Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2012г.
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела N2-2615/2012
в производстве ХХ районного суда г.ХХ
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2012 года ХХ районный суд г. ХХ в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А., при секретаре Колмогоровой А.В., с участием истцов Захарова А.П., Захаровой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарова А.П., Захаровой Г.И., Тимошенко О.А. к ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о признании права на получение Государственного жилищного сертификата и возложении обязанности по включению в сводный список получателей ГЖС,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о признании права на получение Государственного жилищного сертификата и возложении обязанности по включению в сводный список получателей ГСЖ. В обоснование иска указали, что зарегистрированы и проживают по адресу: ХХ. В вышеуказанном жилом помещении проживают с ХХ г. на основании ордера NХХ от ХХ г. Они в установленном порядке были включены в список граждан на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ХХ г. NХХ и признаны нуждающимися в получении Государственного жилищного сертификата на основании ст.4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г., утвержденных Постановлением Правительства РФ от ХХ г. NХХ на состав семьи их трех человек, как подлежащие переселению из закрытого военного городка. ХХ г. Захаровым А.П. было подано соответствующее заявление о включении его и членов его семьи в состав участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, как относящихся к категории граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка, которое с приложенными материалами поступило в ХХКЭЧ района. Однако заявление своевременно рассмотрено не было, и они не были включены в формируемый сводный список получателей ГЖС. В настоящее время ХХ КЭЧ района ликвидирована путем присоединения к ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ. Все учетные дела военнослужащих, а также, получателей ГЖС были переданы в ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ. Несмотря на длительность нахождения всех необходимых документов для получения ГЖС на имя истцов в ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, они не были рассмотрены, в связи с чем они не были включены в сводный список получателей ГСЖ в ХХ г. и им до настоящего времени ГСЖ не выдан. Распоряжением Правительства РФ от ХХ г. NХХ поселок ХХ района был исключен из перечня закрытых военных городков. Исключение из перечня закрытых военных городков поселка ХХ района ХХ области не может исключить их права на получение ГЖС, так как нуждающимися в получении ГЖС они были признаны ранее, имели право на получение ГЖС, и по независящим от них причинам не смогли реализовать указанное право.
В судебном заседании истцы Захаров А.П., Захарова Г.И., дали аналогичные пояснения.
Истец Тимошенко О.А. о слушании дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, сведений об уважительности причины неявки, заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по иску своевременно в суд не представили.
В силу ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки в судебное заседание, и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.
С учетом названных норм суд считает возможным рассмотреть дело в заочном порядке, против чего истцы не возражают.
Заслушав истцов Захарова А.П., Захарову Г.И., изучив письменные доказательства и материалы дела, суд пришел к выводу об обоснованности иска по следующим основаниям.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Статья 18 Конституции Российской Федерации определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.
Согласно п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N76-ФЗ порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации.
В соответствии с п.4 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 октября 2004 г. года N522, которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений, право на получение государственного жилищного сертификата имели признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Аналогичное положение содержится в подпункте "б" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N153 с последующими изменениями и дополнениями.
Из анализа приведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
В соответствии с п.6 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N153 (далее по тексту решения - Правила), право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям, указанным в п.5 Правил, и изъявивших такое желание, и им предусмотрено предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья в размере, равном расчетной стоимости жилого помещения по социальной норме площади жилья, установленной для семей разной численности.
Подпунктом "б" п.5 Правил установлено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащее переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием субсидии, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности (утвержденному распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 г. NХХ), ХХ гарнизону, в котором проживают истцы, был присвоен статус правого режима закрытого военного городка войсковой части ХХ, расположенного в п. ХХ района Свердловской области.
Согласно п.7 Правил, из числа граждан-участников подпрограммы, указанных в пунктах "а" - "д" и "ж" п.5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получение жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан, не имеющими жилых помещений, является проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания (п.п. "б" п.8 Правил).
Судом установлено, что истцы зарегистрированы и проживают по адресу: ХХ. Вышеуказанное жилое помещение было предоставлено Захарову А.П. в ХХ года на основании ордера NХХ от ХХ г., на семью из трех человек: Захаров А.П. (истец), Захарова Г.И. (истец), Тимошенко О.А. (истец).
Захаров А.П., Захарова Г.И., Тимошенко О.А. в установленным порядком были включены в список граждан на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ХХ г. NХХ, и признаны нуждающимися в получении Государственного жилищного сертификата на основании ст.4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г., утвержденных Постановлением Правительства РФ от ХХ г. NХХ, на состав семьи их трех человек как подлежащие переселению из закрытого военного городка.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ХХгода NХХ КЭЧ районов, в том числе и ХХ КЭЧ района, реорганизованы путем присоединения к ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ХХ г. Захаровым А.П. было подано соответствующее заявление о включении его и членов его семьи в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ХХ г. NХХ, как относящихся к категории граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка.
В течение длительного времени в нарушение действующего законодательства заявление истцов не было рассмотрено, в связи с чем они не были включены в сводный список получателей ГЖС в ХХ году и до настоящее времени им не выдан государственный жилищный сертификат.
Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:
а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;
б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;
в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
На основании п.18 Правил выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба), каковым является Министерство обороны Российской федерации.
Согласно п.п. 19, 21 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п.5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением подтверждающих документов. Органы исполнительной власти организуют работу по проверке документов, и по результатам проверки принимается решение о признании либо от отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
В соответствии с п.п.27, 28, 32, 32 Правил Федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год. Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год, и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 01 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Министром обороны РФ приказом от 10.06.2006 г. N215 утвержден Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов
Суд пришел к выводу, что истцы имеют право на участие в указанной подпрограмме, поскольку они относятся в категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ХХ года NХХ поселок ХХ района ХХобласти был исключен из перечня закрытых военных городков.
Исключение пос.ХХХ из перечня закрытых военных городков не может лишить истцов права на получение государственного жилищного сертификата, так как нуждающимися в получении ГЖС они были признаны ранее, о чем представлено соответствующее решение N ХХ от ХХ г. жилищной комиссии войсковой части N ХХ, имели право на получение ГЖС, и по независящим от них причинам не смогли реализовать указанное право.
Приказом МО РФ от ХХ года NХХ определен Департамент жилищного обеспечения МО РФ уполномоченным органом МО РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ, и установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, в том числе ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
В соответствии с Уставом ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, к видам деятельности его отнесено, помимо прочего: представление в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ заявок на получение государственных жилищных сертификатов военнослужащими и гражданами, изъявившими желание переселиться из закрытых военных городков; формирование списков и учетных дел получателей ГСЖ, представление их в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ; выдача получаемых из Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ ГЖС их владельцам.
При указанных обстоятельствах надлежит возложить обязанность по включению истцов в сводный список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, на ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, как уполномоченный орган.
В связи с тем, что Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N153, надлежит признать право истцов на включение в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, с обязанием ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ включить истцов в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата. Руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235, 237 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Захарова А.П., Захаровой Г. И., Тимошенко О.А. к ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о признании права на получение ГСЖ и возложении обязанности по включению в сводный список получателей ГСЖ, удовлетворить.
Признать за Захаровым А.П., Захаровой Г.И., Тимошенко О.А. право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Обязать ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации включить Захарова А.П., Захарову Г. И., Тимошенко О.А. в сводный список получателей государственного жилищного сертификата.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Бабкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.