Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Прохоровой Н.В .,
при секретаре Поповой Н.Г .,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску Калюты В.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения без учета страхового стажа работы 40 лет 11 месяцев в организации ** (на **), предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563, и признании незаконным решения Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области от 22.05.2012 N ** об отказе в перерасчете дополнительного ежемесячного материального обеспечения с учетом данного стажа; возложении обязанности назначить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение с учетом страхового стажа работы 40 лет 11 месяцев в организации ** (на **), предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 и произвести перерасчет размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом данного стажа со дня установления дополнительного материального обеспечения - с 20.04.2012,
УСТАНОВИЛ:
Калюта В.И. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области), ссылаясь на то, что он работал на ** (далее - **) с 19.01.1970 по 24.06.1988, с 15.12.1988 по 03.06.2011, из них: с 19.01.1970 по 24.01.1970 - **, с 25.01.1970 по 24.06.1988 - **, с 15.12.1988 по 30.06.2011 - **. Его общий стаж работы на ** - в организации **, составляет 40 лет 11 месяцев, из них 13 лет в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области **" (в производстве **), что подтверждается справкой ОАО " **" N ** от 25.04.2012, трудовой книжкой. 30.06.2011 он уволен с **, с 20.04.2012 ответчик назначил ему дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее - ДМО), предусмотренное Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563. Однако при исчислении размера ДМО ответчик учел только стаж его работы в видах деятельности, предусмотренных Перечнем - 13 лет и не учел страховой стаж работы в организации ** - 40 лет 11 месяцев. 18.05.2012 он обратился в ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о перерасчете ДМО с учетом общего страхового стажа работы в организации ** на основании ранее представленных документов, однако, решением ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 22.05.2012 N ** в этом ему было отказано, со ссылкой на то, что его страховой стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных Перечнем, продолжительностью 13 лет учтен при исчислении размера ДМО по его заявлению от 20.04.2012 и оснований для перерасчета ДМО по его заявлению от 18.05.2012 не имеется. Считая данное решение незаконным, поскольку продолжительность страхового стажа работы в организациях ** влияет на размер ДМО, Калюта В.И. просил суд: признать незаконным назначение ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области ему - Калюте В.И. ДМО без учета страхового стажа работы 40 лет 11 месяцев в организации ** (на **), предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 N1563, признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 22.05.2012 N ** об отказе в перерасчете ДМО с учетом данного стажа; обязать ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить ему - Калюте В.И. ДМО с учетом страхового стажа работы 40 лет 11 месяцев в организации ** (на **), предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563, и произвести перерасчет размера ДМО с учетом данного стажа со дня установления ДМО - с 20.04.2012; взыскать с ответчика в возврат государственной пошлины 200 руб.
В судебное заседание истец Калюта В.И. не явился, представил заявление, в котором на исковых требованиях настаивал, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 22).
В судебное заседание представитель ответчика - ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области не явился. Представитель ответчика Громовик О.А., действующая на основании доверенности от **.**.**** (л.д. 33), представила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя ответчика, просила в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 28).
Изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Пунктом 2 абз. 1 и 3 Указа Президента N 1563 от 23.08.2000 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области **" установлено, что дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее именуется - дополнительное обеспечение) устанавливается при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ** (далее именуются - организации **), и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, в том числе гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ** и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях.
Согласно абз. 5 п. 2 Указа Президента N 1563 от 23.08.2000 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области **" действие настоящего пункта (при соблюдении перечисленных в нем условий) распространяется также на граждан, вышедших на пенсию до вступления в силу настоящего Указа.
В силу п. 2 Положения "Об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ** и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях при выходе их на трудовую пенсию", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 549, дополнительное обеспечение устанавливается при выходе на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих виды деятельности в области **, и (или) военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, включенных в перечень организаций и воинских частей, а также военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, где осуществляются виды деятельности в области **, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, утверждаемый Правительством Российской Федерации (далее соответственно - организации **, военные представительства), следующим категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, указанных в перечне видов деятельности в области **, осуществляемой в организациях и воинских частях, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 (далее - перечень):
б) граждане, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ** и (или) в военных представительствах, а также граждане, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях.
В стаж, дающий право на установление указанным гражданам дополнительного обеспечения, засчитываются только периоды осуществления ими видов деятельности, предусмотренных перечнем.
Согласно пп. "б" п. 3 Положения "Об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ** и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях при выходе их на трудовую пенсию", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 549, дополнительное обеспечение при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения, устанавливается также гражданам, осуществлявшим предусмотренные перечнем виды деятельности в организациях ** и (или) в военных представительствах, вышедшим на пенсию до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563, которым пенсия назначалась в связи с особыми условиями труда на основании пунктов "а" и "б" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" или на основании действовавших до вступления в силу указанного Закона нормативных правовых актов, регулирующих аналогичный порядок выхода на пенсию в связи с особыми условиями труда.
Как указывается в п. "б" ч. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области **", суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при назначении дополнительного обеспечения должен в зависимости от страхового стажа работы в организациях ** и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, страхового стажа на соответствующих работах, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наличия государственных наград Российской Федерации и (или) СССР (РСФСР) составлять от 55 до 75 процентов среднемесячного заработка за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ** и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях. При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) при назначении дополнительного обеспечения не должен превышать 10-кратный размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на день назначения дополнительного обеспечения.
Согласно п. 9 Положения "Об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ** и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях при выходе их на трудовую пенсию", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 549, минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ** и (или) в военных представительствах.
Пункт 10 Положения закрепляет, что суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается:
на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ** и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения;
на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения.
Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ** и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа:
сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях;
сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с преамбулой к Указу Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области **" целью установления ДМО является адресная социальная поддержка специалистов, осуществляющих деятельность в области **.
Из анализа изложенных правовых норм следует, что суммарный размер ДМО и частей (базовой и страховой) трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп.1п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", подлежит увеличению в зависимости от продолжительности страхового стажа работы в организациях **.
Дополнительное обеспечение, в силу п. 5 Положения, устанавливается на основании заявления гражданина, а также справки о размере среднемесячного заработка (по форме согласно Приложению N 1 к Положению) и справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении права на дополнительное обеспечение (по форме согласно Приложению N 3 к Положению).
Как установлено в судебном заседании Калюте В.И. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 12 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" что подтверждается удостоверением N **, выданным 27.10.1998 (л.д. 14).
20.04.2012 истцу установлено дополнительное материальное обеспечение в соответствии с пп. "б" п. 2 указанного Положения.
Как усматривается из справки ОАО " **" N ** от 25.04.2012 (л.д. 15) специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", на работах в производстве **, у истца составил 13 лет. Страховой стаж работы в организациях ** составил 40 лет 11 месяцев.
Распоряжением зам. начальника ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 17.05.2012 N ** (л.д. 35) Калюте В.И. установлена выплата ДМО с 20.04.2012 в размере 11150 руб. 92 коп.
Согласно расчетным сведениям ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 25.05.2012 (л.д. 17) Калюте В.И. установлена выплата ДМО с 20.04.2012 в размере 11150 руб. 92 коп., суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии составляет 58 %.
Не согласившись с установленным ответчиком размером ДМО, 18.05.2012 Калюта В.И. обратился в ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о перерасчете ДМО (л.д. 37).
Решением ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 22.05.2012 N ** (л.д. 7-9) Калюте В.И. отказано в перерасчете ДМО по его заявлению от 18.05.2012 со ссылкой на то, что его страховой стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных Перечнем, продолжительностью 13 лет учтен при исчислении размера ДМО по заявлению от 20.04.2012 и оснований для перерасчета ДМО по заявлению от 18.05. 2012 не имеется.
Таким образом, отказ в перерасчете суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости обоснован ответчиком тем, что при применении абз. 4 п. 10 Положения следует принимать во внимание только страховой стаж при осуществлении работ, предусмотренных Перечнем видов деятельности в организации **.
Суд не может согласиться с выводом ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области об обоснованности установления и выплаты Калюте В.И. ДМО из расчета страхового стажа дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - 13 лет, поскольку согласно абз. 4 п. 10 Положения суммарный размер ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости увеличивается на 1 % среднемесячного заработка гражданина за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
При этом, принимая во внимание положения преамбулы к Указу Президента РФ от 23.08.2000 N1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области **" применительно к абз. 4 п. 10 Положения, следует учитывать общий страховой стаж гражданина в организации **.
По правилам пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Поскольку общий страховой стаж Калюты В.И. в организации ** ОАО " **" составляет не менее 20 лет, необходимых для назначения пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", Калюта В.И. имеет право на увеличение суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости признать незаконным определение размера назначенного Калюте В.И. ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области ДМО без учета страхового стажа работы в организации **; признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 22.05.2012 N ** об отказе Калюте В.И. в перерасчете размера ДМО с учетом страхового стажа работы в организации ** (на **) и обязать ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области произвести ему перерасчет ДМО с учетом страхового стажа работы в организации ** со дня установления ДМО - с 20.04.2012.
Суд в силу ст. 98 ГК РФ считает необходимым взыскать с ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области в пользу истца в возврат госпошлины 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным назначение Государственным Учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области Калюте В.И. дополнительного ежемесячного материального обеспечения без учета страхового стажа работы 40 лет 11 месяцев в организации ** (на **), предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563.
Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области от 22.05.2012 N ** об отказе Калюте В.И. в перерасчете дополнительного ежемесячного материального обеспечения с учетом данного стажа.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области назначить Калюте В.И. дополнительное ежемесячное материальное обеспечение с учетом страхового стажа работы 40 лет 11 месяцев в организации ** (на **), предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563, и произвести перерасчет размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом данного стажа со дня установления дополнительного материального обеспечения - с 20.04.2012.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области в пользу Калюты В.И. в возврат государственной пошлины 200 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Прохорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.