Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего Порубовой О.Н.
при секретаре Силантьевой Д.С.
с участием помощника прокурора Маркарян Д.В., истца Шукуровой Ф.Ж., представителя ответчика Хохловой О.Г. (доверенность N от (дата) сроком до 31.12.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело иску прокурора Томского района Томской области, действующего в интересах Шукуровой Ф.Ж., к администрации Зоркальцевского сельского поселения о понуждении к предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Томского района Томской области, действуя в интересах Шукуровой Ф.Ж., обратился в суд с иском к администрации Зоркальцевского сельского поселения о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма не менее 17 кв.м. общей площади.
В обоснование заявленного требования указал, что Шукурова Ф.Ж. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители лишены родительских прав. Согласно Постановлению Муниципалитета Томского района N от (дата) опекуном Шукуровой Ф.Ж. назначена К.Н.П. за Шукуровой Ф.Ж. до её совершеннолетия было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес) принадлежащее её опекуну. В настоящее время жилое помещение за Шукуровой Ф.Ж. не закреплено. Постановлением Администрации Зоркальцевского сельского поселения N от (дата) Шукурова Ф.Ж. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Томского районаТомской области Маркарян Д.В. иск поддержала по основаниям, указанным в заявлении. Не возражала против установления срока исполнения решения суда- 3 месяца после вступления решения суда в законную силу.
Истец Шукурова Ф.Ж. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Хохлова О.Г. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
В представленном отзыве представитель ответчика ссылался на то, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти. Дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законом Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" определены полномочия администрации поселения по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, а также полномочия муниципальных районов по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Статьей 3 Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с указанным законом. Таким образом, в соответствии с указанным законом органы местного самоуправления поселения осуществляют переданные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеющих закрепленного жилого помещения, и несут ответственность за их осуществление в пределах выделенных на эти цели финансовых средств. В силу закона участниками данного правоотношения являются Администрация Томской области, Администрация Томского района и администрация поселения. В случае не предоставления администрации поселения соответствующих субвенций на осуществление преданных ей полномочий по обеспечению жилым помещением Шукуровой Ф.Ж., администрация поселения не сможет исполнить решение суда. На основании заявления Шукуровой Ф.Ж. от 03.07.2012 администрацией поселения были направлены письма в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области, в Администрацию Томского района о выделении субвенций для приобретения жилого помещения. Из последовавших ответов следует, что предоставление денежных средств поселению из Томского района на сегодняшний день не предполагается.
Просила с учетом поступления субсидии в бюджет поселения, а также проведения необходимой процедуры по приобретению жилого помещения установить срок исполнения решения суда- 3 месяца со дна вступления решения суда в законную силу.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии с п.1 ст.148, п.1 ст.155.3 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), в том числе оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5 ст. 57).
На основании абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно абз. 3,4 ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" органы местного самоуправления поселений за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Судом установлено, что Шукурова Ф.Ш., (дата) года рождения (свидетельство о рождении серии N) имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, что подтверждается решением Томского районного суда Томской области от (дата) о лишении её родителей родительских прав, постановлением Муниципалитета Томского района от (дата) N о назначении Шукуровой Ф.Ж. опекуна.
Согласно Постановлению Муниципалитета Томского района N от (дата) Шукуровой Ф.Ж. был назначен опекун К.Н.П. Данным постановлением за Шукуровой Ф.Ж. до её совершеннолетия было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес) принадлежащее её опекуну К.Н.П.
Справкой N 04-17/189, выданной 19.02.2009 отделом по опеке и попечительству Администрации Томского района подтверждается, что за Шукуровой Ф.Ж. после её совершеннолетия жилое помещение не закреплялось.
Отсутствие у Шукуровой Ф.Ж. жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности также подтверждается сведениями Управления Федеральной регистрационной службы по Томской области от 18.02.2009, сообщением ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" от 26.02.2009.
Постановлением Администрации Зоркальцевского сельского поселения N от (дата) Шукурова Ф.Ж. признана нуждающейся в жилом помещении по основаниям отсутствия жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Доказательств того, что Шукуровой Ф.Ж. уже было реализовано право на обеспечение жилым помещением, ответчиком не представлено.
Установлено, что (дата) Шукурова Ф.Ж. закончила обучение в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования " Н...".
Из установленных выше обстоятельств следует, что Шукурова Ф.Ж. как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе по обеспечению жилым помещением. При этом именно к компетенции администрации сельского поселения относится предоставление Шукуровой Ф.Ж. жилого помещения и заключение с ней договора социального найма.
Согласно ч. 4 ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления муниципальных районов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, переданных настоящим Законом; осуществляют в соответствии с приложением 2 к настоящему Закону расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
На основании п. 1, п. 2 Порядка расходования местными бюджетами субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 04.03.2009 N 40а "Об утверждении Порядка расходования местными бюджетами субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", субвенции из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - субвенции), предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Томской области, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке Законом Томской области от 11 сентября 2007 года N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения". Основанием для расходования субвенций является принятие муниципального правового акта органа местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Томской области от 11.09.2007 года N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" указанными государственными полномочиями наделены администрации поселений и городских округов Томской области, в частности Администрация Зоркальцевского сельского поселения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди Шукуровой Ф.Ж. правомерно возложена на Администрацию Зоркальцевского сельского поселения.
Решением Совета Зоркальцевского сельского поселения от 09.06.2011 N 15 норма предоставления площади жилого помещения на территории Зоркальцевского сельского поселения по договору социального найма установлена не менее 17 кв.м. общей площади на одного проживающего гражданина.
С учетом изложенного, требование о понуждении Администрации Зоркальцевского сельского поселения предоставить Шукуровой Ф.Ж. жилое помещение в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 17 кв.м суд находит обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Томского района Томской области, действующего в интересах Шукуровой Ф.Ж., удовлетворить.
Обязать Администрацию Зоркальцевского сельского поселения Томской области предоставить Шукуровой Ф.Ж. 19.08.1990 года рождения жилое помещение в соответствии с нормой предоставления жилой площади по договору социального найма не менее 17 кв.м. общей площади в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районным суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Порубова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.