Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Савельевой Е.Н.
при секретаре Лашхия К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Логуновой "Иные данные" о признании решения начальника Управления Федеральной миграционной службы по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца незаконным, признании бездействия начальника Управления Федеральной миграционной службы по "адрес" незаконным, о признании пропуска срока ежегодного продления статуса вынужденного переселенца уважительным, обязании устранить допущенные нарушения действующего законодательства путем восстановления в статусе вынужденного переселенца,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель ФИО4 обратилась с вышеуказанным заявлением в суд, в обоснование которого указала, что на момент распада Союза Советских Социалистических Республик проживала на территории "адрес". В дальнейшем гражданство Республики Казахстан не принимала. До 1999 года она со своей семьей (дочерями - ФИО14 (в настоящее время ФИО15) Татьяной ФИО5 и ФИО1) подверглась преследованию по признаку национальной принадлежности, вследствие чего в 2000 году прибыли на территорию Российской Федерации из иностранного государства. ДД.ММ.ГГГГ заявителю и ее дочерям - ФИО7 ( ФИО15) и ФИО1 предоставлен статус вынужденных переселенцев. Дочь ФИО1 в середине 2000-х годов перестала считаться вынужденным переселенцем. Вместе с тем все время после предоставления статуса вынужденного переселенца она- ФИО4, как глава семьи вынужденных переселенцев, ежегодно (после истечения пятилетнего срока со дня предоставления статуса) занималась продлением статуса вынужденного переселенца, ежегодно собирала обязательный пакет документов и своевременно продлевала статус. В настоящее время членами семьи вынужденного переселенца являются: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8 (дочь), ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (зять), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (внучка). До 2011 года они были зарегистрированы по месту жительства в войсковой части N, дислоцированной на территории "адрес". Войсковая часть N расформирована в 2011 году, после чего она и ее дочь длительное время не могли найти жилья. В мае 2012 года жилье было найдено и они обратились в Арамильское отделение полиции ОВД "адрес" для целей регистрации по месту пребывания по новому адресу: "адрес". При этом ФИО4 была зарегистрирована по месту пребывания ДД.ММ.ГГГГ, а члены ее семьи - ФИО8 и ФИО2 - ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами сроков для продления статуса вынужденного переселенца. Только ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, как главе семьи вынужденных переселенцев, была выдана Справка N о нуждаемости в жилых помещениях на территории Арамильского городского округа (получение этого документа до регистрации по месту пребывания невозможно). Документы на продление статуса вынужденного переселенца ФИО4 поданы были только ДД.ММ.ГГГГ, то есть на следующий рабочий день после получения Справки о нуждаемости в жилых помещениях, необходимой для предоставления в соответствии с п. 21.1 Приказа Федеральной миграционной службы N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев".
Как полагает заявитель, срок для подачи документов с целью продления статуса вынужденного переселенца, был пропущен ею по уважительной причине. Обратившись с заявлением о рассмотрении вопроса восстановления срока на подачу заявления о продлении статуса вынужденного переселенца, ей было отказано по формальным основаниям, письмом УФМС по "адрес" N Л-4в/п от ДД.ММ.ГГГГ ей было об этом сообщено. Уведомление об утрате статуса вынужденного переселенца исх. N от ДД.ММ.ГГГГ, о котором упомянуто в этом Письме, ей не направлено, более того, было отказано в его выдаче.
Считает, что нарушено ее право на продление статуса вынужденного переселенца, тем самым просила решение начальника Управления Федеральной миграционной службы по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, содержащееся в невыданном ей Уведомлении об утрате статуса вынужденного переселенца, незаконным; признать бездействие начальника Управления Федеральной миграционной службы по "адрес", выразившееся в невыдаче ей текса Уведомления об утрате статуса вынужденного переселенца незаконным, восстановить срок ежегодного продления статуса вынужденного переселенца, обязать начальника Управления Федеральной миграционной службы по "адрес" устранить допущенные нарушения и восстановить заявителя в статусе вынужденного переселенца.
Заявитель, представитель заявителя - ФИО9, в судебном заседании на требованиях заявления настаивали, просили его удовлетворить. Дали пояснения, изложенные в заявлении.
Представители заинтересованного лица УФМС России по "адрес"- ФИО10, ФИО11, действующие на основании доверенностей (л.д. 36,37), в судебном заседании требования заявления не признали, в обоснование доводов представили возражение на заявление (л.д. 63-68), а также суду пояснили, что ФИО4 приобрела статус вынужденного переселенца в 2000 году, срок действия которого в последующем неоднократно продлевался до 2011 года. Вместе с тем, в 2012 году ФИО4 был прощен срок продления статуса вынужденного переселенца. Заявитель ФИО4 обращалась в УФМС России по "адрес" с заявлением о признании причины несвоевременного обращения о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца уважительной. По результатам рассмотрения заявления было вынесено решение, утвержденное начальником УФМС России по "адрес" ФИО12, из которого следует, что указанная заявителем ФИО4 причина пропуска подачи заявления о продлении статуса вынужденного переселенца признана неуважительной. Просили в удовлетвори заявления отказать.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обозрев личное дело вынужденного переселенца ФИО4, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон) вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
В силу п. 4 ст. 5 Закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривалось, ФИО4 и члены ее семьи проживали в "адрес". При этом подверглись преследованию по признаку национальной принадлежности, и в 2000 году прибыли на территорию Российской Федерации из иностранного государства. ФИО4 и членам ее семьи: ФИО14 (в настоящее время - ФИО15) Татьяне ФИО5 (дочь), ФИО1 (дочь) ДД.ММ.ГГГГ Миграционной службой "адрес" был присвоен статус вынужденных переселенцев сроком на пять лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается учетной карточкой N (л.д. 60).
ФИО4 было выдано удостоверение вынужденного переселенца (л.д. 14).
С 2005 года по ДД.ММ.ГГГГ год срок действия статуса ФИО4 и ФИО8 ежегодно продлевался по заявлениям при наличии обстоятельств, препятствующих обустройству семьи на новом месте жительства, что подтверждается уведомлениями за указанные года (л.д. 15, 16, 17, 18, 19, 20) и указанной выше учетной карточкой. ФИО1(дочь) была снята с учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с выездом в Ямало-Ненецкий АО.
Таким образом, с целью продления статуса вынужденного переселенца до ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 вправе была обратиться до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, она обратилась с заявлением в УФМС России по "адрес" только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного срока.
ДД.ММ.ГГГГ начальник УФМС России по "адрес" ФИО12, рассмотрев материалы дела вынужденного переселенца ФИО4, решил признать утратившими статус вынужденного переселенца с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и членов ее семьи ФИО8, о чем был составлен протокол N о принятии решения об утрате статуса вынужденного переселенца (л.д. 42).
ДД.ММ.ГГГГ N в адрес ФИО4 было сформировано уведомление об утрате статуса вынужденного переселенца (л.д. 43), и направлено в адрес ФИО4 (в/ч N "адрес") ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44).
Вместе с тем, ФИО4 считает, что срок подачи заявления и документов с целью продления статуса вынужденного переселенца был пропущен ею по уважительной причине. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в УФМС России по "адрес" с заявлением о пересмотре решения об утрате статуса и продления срока действия статуса вынужденного переселенца (л.д. 45-46). В обоснование заявления, ФИО4 было указано, что она и члены ее семьи проживали в воинской части N, которая была расформирована в 2011 году. Пришлось сниматься с регистрационного учета и искать новое жилье, регистрироваться по новому месту жительства. Сдав паспорта на имя ФИО4 и ФИО8 на регистрацию в паспортный стол "адрес", она не смогла своевременно их получить, так как была обнаружена какая-то техническая ошибка не по их вине. Тем самым, не имея документов на руках, ФИО4 не смогла получить справки о составе семьи и справку из Администрации об учете очередности граждан нуждающихся в жилых помещениях в Арамильском городском округе своевременно. В тоже время она получила свой паспорт с регистрацией ДД.ММ.ГГГГ, но полный пакет документов не получила, поскольку документы, необходимые для предоставления с целью продления статуса вынужденного переселенца, получаются на основании паспортов и оригиналов свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с п. 4 ст. 5 названного Закона.
Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ N 465 утвержден Административный регламент Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев (далее - Административный регламент).
Административный регламент предусматривает, что при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом на каждый последующий год. Для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца лицо не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса подает заявление, к которому прилагается ряд документов (п.20,21).
Согласно п. 23 Административного регламента заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
В силу п. 25 Административного регламента срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца, а также в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении, при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
Таким образом, статус вынужденного переселенца по своему характеру является срочным и утрачивается по истечении пятилетнего срока, если соответствующим уполномоченным органом по контролю и надзору в сфере миграции не принято решение о его продлении на каждый последующий год. При этом для продления срока действия статуса вынужденного переселенца требуется не только наличие обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, но и в обязательном порядке подача им соответствующего заявления.
Заявление подается каждым членом семьи вынужденного переселенца, достигшим 18-летнего возраста. Несовершеннолетние члены семьи вынужденного переселенца включаются в заявление одного из родителей (пункт 22 Административного регламента).
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была зарегистрирована по адресу: "адрес", в/ч N.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 выдано свидетельство N о регистрации по новому месту пребывания по адресу: "адрес" период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 выдана справка (л.д. 52) из Администрации Арамильского городского округа в том, что по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ совместно по данному адресу временно зарегистрированы: ФИО8 (дочь) и ФИО3 (внучка).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 выдана справка Администрацией Арамильского городского округа N (л.д. 53), из которой следует, что ФИО4 состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в Арамильском городском округе. Состав семьи: ФИО8 - дочь, ФИО2 - внучка.
Таким образом, судом установлено, что документы, предусмотренные п. 21 Административного регламента, необходимые для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, были действительно получены ФИО4 после ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, каких- либо уважительных причин о пропуске подачи самого заявления до ДД.ММ.ГГГГ о продлении статуса вынужденного переселенца ФИО4 не указано.
Учитывая обстоятельства, что ФИО4 установлен статус вынужденного переселенца с ДД.ММ.ГГГГ, в период с 2005 года по 2011 год, то есть на протяжении шести лет, она своевременно обращалась в уполномоченный орган с заявлением о продлении статуса, при этом последние годы направляла заявление и документы по почте в адрес УФМС России по "адрес", суд не усматривает уважительных причин, указывающих на невозможность в срок до ДД.ММ.ГГГГ лично либо по почте обратиться ФИО4 в УФМС России по "адрес" с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца.
Довод заявителя о том, что она не могла получить вовремя документы, предусмотренные п. 21 Административного регламента, поскольку они выдаются только на основании ее паспорта и членов ее семьи, так как необходимо подтвердить факт родственных отношений, а также оригиналов свидетельств о регистрации по месту пребывания, а заявление о продлении статуса вынужденного переселенца подается в УФМС России по "адрес" только одновременно с приложением документов, указанных в п. 21 Административного регламента, суд находит несостоятельным в силу того, что Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" установлен точный период времени для продления срока действия статуса вынужденного переселенца, с которым связываются юридические последствия для вынужденного переселенца, а продление такого срока независимо от времени подачи заявления означало бы признание бессрочного характера статуса вынужденного переселенца.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявитель имела возможность подать заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца сроком до ДД.ММ.ГГГГ, направив его по почте или передав заявление через доверенное лицо. Указанные обстоятельства заявителем не отрицаются. Действующее законодательство о вынужденных переселенцах не предусматривает обязанности таких лиц предоставлять одновременно вместе с заявлениями о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и документы, подтверждающие их необустроенность и нуждаемость в жилье.
Таким образом, суд отказывает в удовлетворении требований заявления о восстановлении срока ежегодного продления статуса вынужденного переселенца, обязании начальника Управления Федеральной миграционной службы по "адрес" устранить допущенные нарушения путем восстановления заявителя в статусе вынужденного переселенца. При этом суд отмечает, что в Законе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" говорится именно о продлении статуса вынужденного переселенца, а не о его возобновлении или восстановлении.
В отношении требования о признании решения начальника Управления Федеральной миграционной службы по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, содержащееся в невыданном ФИО4 Уведомлении об утрате статуса вынужденного переселенца, незаконным, и признании бездействия начальника Управления Федеральной миграционной службы по "адрес", выразившееся в невыдаче ей текса Уведомления об утрате статуса вынужденного переселенца незаконным, суд приходит к следующему.
Согласно п. 26.3 Административного регламента лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца. Решение принимается территориальным органом не позднее 7 дней после истечения срока действия статуса вынужденного переселенца.
В соответствии с п. 44 Административного регламента решение о продлении или об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца принимается руководителем территориального органа или его заместителем и оформляется протоколом произвольной формы.
Пунктом 45 Административного регламента предусмотрено, что в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца заявителю в течение пяти дней со дня принятия решения выдается под роспись, а при необходимости направляется почтой уведомление с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.
Как уже установлено судом, последним сроком для подачи заявления ФИО4 о продлении статуса вынужденного переселенца была дата - ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку заявление от ФИО4 по ДД.ММ.ГГГГ в УФМС России по "адрес" не поступило, следовательно, решение УФМС России по "адрес" об утрате статуса вынужденного переселенца должно было быть принято не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Действительно, ДД.ММ.ГГГГ в виде протокола N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42), как предусмотрено п. 44 Административного регламента, было вынесено решение об утрате ФИО4 статуса вынуждено переселенца. Уведомление об утрате статуса вынужденного переселенца от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 43) было направлено ФИО4 по последнему известному адресу: "адрес", в/ч N.
При этом суд соглашается с доводами представителей заинтересованного лица, что ФИО4 должна была проявить должную заботливость и осмотрительность в предоставлении адреса, куда можно было бы ей направлять корреспонденцию, поскольку уже ДД.ММ.ГГГГ была снята с регистрационного учета по указанному адресу. Более того, как пояснила сама заявитель и представители заинтересованного лица, о принятом решении она была уведомлена по телефону.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено оттиском штемпеля на почтовом конверте (л.д. 44), в адрес ФИО4 было направлено Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N, то есть в пределах срока, установленного п. 45 Административного регламента.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение начальника Управления Федеральной миграционной службы по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, содержащееся в невыданном ФИО4 Уведомлении об утрате статуса вынужденного переселенца, является законным и обоснованным, соответствующим требованиям Административного регламента, вынесенным и направленным в установленные срок. Нарушений прав заявителя со стороны УФМС России по "адрес" не допущено.
Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении заявления в полном объеме.
Иных требований на рассмотрение суда не заявлено.
Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198,254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования заявления Логуновой "Иные данные" о признании решения начальника Управления Федеральной миграционной службы по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Nоб отказе в продлении статуса вынужденного переселенца незаконным, признании бездействия начальника Управления Федеральной миграционной службы по "адрес" незаконным, о признании пропуска срока ежегодного продления статуса вынужденного переселенца уважительным, обязании устранить допущенные нарушения действующего законодательства путем восстановления в статусе вынужденного переселенца, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд "адрес".
Судья Савельева Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.