Первомайский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Литвинович С.Н.,
при секретаре Дорожко И.В.,
с участием прокурора Иванова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию "Улу-Юльское сельское поселение" в лице администрации Улу-Юльского сельского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путём организации водоотведения сточных вод,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к муниципальному образованию "Улу-Юльское сельское поселение" в лице администрации Улу-Юльского сельского поселения о признании бездействия незаконным. Согласно искового заявления в ходе проведённой проверки установлено, что канализационные стоки на территории /..../ без санитарной очистки сбрасываются на рельеф местности. Фактическая возможность очистки сточных вод отсутствует. Из протокола анализа воды, проведенного ОГУ "Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования" от 04.06.2012г. N724 в сточной воде присутствуют вещества, характерные для хозяйственно-бытовых стоков. Согласно пункту 4 части 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация муниципального образования "Улу-Юльское сельское поселение" обязана организовать водоотведение хозяйственно-фекальных стоков объектов /..../ в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности. В настоящее время ликвидация несанкционированного сброса неочищенных сточных вод на рельеф не обеспечена. Сброс неочищенных сточных вод оказывает негативное воздействие на почву, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку, создаёт опасность вредного воздействия среды обитания человека.
В соответствии с исковым заявлением в порядке ст.206 ГПК РФ просят возложить обязанность на администрацию муниципального образования "Улу-Юльское сельское поселение" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределённого круга лиц путём организации водоотведения сточных вод, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности, поступающих от жилых и социально-культурных объектов /..../.
В соответствии со ст.43 ГПК РФ судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, Администрация Томской области, Администрация Первомайского района, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, ООО "Луговское".
В судебное заседание представители третьих лиц Администрации Томской области, Администрации Первомайского района, ООО "Луговское" не явились, были уведомлены надлежащим образом, не просили об отложении дела. Представители третьих лиц Администрации Томской области, Администрации Первомайского района ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей названных третьих лиц.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объёме.
Представитель ответчика Шагалов В.А., действующий на основании решения муниципальной избирательной комиссии N /..../ от /..../ об избрании на должность главы Улу-Юльского сельского поселения, иск не признал, пояснил, что организацией водоотведения ответчик занимается, заключен договор аренды с ООО "Луговское", по которому переданы в аренду объекты имущественного комплекса, предназначенные для водоотведения и канализации. На территории /..../ отсутствуют функционирующие очистные сооружения. Вопрос финансирования строительства очистных сооружений в /..../ обсуждался на уровне администрации муниципального /..../. Полагает, что заявленный месячный срок для организации водоотведения, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности, является необоснованным и невыполнимым. Решить вопрос по организации водоотведения, не допускающего сброс на рельеф местности неочищенных сточных вод возможно с вводом в эксплуатацию очистных сооружений. Самостоятельно решить данный вопрос в силу уровня доходности местного бюджета муниципального образования Улу-Юльское сельское поселение не может. В соответствии с утверждённой Областной долгосрочной целевой программой "Чистая вода Томской области" в 2014г. предусмотрено выделение из Областного бюджета средств на строительство очистных сооружений в /..../. Реализация указанной программы позволит организовать необходимое водоотведение. Из бюджета Улу-Юльского сельского поселения выделялись средства на капитальный ремонт находящегося на балансе имущественного комплекса предназначенного для водоотведения и канализации; на обустройство очистных сооружений в бюджете муниципального образования средства не предусмотрены.
Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Андросова В.В., действующая на основании доверенности N /..../ от /..../, исковые требования поддержала частично. Пояснила, что в ходе проверки установлено, что в /..../ сброс неочищенных стоков в нарушение природоохранного законодательства осуществляется по канализационным сетям на рельеф местности. Полагает, что заявленный месячный срок является явно недостаточным для устранения данного нарушения, поскольку организовать водоотведение возможно только путём эксплуатации системы очистных сооружений.
Из письменного отзыва /..../ следует, что в соответствии с действующим законодательством, а также положениями Устава муниципального образования "Улу-Юльское сельское поселение" организация водоотведения относится к вопросам местного значения "Улу-Юльского сельского поселения".
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что на территории /..../ отсутствуют действующие очистные сооружения, что приводит к сбросу неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, на рельеф местности. Из объяснения представителя ответчика следует, что неочищенные сточные воды, поступающие от абонентов, накапливаются в канализационных колодцах, откуда при помощи насосов сбрасываются на рельеф местности.
Поводом для обращения прокурора с вышеуказанным иском явились материалы проверки фактов нарушений природоохранного законодательства, в результате чего, установлено, что канализационные стоки от жилых домов /..../ без санитарной обработки сбрасываются на рельеф местности.
Из протокола анализа воды N /..../ от /..../, проведенного ОГБУ "Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования" следует, что в пробах сточной воды из колодца, расположенного в /..../, из которого производится сброс сточных вод на рельеф местности обнаружены загрязняющие вещества; пробы воды имеют сильный фекальный запах.
Из акта проверки Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области N /..../ от /..../ следует сброс хозяйственно-бытовых сточных вод в /..../ осуществляется через два выпуска в два накопителя, один из которых находится /..../; второй накопитель, - /..../.
Из справки администрации муниципального образования Улу-Юльского сельского поселения следует, что в реестре муниципальной собственности недвижимого имущества числятся следующие объекты водоотведения: насосно-канализационная станция /..../ года; насосно-канализационная станция /..../ года; канализационная сеть. Данный факт подтверждается также передаточным актом от /..../ в соответствии с которым, муниципальное образование "Первомайский район Томской области" передало муниципальному образованию "Улу-Юльское сельское поселение" указанные объекты водоотведения.
Согласно справки администрации муниципального образования Улу-Юльского сельского поселения годовой объём пропущенных сточных вод составляет /..../ м3.
Из договора аренды имущественного комплекса предназначенного для водоотведения и канализации N /..../ от /..../ следует, что арендодатель администрация муниципального образования Улу-Юльское сельское поселение обязуется предоставить в аренду ООО "Луговское" имущественный комплекс для водоотведения и канализации за плату. Согласно пункта 3.7 настоящего договора ответственность за сброс сточных вод в водные объекты лежит на собственнике канализационных сетей. Собственник также несёт обязательства по осуществлению платежей за негативное воздействие за сброс сточных вод в водные объекты.
Из сообщения руководителя Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации Первомайского района следует, что на территории Первомайского района нет полигонов, используемых для сброса неочищенных сточных вод.
Статьи 7 и 42 Конституции РФ гарантируют права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч.2 ст.51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву запрещён.
Согласно положений ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии с пунктом 4 части 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация в границах поселения водоотведения.
Согласно п. 4 ч.1 ст.9 Устава муниципального образования к вопросам местного значения Улу-Юльского сельского поселения относится среди прочего организация водоотведения в границах поселения.
В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г. N167, "водоотведение" есть технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Как следует из сообщения заместителя главы Администрации Первомайского района от /..../ на основании постановления Администрации Томской области N105а от 21.03.2012г. "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Чистая вода Томской области" предусмотрено в 2013г. разработка проектно-сметной документации, в 2014г. строительство сооружения по очистке сточных вод в /..../.
Постановлением Администрации Томской области N105а от 21.03.2012г. утверждена долгосрочная целевая программа "Чистая вода Томской области" на 2012-2017 годы. Целями указанной программы являются обеспечения населения Томской области питьевой водой, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, а также снижение загрязнения природных водных объектов - источников питьевого водоснабжения сточными водами бытовых объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Одной из задач данной Программы является строительство, реконструкция систем и сооружений по сбору, очистке, и отведению сточных вод с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих качество сточных вод, соответствующее установленным требованиям, при сбросе их в водные объекты.
В соответствии с подразделом 3 Программы "территориальный разрез основных мероприятий долгосрочной целевой программы - водоотведение" предусмотрено в 2014г. строительство сооружений по очистке сточных вод в /..../ (пункт 3.17). В качестве источника финансирования предусмотрено выделение из Областного бюджета /..../ рублей и местного бюджета (по согласованию) также /..../ рублей.
В судебном заседании обсуждался вопрос, связанный с реализацией ответчиком своих полномочий по организации водоотведения в границах Улу-Юльского сельского поселения с учётом утверждённой долгосрочной целевой программы "Чистая вода Томской области".
Возражения ответчика, основанные на утверждении возможности реализации своих полномочий по организации водоотведения исключительно в рамках реализации указанной целевой Программы в период 2014 года, суд не принимает последующим основаниям.
Как явствует из содержания Программы "Чистая вода Томской области" на 2012-2017 годы её реализация связана с софинансированием из средств Областного бюджета. При этом, выделение средств из Областного бюджета является правом Томской области и обуславливается выполнением ряда условий со стороны администрации муниципального образования, которые включают разработку проектно-сметной документации строительства объектов, а также участие в софинансировании реализации Программы из средств местного бюджета.
Следовательно, невыполнение ответчиком одного из условий, предусмотренных указанной целевой Программой, может отложить сроки её реализации.
В то же время, наличие утверждённой целевой Программы "Чистая вода Томской области" не снижает уровень ответственности администрации муниципального образования "Улу-Юльское сельское поселение" по выполнению возложенных законом полномочий по организации водоотведения в настоящий период.
Из материалов дела видно, что существующее состояние водоотведения поверхностного стока на рельеф местности на территории /..../ является неудовлетворительным и опасным в экологическом отношении, при этом нарушаются гарантированные Конституцией и природоохранным законодательством права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании установлено, что организация водоотведения ответчиком осуществлялась не должным образом. Администрацией муниципального образования "Улу-Юльского сельского поселения" не принято мер к разработке собственной программы организации технологического процесса, обеспечивающего прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации; организации соответствующих исследований по выбору наиболее оптимального способа очистки сточных вод с учетом конкретных условий; разработке проектно-сметной документации. В местном бюджете не аккумулировались средства на решение задач по очистке сточных вод; не принималось мер к изысканию дополнительных источников финансирования.
На основании изложенных обстоятельств, суд считает, что предоставление ответчику большего, чем заявленного в иске срока по организации водоотведения сточных вод, не основано на законе, и будет нарушать права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в решении суда, обязывающим ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Улу-Юльское сельское поселение" по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых и социально-культурных объектов /..../, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования "Улу-Юльское сельское поселение" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределённого круга лиц путём организации водоотведения сточных вод, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности, поступающих от жилых и социально-культурных объектов /..../.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский Областной суд через Первомайский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Верно.
Судья: С.Н. Литвинович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.