Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Анциной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акованцева А. И. к Территориальному управлению по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Комитету по Управлению имуществом г. Серпухова о признании дополнительного соглашения недействительным, признании недействительной записи в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации, исключении записи из ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец Акованцев А.И. обратился в суд с иском и просит признать действительным дополнительное соглашение от "дата", от "дата" к договору аренды земли от "дата" "номер" в отношении земельного участка с кадастровым номером "номер", площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", для завершения строительства индивидуального жилого дома и сдачи его в эксплуатацию, признать отсутствующим права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, а также исключить запись из ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Свои требования мотивирует тем, что ему был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером "номер", площадью "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", для завершения строительства индивидуального жилого дома и сдачи его в эксплуатацию. В установленном законом порядке договор аренды был зарегистрирован. Постановлениями главы г. Серпухова срок действия договора аренды неоднократно продлевался. В мае 2012 года истец обратился в отдел по г. Серпухову УФСГРКК по Московской области с заявлениями о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земли, однако государственная регистрация была приостановлена по основаниям, изложенным в уведомлениях за "номер". Из указанных уведомлений следует, что препятствием для государственной регистрации является то обстоятельство, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на данный земельный участок внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации. Арендодатель (Комитет по управлению имуществом г. Серпухова) не может представить документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени Российской Федерации. Но данный документ не может быть предоставлен, так как Комитет по управлению имуществом действовал на основании положений закона. Так же на территории г. Серпухова, полномочия по заключению договоров аренды земли, находящейся в черте города, возложены на Комитет по управлению имуществом г. Серпухова.
Истец Акованцев А.И. в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 47). Его интересы по доверенности представляет Барсукова Е.А.(доверенность л.д. 10).
Представитель истца Акованцева А.И. - Барсукова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Территориального управления по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представил, об отложении дела не просил, возражений относительно заявленных требований не представил.
Представитель ответчика Комитета по Управлению Имуществом г. Серпухова Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представил, об отложении дела не просил, возражений относительно заявленных требований не представил.
Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области отдел по г. Серпухову в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 45).
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей ответчиков и третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца Акованцева А.И. - Барсукову Е.А., проверив представленные письменные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что предметом спора является земельный участок с кадастровым номером "номер", площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес".
На основании договора аренды земли от "дата" "номер", заключенного между Комитетом по управлению имуществом и Акованцевым А.И., последнему предоставлен в аренду спорный земельный участок для строительства индивидуального жилого дома (л.д. 17-18).
Указанный договор на основании дополнительных соглашений неоднократно продлевался (л.д. 23-29).
Границы спорного земельного участка установлены и закреплены на местности, что подтверждается подставленным кадастровым планом земельного участка (л.д. 20-22).
Уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области была приостановлена государственная регистрация дополнительного соглашения к договору аренды по тем основаниям, что не имеется документа, подтверждающего право Муниципального образования действовать от имени Российской Федерации (л.д. 30, 31).
В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании статьи 16 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001 г.), государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Как указано в статье 17 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001 г.), в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Ст. 8 ГК РФ предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В соответствии с указанной нормой закона, права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Право на земельный участок может возникнуть из акта органа местного самоуправления, наделенного полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Решение органа местного самоуправления является основанием для возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Права на земельный участок возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Поскольку земельные участки относятся к объектам недвижимого имущества, то в соответствии со ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
Судом установлено, что в 2004 году органом местного самоуправления истцу был предоставлен в аренду для строительства индивидуального жилого дома спорный земельный участок, расположенный на государственных землях, отнесенных к категории земель населенных пунктов. После заключения сторонами договора аренды земли, истец в соответствии с действующим законодательством представил данный договор для его государственной регистрации в Московскую областную регистрационную палату. "дата" была произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка с кадастровым номером объекта "номер", площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес". При регистрации данного договора аренды был арендодатель Комитет по управлению имуществом г. Серпухова Московской области.
Правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация, указанная запись о правообладателе: "Российская Федерация" была произведена в связи с разъяснениями, изложенными в Информационном письме Президиума Совета главных государственных регистраторов прав Российской Федерации Московской областной регистрационной палаты, согласно которых "при регистрации сделки с недвижимым имуществом, одной из сторон которой является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный или муниципальный орган, необходима государственная регистрация права государственной собственности на землю, которая в соответствии со ст.16 ФЗ N 122-ФЗ осуществляется по заявлению правообладателя. Однако законодательством не установлено, кто в данном случае должен подавать заявление на государственную регистрацию права государственной собственности на земельный участок. До настоящего времени ?не произошло разграничения земель по виду права на государственные и муниципальные. Учитывая вышесказанное, Московской областной регистрационной палатой предлагается следующий порядок регистрации сделок с недвижимым имуществом, одной из сторон в которых является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный орган, а именно: ? допускается считать заявление вышеуказанных органов на регистрацию договора их волеизъявлением зарегистрировать сделку с внесением в ЕГРП первичного права собственности Российской Федерации".
Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Из ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
В настоящее время Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" утратил свое действие и такое разграничение осуществляется на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Судом учитывается, что разграничение государственной собственности на землю до 01.07.2006 г. осуществлялось в соответствии с ФЗ от 17.07.01г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", который вступил в силу в 2002 году и определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Из ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
В настоящее время Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" утратил свое действие и такое разграничение осуществляется на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 17.07.01г. N 101-ФЗ " О разграничении государственной собственности на землю", право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 N 154-0, государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Данный Федеральный закон применялся к правоотношениям, возникшим после введения его в действие; применительно к правоотношениям, возникшим до этого, он применялся к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.
Федеральным законом от 17.04.2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ", Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", Федеральный Закон "О разграничении государственной собственности на землю" признан утратившим силу с 1.07.2006 г.
Согласно статьям 6 и 13 ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вместе с тем, согласно п.10 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137 "О ведение в действие Земельного кодекса РФ", до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Поэтому государственная регистрация перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок. В случае регистрации сделки, в которой согласно действующему законодательству, собственник может не регистрировать права на объект недвижимости, в настоящее время вносится право с регистрационным номером "0" (ноль). До разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности, согласно п.2 ст.214 ГК РФ.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Изданные Правительством РФ до 01.07.2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие земельные участки.
При рассмотрении настоящего спора между сторонами суду не представлено доказательств того, что Правительством Российской Федерации издан акт, на основании которого спорный земельный участок включен в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности на землю, что является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, либо право собственности на данный земельный участок было приобретено в результате гражданско-правовых сделок либо на основании судебного решения.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
По смыслу абзаца 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Такой способ защиты возможен лишь тогда, когда право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Поскольку при принятии решения о передаче истцу земельного участка в аренду под строительство индивидуального жилого дома в 2004 году, КУИ г. Серпухова действовал в пределах предоставленных ему полномочий по заключению сделок по распоряжению землей, государственная собственность на которую не была разграничена, а регистрация правообладателя данного земельного участка в лице Российской Федерации была произведена без проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю, следовательно, на момент государственной регистрации договора аренды, отведенный истцу земельный участок находился не в собственности Российской Федерации, а в государственной собственности, и включение в Единый государственный реестр прав записи о правообладателе "Российская Федерация" было сделано не на основании издания об этом Акта Правительством Российской Федерации, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При этом суд так же учитывает, что ответчиком - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, не представлено каких-либо доказательств, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а так же подтверждающих то обстоятельство, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией предоставлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности, произведенного в установленном законом порядке.
Поскольку судом установлено, что спорный земельный участок находится в государственной собственности, иных доказательств, свидетельствующих об обратном, не представлено, у истца не имеется оснований для оспаривания права Российской Федерации на спорный земельный участок, ввиду отсутствия такового.
Принимая во внимание, что при принятии решения о передаче истцу земельного участка в аренду под строительство индивидуального жилого дома, КУИ г. Серпухова действовал в пределах предоставленных ему полномочий по заключению сделок по распоряжению землей, государственная собственность на которую не была разграничена, а регистрация правообладателя данного земельного участка в лице Российской Федерации была произведена без проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю, следовательно, на момент государственной регистрации договора аренды, отведенный истцу земельный участок не находился в собственности Российской Федерации и включение в ЕГРП записи о правообладателе "Российская Федерация" было сделано не на основании издания об этом соответствующего Акта Правительства РФ, суд находит требование истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать действительными дополнительные соглашения от "дата", от "дата" к договору аренды земли от "дата" "номер" в отношении земельного участка с кадастровым номером "номер", площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", заключенного между Акованцевым А. и Комитетом по управлению имуществом г. Серпухова.
Признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрации о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером "номер", площадью "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес".
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером "номер", площадью "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес".
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течении месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Козлова Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.