Кировский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Н.И. Савела,
при секретаре А.Д. Малиновской,
с участием старшего помощника Кировского городского прокурора Ленинградской области И.С. Капсамун,
истца Г.В. Тарканина,
представителя ответчика П.В. Волковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов Тарканина Г.В. к администрации МО Шлиссельбургское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилье,
УСТАНОВИЛ:
Кировский городской прокурор Ленинградской области в защиту интересов Г.В. Тарканина обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой была проведена проверка по его заявлению о нарушении жилищных прав, в ходе которой установлено следующее. Г.В. Тарканин зарегистрирован по адресу: "адрес". Согласно справке начальника 35 ОПО УГПС ГУВД от ДД.ММ.ГГГГ N в сентябре 1995 года произошел пожар в данном жилом доме, в результате которого дом сгорел полностью. В соответствии с решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и.о. мэра г. Шлиссельбурга ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение N, в котором С.Г. Тарканиной установлен льготный номер очереди среди пострадавших от пожара. Из выписки из распоряжения главы администрации МО Шлиссельбургское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что С.Г. Тарканина снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (очередь N) на основании личного заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Очередь N переведена на Б в связи со снятием матери С.Г. Тарканиной с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Очередь с присвоением индекса "а" разделена Б с братом Г.В. Тарканиным на основании личных заявлений. До настоящего времени жилищный вопрос Г.В. Тарканина не решен. Просит обязать администрацию МО Шлиссельбургское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области предоставить вне очереди Г.В. Тарканину благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и не менее нормы предоставления (л.д. 1-5).
В судебном заседании старший помощник Кировского городского прокурора Ленинградской области И.С. Капсамун исковые требования поддержала.
Тарканин Г.В. требования поддержал.
Представитель ответчика П.В. Волкова исковые требования не признала. В приобщенных к материалам дела письменных возражениях на исковое заявление
заместителя главы администрации Т.В. Лоскутовой указано, что Г.В. Тарканин вправе самостоятельно обратиться с исковыми требованиями в порядке искового судопроизводства. Кроме того, он состоит на очереди под N, поэтому предоставление ему жилого помещения нарушит права граждан, стоящих перед ним в очереди. При решении вопроса о предоставлении жилой площади, ему будет необходимо предоставить справки о доходах и выписку из ЕГРП для подтверждения того, является ли он малоимущим.
Суд, выслушав старшего помощника Кировского городского прокурора Ленинградской области И.С. Капсамун, Г.В. Тарканина, представителя ответчика П.В. Волкову, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Г.В. Тарканин зарегистрирован по адресу: "адрес". Из выписки из распоряжения мэра г. Шлиссельбурга от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что в соответствии с решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Тарканина С.Г., проживающая по адресу: "адрес", в комнате 15,07 кв.м (состав семьи 4 человека: муж - Т, сын Г.В. Тарканин, дочь - Б) принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как проживала в коммунальной квартире. Согласно справке начальника 35 ОПО УГПС ГУВД от ДД.ММ.ГГГГ N жилой дом по данному адресу сгорел ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и.о. мэра г. Шлиссельбурга ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение N, в котором установлен льготный номер очереди пострадавших от пожара Тарканиной С.Г. ( N). Из выписки из распоряжения главы администрации МО Шлиссельбургское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что Тарканина С.Г. снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (очередь N) на основании личного заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Очередь N переведена на Б в связи со снятием матери С.Г. Тарканиной с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Очередь N с присвоением индекса "а" разделена Б с братом Г.В. Тарканиным на основании личных заявлений. До настоящего времени благоустроенное жилое помещение Г.В. Тарканину не предоставлено.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище Конституция Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 14 Жилищного кодекса РФ полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Конституционно закреплена обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие для обеспечения нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральным законодательством предусмотрено для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат...
Данная правовая норма подлежит применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 года N 376-О-П, то есть вне очереди по п. 1 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам малоимущим, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 октября 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма...Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.
Таким образом, применяя п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ч. 2 ст. 6 Вводного закона в их нормативно-правовом единстве, суд полагает, что граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма до 01 марта 2005 года имеют право на предоставление таких помещений, в том числе по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, независимо от признания их малоимущими.
По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (статья 49 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (статья 50 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 58 ЖК РФ, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, действующим законодательством определена обязанность администрации МО Шлиссельбургское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма Г.В. Тарканину.
Согласно решению Совета депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ N установлена норма предоставления площади жилого помещения 18,0 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
По результатам рассмотрения заявления Г.В. Тарканина в администрацию МО Шлиссельбургское городское поселение по вопросу предоставления благоустроенной жилой площади, главой администрации Хоменко Н.В. дан ответ, что благоустроенная жилая площадь в администрации отсутствует.
Из справки директора филиала ГУП "Леноблинвентаризация" Кировское БТИ от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ Г.В. Тарканин не имеет на праве собственности другого жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Таким образом, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. То обстоятельство, что перед Г.В. Тарканиным в очереди на получение жилья стоят еще три гражданина, не дает суду правовых оснований отказать в иске, так как у истца есть законное право на получение жилья. Доводы представителя ответчика основаны на неверном понимании закона и поэтому судом во внимание не принимаются по вышеприведенным доказательствам.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию МО Шлиссельбургское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области предоставить вне очереди Тарканину Г.В. благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и не менее нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы, прокурором - принесения апелляционного представления через Кировский городской суд Ленинградской области.
Судья Н.И. Савела
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 18 июля 2012 решение суда изменено.
Обязать администрацию Шлиссельбургского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области предоставить Тарканину Г.В. во внеочередном порядке другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
В остальной части решение оставлено без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.