Решение Химкинского городского суда Московской области от 13 сентября 2012 г.
(Извлечение)
К делу N
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2012 года г.о. Химки МО
Химкинский городской федеральный суд Московской области в составе: председательствующего судьи Татарова В.А., при секретаре судебного заседания Чибисовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Химкинского городского суда гражданское дело по заявлению Сердюкова В. Е. о признании недействительным Постановления Администрации г.о. Химки Московской области N от /дата/ "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N и возмещении судебных расходов
УСТАНОВИЛ:
Сердюков В.Е. обратился в суд с заявлением о признании недействительным Постановления Администрации г.о. Химки Московской области N от /дата/ "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N и возмещении судебных расходов.
В обоснование заявленного требования Сердюков В.Е. сослался на следующее: /дата/ Администрацией принято Постановление "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N согласно которому изменен вид разрешенного использования с "для размещения (строительство и эксплуатация) гимнастического зала и учебно-тренировочного центра" на "для многоэтажного жилищного строительства с гимнастическим залом и учебно-тренировочным центром". Данный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов и принадлежит ООО "ПроектСталь" на праве аренды. При этом публичные слушанья, предусмотренные п.3 ч.3 ст.28 ФЗ N131-ФЗ, по этому вопросу не проводились, таким образом, заявитель был лишен возможности своевременно узнать и высказаться против изменений в целевом использовании земли. Кроме этого, при решение данного вопроса требуется заключение главного архитектора, которое получено не было. Измененный вид разрешенного использования предусматривал строительство и эксплуатацию спортивных объектов, которых действительно не хватает в Химках, новый же вид предусматривает строительство многоэтажного жилищного объекта, то есть главной целью данного вида является фактически уплотнение и без того густонаселенного района, при этом как видно, строительство новых подъездных дорог не планируется застройщиком. Мест для парковок автомобилей в данном районе практически нет, возведение же многоэтажного жилого дома повлечет за собой ликвидацию последней "зеленой" зоны, на которую ляжет бременем необходимость вмещать в дополнение к автомобилям, принадлежащим жильцам строящегося многоэтажного дома и автомобили посетителей спортивного комплекса. Считает, что обжалуемое Постановление грубо нарушает его конституционные права гражданина, а именно право на благоприятную окружающую среду, право на охрану здоровья.
Представитель заявителя в судебное заседание явилась, заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Заинтересованное лицо - представитель Администрации г.о. Химки Московской области, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствии, в письменном отзыве просила суд в удовлетворении заявления отказать, поскольку заявителем не доказан тот факт, что спорное Постановление не соответствует нормам действующего законодательства, вынесено с нарушением, а также нарушает его права и законные интересы.
Заинтересованное лицо - представитель ООО "ПроектСталь" просил суд в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
Суд, выслушав объяснение участников процесса, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, считает необходимым отказать в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Как усматривается из материалов дела оспариваемое Постановление N "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N было принято Администрацией г.о. Химки Московской области /дата/, в суд Сердюков В.Е. обратился /дата/, в связи с чем, срок на обжалование установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ не истек поэтому, по мнению суда, оснований для применения срока, установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ не имеется.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностною липа, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из данной нормы следует, что для признания судом недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления необходимо одновременно наличие 2-х обязательных условий, а именно: не соответствие их закону и наличие нарушения прав заявителя. Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуемый ненормативно-правовой акт принят в соответствии с законом и в пределах полномочий органов местного самоуправления, и никоим образом не нарушает права и интересы заявителя.
Постановление Администрации городского округа Химки Московской области от /дата/ N "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: "адрес" с кадастровым номером N было принято в связи с обращением ООО "ПроектСталь", являющегося арендатором земельного участка, в соответствии со ст.ст. 16, 16.1, 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3. ч. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 191 -ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Градостроительным кодексом РФ, ч.1 ст.5, ст.27,29 Устава городского округа Химки, утвержденного решением Совета депутатов Химкинского района N от /дата/, зарегистрированного Главным управлением Министерства юстиции по Центральному Федеральному округу от /дата/ N.
Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 191 -ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одною вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
По смыслу указанной правовой нормы федерального закона до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки (а в городском округе Химки правила землепользования и застройки не утверждены) изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий жилищное строительство, является исключительным случаем, когда публичные слушания не проводятся.
Кроме того, согласно Решению коллегии Министерства строительного комплекса Московской области от 24.04.2012 N 4/1-4 "О строительстве жилых домов в городском округе Химки Московской области" коллегия не возражала против строительства 2-х жилых домов до 28-ми этажей на пересечении улиц "адрес".
В соответствии с Выпиской из протокола N от /дата/ Межведомственная Комиссия по градостроительному регулированию и организации территории Московской области Правительства Московской области также не возражала против размещения объектов жилищного строительства с гимнастическим залом и учебно-тренировочным центром на земельном участке площадью "данные изъяты" га для ООО "ПроектСталь" по ул. Молодежная в районе ЦРБ в г. Химки с учетом дальнейшего решения вопроса о разработке корректировки "Генерального плана городского округа Химки".
При этом не проведение публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка не может служить основанием к признанию обжалуемого Постановления незаконным, поскольку в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 4 ФЗ N 191 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, решение принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Земельный участок с кадастровым номером N, находится у ООО "ПроектСталь" на праве аренды, что подтверждается договором аренды N от /дата/, в отношении которого издано обжалуемое Постановление, относится к категории земель населенных пунктов, а в соответствии с п. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Таким образом, вид разрешенного использования, установленный обжалуемым Постановлением, соответствует категории земельного участка с кадастровым номером N.
В настоящее время градостроительной документацией городского поселения Химки не установлено зонирование территории по видам функционального назначения, а Правила землепользования и застройки городского поселения находятся в стадии разработки. Они должны быть введены в действие не позднее 31 декабря 2012 года, и будут включать в себя градостроительные регламенты, в соответствии с которыми в силу ч. 3 ст. 37 ГрК РФ будет осуществляться изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования уже в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В настоящее же время порядок принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, то есть до утверждения Правил, установлен Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона в период разработки Правил решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Исключение составляют случаи изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство. В этом случае решение принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Указанная правовая позиция нашла свое отражение в официальных ответах Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.06.2010 N Д23-2394, от 14.07.2010 N Д23-2658, от 06.09.2010 N Д23-3524, от 06.12.2010 г N Д23-4971.
Таким образом оспариваемое решение органа местного самоуправления принято в пределах его компетенции, в установленном законом порядке и не может повлечь нарушение интересов заявителя.
Кроме того, Заявитель ссылается на п. 17 Приложения N 1 к решению Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 29.06.2011 N 70/7, в соответствии с которым "при решении вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка требуется получение заключений главного архитектора городского округа Химки, Территориального управления администрации г/о Химки по месту нахождения земельного участка о возможности (целесообразности), соответствии действующему градостроительному законодательству изменения вида разрешенного использования". Заключение в виде решения Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки было получено /дата/ в соответствии с которым изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно в установленном законом порядке при условии внесения соответствующих изменений в проект генерального плана городского округа Химки.
Таким образом, судом установлено, что все необходимые для принятия решения об изменении вида разрешенного использования документы были представлены.
Довод заявителя о том, что имеет место нарушение права заявителя, так как обжалуемое постановление грубо нарушает его конституционные права гражданина проживающего рядом, право на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья не может быть принят судом во внимание по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, способы защиты прав подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.
То, что обжалуемое заявителем постановление в будущем может привести к нарушению его прав, не может служить основанием к удовлетворению заявленных требований, поскольку действующее законодательство защиту в случае возможного нарушения прав в будущем не допускает.
Оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд нарушений в действиях Администрации г.о. Химки Московской области не усматривает, равно как нарушение прав и свобод заявителя.
Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно п. 1 ст. 249 ГПК РФ на государственный орган, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, возложена обязанность по доказыванию только обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта и его законности.
При этом обязанность по доказыванию наличия нарушения данными решениями, действиями (бездействием) прав и свобод, а также иных законных интересов, возложена на лицо, обратившееся в суд с соответствующим заявлением.
Из материалов дела, а также из представленных Сердюковым В.Е. доказательств и данным пояснений его представителя в ходе судебного разбирательства не следует, что принятое Администрацией г.о. Химки Московской области постановление каким-либо образом нарушает права и свободы и иные охраняемые законом интересы заявителя. Кроме того, как указывалось выше, в действиях должностных лиц Администрации г.о. Химки Московской области не усматривается нарушений требований действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Сердюкова В. Е. о признании недействительным Постановления Администрации г.о. Химки Московской области N от /дата/ "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N и возмещении судебных расходов отказать.
Данное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 18.09.2012.
Судья В.А. Татаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.