Чаинский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Затхий Л.А., при секретаре Пахомовой Г.С., с участием истца Коробейниковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробейниковой М. А. к Администрации Чаинского района Томской области о признании оставшейся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Коробейникова М.А. обратилась в суд с иском к Администрации Чаинского района Томской области о признании оставшейся без попечения родителей, указав, что она с (дата) воспитывалась опекуном ФИО4 и с (дата). - попечителем ФИО1При поступлении в высшее учебное заведение она имеет право на льготы, связанные с оплатой курсов по подготовке к поступлению и зачислению вне конкурса, в связи с чем, просит признать её оставшейся без попечения родителей.
Истец Коробейникова М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Чаинского района Томской области Бессмертных Ю.В. в судебное заседание не явилась, но надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, сведений об уважительной причине неявки суду не представила. Согласно ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в её отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, отдела опеки и попечительства МУ "Отдел образования Администрации Чаинского района Томской области" Чарная Н.Т. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, в отзыве суду указала, что исковое заявление поддерживает, возражений не имеет.
Выслушав объяснения истца и свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Федерального Закона РФ от 24.04.2008г N48 "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях, в которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству.
В силу ст.1 Закона Томской области от 28.12.2007г N298-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Томской области" органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области, в том числе МО "Чаинский район", наделяются отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
Постановлением Администрации Чаинского района от 20.01.2012 г N 40 "О реализации отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" установлено, что на территории муниципального образования "Чаинский район" отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, переданные органам местного самоуправления Законом Томской области от 28.12.2007г N298-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Томской области" осуществляются муниципальным учреждением "Отдел образования Администрации Чаинского района Томской области.
Согласно п.2.1 Положения, утвержденного решением думы Чаинского района от 27.12.2007 г. N 166 муниципальное учреждение " Отдел опеки и попечительства администрации Чаинского района Томской области" наделено отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Чаинского района.
В силу п. 1 ст.121 СК РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей, и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 СК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Меры социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно ст.1, 6 данного закона "дети, оставшиеся без попечения родителей,- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке". "Опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет". "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно ст.11 Федерального закона " О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 г. вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в имеющие государственную аккредитацию высшие учебные заведения для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом РФ "Об образовании", принимаются: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьёй 12 Закона Томской области "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" от 19.08.1999 г. N 28-ОЗ установлено: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение указанных категорий лиц устанавливаются Администрацией Томской области.
Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении родителями истицы являются: ФИО3 и ФИО2. Из свидетельств о смерти следует, что ФИО3 умер (дата) Согласно справке ГУ- Отдел ПФ РФ в Чаинском районе следует, что Коробейникова М. А. получает социальную пенсию в размере "данные изъяты" как ребёнок, потерявший до 18 лет одного из родителей. ФИО2 согласно справке государственного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области постоянно проживает в Тарском психоневрологическом интернате с (дата), является "данные изъяты".
В справке о составе семьи, выданной Администрацией Коломинского сельского поселения от (дата) N указано, что истица проживает по адресу: "адрес", и имеет состав семьи: ФИО1, (дата) рождения ( сестра).
Из справок МБОУ "Новоколоминская средняя общеобразовательная школа" от (дата) N-с и N следует, что Коробейникова М.А. обучается в 11 классе данной школы, за период её обучения ФИО2 приезжала в школу только один раз, когда девочка училась в 1 классе. Воспитанием Коробейникова М. А. все эти годы занималась бабушка- ФИО4.
Постановлением Главы Администрации Чаинского района Томской области от (дата) N ФИО4 назначена опекуном несовершеннолетней Коробейниковой М. А., (дата) рождения. Из свидетельств о смерти следует, что ФИО4 умерла (дата) Приказом МУ "Отдел образования Администрации Чаинского района Томской области" от (дата) N-П ФИО1 назначена попечителем несовершеннолетней Коробейниковой М. А..
Свидетель ФИО5 суду пояснила, что истица проживала у бабушки, ФИО4 с 2 летнего возраста, после её смерти попечителем Коробейниковой М.А. была назначена сестра.
Из пояснений истца и свидетеля, материалов дела следует, что отец Коробейниковой М.А. умер, мать истицы по уважительной причине не занималась ее воспитанием с 1997 г., то есть истица в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей.
Оценив приведенные доказательства в их совокупности и, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика, суд считает, что исковые требования Коробейниковой М.А. о признании ее лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Коробейниковой М. А. к Администрации Чаинского района Томской области о признании оставшейся без попечения родителей удовлетворить.
Признать Коробейникову М. А., родившуюся (дата) в "адрес", оставшейся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 1 месяца со дня составления решения в окончательной форме, через Чаинский районный суд Томской области.
Судья Затхий Л.А.
Решение вступило в законную силу 17 мая 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.