Вернисаж", которой установлено, что в процессе производственной деятельности образуются отходы производства и потребления: упаковка полиэтилена, обрезки фанеры и тканей, обрезки дерева, а также пыль, стружка дерева и фанеры; деятельность осуществляется с января 2012 года, на предприятии работает до 20 человек; отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не разработана программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил на предприятии (л.д.6-9 акт проверки).
дата Межрайонным природоохранным прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по ст.8.41 КоАП РФ - не внесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (л.д.34-36), постановлением от дата ООО "Вернисаж" назначено административное наказание по ст.8.41 КоАП РФ в виде штрафа ... руб. (л.д.37-39).
дата Межрайонным природоохранным прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ - выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения (л.д.40-42), постановлением от дата ООО "Вернисаж" назначено административное наказание по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ в виде штрафа ... руб. (л.д.44-46).
Судом установлено, что свою деятельность ООО "Вернисаж" осуществляет без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, организацией не разработана программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил на предприятии
Согласно ст.8 и 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Функционирование экономической системы предполагает свободную, основанную на принципах самоорганизации хозяйственную деятельность юридических лиц как основных субъектов рыночной экономики.
Реализуя свои полномочия в сфере регулирования предпринимательской деятельности, федеральный законодатель определяет порядок и условия ее осуществления и, исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливает дополнительные требования. Ограничения вводятся только федеральным законом и только в целях защиты конституционных ценностей, в том числе здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст.14 Федерального закона от дата N96-ФЗ (ред. от дата) "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.Согласно п. 4 ст.23 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Данную сферу регулирует Федеральный закон от дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ст. 18 вышеназванного Федерального закона:
1. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
4. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Частью 1 ст.22 указанного Федерального закона предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Согласно ст.11 Федерального закона от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - это специальное разрешение, которое в силу закона выдается юридическому лицу территориальным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, и, предъявляя требования о возложении на ответчика обязанности получить указанное разрешение, истец тем самым ставит исполнение судебного решения в зависимость от действий и решений соответствующего органа, что заведомо влечет невозможность принудительного исполнения судебного акта.
При этом следует отметить, что экономическая деятельность осуществляется на основании принципа презумпции добросовестности участников гражданского оборота и предполагается, что ответчик обязан обеспечить осуществление своей деятельности в соответствии с обязательными законными требованиями, чем не исключается возможность государственного контроля за его деятельностью. Обращаясь с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц об обязании ООО "Вернисаж" получить в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработать в установленном законом порядке программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил на предприятии, истец не учел, что данная обязанность юридического лица по получению специального разрешения, документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по разработке программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил на предприятии установлена законодательно, и соответственно, судебного решения о возложении на ответчика вышеуказанных обязанностей не требуется.
Кроме того, законодателем предусмотрена ответственность за нарушение природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
При таких обстоятельствах иск Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Вернисаж" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Вернисаж" об обязании ООО "Вернисаж" привести свою деятельность в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства до 01 октября 2012 г.: получить в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить в установленном порядке документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; разработать в установленном законом порядке программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил на предприятии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - дата.
СУДЬЯ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.