Судья Гатчинского городского суда Ленинградской области Караваев Ю.И., с участием представителя администрации МО "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области" Дреслера В.С., представителя Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области К.В.П. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ в отношении администрации МО "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области",
УСТАНОВИЛ:
В Гатчинский городской суд Ленинградской области от начальника ТО Управления Роспотребнадзора по ЛО в Гатчинском районе поступил вместе с другими материалами протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации МО "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация).
Согласно протоколу об административном правонарушении N155 от 9 апреля 2012 года, при проведении административного расследования установлено, что Администрацией, в обязанности которой входит организация работы по обеспечению питьевой водой и водой для хозяйственно-бытовых потребностей жителей ** ** ** в нарушение требований ст.7 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. N52-ФЗ, согласно которому органы местного самоуправления осуществляют деятельность в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах полномочий, представленных им законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, ч.3 ст.19 этого же закона, согласно которой население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, Администрация не обеспечивает жителей жилых домов по ** ** ** питьевой водой, отвечающей требованиям СаПиН 2.1.41175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованных систем питьевого водоснабжения. Санитарная охрана источников" п.4.1 и ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" раздел 2 п.555. По результатам лабораторных исследований пробы питьевой воды из шахтных колодцев домовладельцев по ** ** ** не соответствуют требованиям СаПиН 2.1.41175-02, а именно: содержание железа в питьевой воде составляет от 0,65 мг/л до 1,78 мг/л при нормируемом уровне 0,3 мг/л, что является нарушением ст.ст.7,11,19 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.3.4.3, 3.5 СаПиН 2.1.41175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованных систем питьевого водоснабжения. Санитарная охрана источников", раздел 2 п.555 ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования". Таким образом, Администрация нарушает санитарно-эпидемиологические требования к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.6.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Администрации Дреслер В.С. вину в совершении правонарушения не признал, пояснив, что администрация не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ. Из материалов дела усматривается, что выявленное несоответствие питьевой воды санитарным требованиям было выявлено в шахтных колодцах, расположенных на частной территории физических лиц, построенных самостоятельно ими же, и никакого отношения к их строительству, оборудованию и содержанию Администрация не имеет. Выявленные нарушения не связаны с вопросом обеспечения населения водой. Подробные объяснения представителя приобщены к материалам дела.
Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Гатчинском районе (Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области) К.В.П. пояснил, что организация обеспечения населения данного городского поселения водой возложена на администрацию Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Причиной проверки явилось обращение граждан с ** ** ** о затоплении их колодцев паводковыми водами. При проведении лабораторных исследований выяснилось, что вода по содержанию железа не соответствует санитарным нормам, указанным в протоколе, и ответственность должна нести Администрация.
Суд, выслушав, представителя Администрации, представителя Роспотребнадзора по Ленинградской области, допросив свидетеля, изучив материалы дела об административном правонарушении, представленные доказательства, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании рассмотрения обращения граждан, проживающих по ** ** ** в ** ** ** о затоплении территории земельных участков, сотрудниками Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Гатчинском районе (далее - Управление) проведена проверка деятельности Администрации МО "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области".
В ходе проверки установлено, что Администрацией нарушены требования в области санитарно-эпидимиологического благополучия населения, выразившиеся в следующем:
- пробы воды питьевой из источников нецентрализованного водоснабжения не соответствуют СанПиН 2.1.441175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованных систем питьевого водоснабжения. Санитарная охрана источников", ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования", в частности из колодцев у ** ** ** по показателю железа общего.
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколах лабораторных исследований NN2397, 2399 от 27 марта 2012 года, NN2923, 2922 от 6 апреля 2012 года, экспертных заключениях по результатам лабораторных исследований N131 от 27 марта 2012 года, N145 от 9 апреля 2012 года.
Указанные выявленные нарушения явились основанием для возбуждения в отношении Администрации дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ и составлении протокола об административном правонарушении от 9 апреля 2012 года N155.
Административная ответственность по ст.6.5 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарных и гигиенических нормативов к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По смыслу данной нормы объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, в том числе юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, как к питьевой воде, так и по питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В протоколе об административном правонарушении от 9 апреля 2012 года представитель Управления Роспотребнадзора ссылается на нарушение Администрацией положений ст.7 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. N52-ФЗ.
В то же время, Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "о внесении изменений и дополнений в федеральный закон "об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004г. N122-ФЗ вышеуказанная статья 7 утратила силу.
Однако в соответствие со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N52-ФЗ (ред. от 19.07.2011г., с изм. от 07.12.2011г.) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Положениями ч.3 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Из приведенных положений следует о публичных функциях органов местного самоуправления в сфере питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.
В судебном заседании установлено, что пробы воды при проведении проверки были взяты для исследования из нецентрализованных источников водоснабжения, принадлежащих частным лицам, расположенным на земельных участках по адресу: ** ** **, принадлежащих данным лицам на праве собственности. Этими же частными лицами данные источники водоснабжения были построены, эксплуатируются и обслуживаются.
Свидетель К.О.Ф. суду пояснила, что с 1953 года на праве собственности владеет земельным участком и домовладением по адресу: ** ** **. Примерно, в 1968-1969 году ее родственниками на земельном участке самостоятельно был вырыт колодец для обеспечения их водой. При оборудовании источника водоснабжения, выбор места его расположения ни с кем не согласовывался, никакие специалисты не привлекались. В процессе эксплуатации, примерно с 1970-х годов, колодец периодически затопляется паводковыми водами. В марте 2012 года на участок дважды приходили какие-то люди и производили забор воды из колодца, тогда как она ни с какими заявлениями на качество воды в государственные, муниципальные и контролирующие органы не обращалась.
Санитарные правила и нормы 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников" устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории и являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (пункты 1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1175-02).
Из содержания СанПиН 2.1.4.1175-02 усматривается, что большая их часть обращена к владельцам водозаборных сооружений и их пользователям.
Органы местного самоуправления, которым относится Администрация, не могут нести ответственности за качество питьевой воды источников нецентрализованного водоснабжения, принадлежащих на праве собственности физическим лицам.
Доказательств эксплуатации Администрацией источников водоснабжения в ** ** ** в ** ** ** в материалах дела не имеется и суду не представлено.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для водоснабжения населения.
Такое имущество должно быть внесено в реестр муниципального имущества на основании пункта 5 статьи 51 указанного закона.
Согласно справкам Администрации от 23.04.2010 года N116 (л.д.67,68) объекты нецентрализованного водоснабжения - шахтные колодцы, расположенные в границах домовладений по ** ** ** в ** ** ** на балансе Администрации и в реестре муниципального имущества МО "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области" отсутствуют.
При вышеизложенных обстоятельствах, Администрации не может быть вменено в вину и нарушение санитарных правил СанПиН 2.1.441175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованных систем питьевого водоснабжения. Санитарная охрана источников", ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования", связанных с несоответствием качества воды установленным требованиям в шахтных колодцах частных пользователей ** ** ** в ** ** **.
Таким образом, Администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ.
Отсутствие одного из элементов состава административного правонарушения свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения Администрации к административной ответственности, следовательно, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, в отношении Администрации МО "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области" на основании п.2 ч.1 ст.24.5 настоящего Кодекса, то есть за отсутствием состава административного правонарушения, - прекратить
Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня его получения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.