Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего: Назаренко Н.И.
При секретаре: Чеботаревой В.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Харченко А.И. к Администрации муниципального образования Гулькевичский район об оспаривании постановления N 1211 от 11 ноября 2010 года
УСТАНОВИЛ:
Харченко А.И. просит признать не соответствующим закону постановление администрации МО Гулькевичский район N 1211 от 11 ноября 2010 года об его исключении из льготного списка инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях и обязать восстановить его в льготной очереди.
Свои требования Харченко А.И. обосновывает тем, что он является инвалидом 1 группы с детского возраста, парализован в следствие перелома шейных позвонков, недвижим и нуждается в постоянном постороннем уходе. Его семья состоит из трех человек: он, мать, Харченко О.В., и старая бабушка. Семья проживает в старой хате, состоящей из двух комнат, общей площадью 27,2 кв. метров, в данном жилье нет водопровода, канализации, отсутствует ванная. 21 марта 2008 года Постановлением Главы Администрации Муниципального образования Гулькевичский район за N 446 он был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, внесен в общий список и в список граждан, обеспечение которых жилыми помещениями относится к расходным обязательствам Российской Федерации по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов". В течении двух лет семи месяцев он стоял на учете в льготной очереди, а 11.11.2010 года Постановлением Главы Администрации Муниципального образования Гулькевичский район за N 1211 он исключен из льготного списка. Исключение его из льготной очереди инвалидов, Администрация обосновывает тем, что он стал на учет после 1-го января 2005 года, а ФЗ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ гласит, что только вставшие на учет до 1 января 2005 года, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета". Он считает, Постановление администрации незаконным. Администрация, согласно действующему в то время законодательству, 18 февраля 2008 года в поставила его на учет в общем списке за N и отдельном списке по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов" за N 27 в соответствии со ст. 17 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", а 11.11.2010 года, спустя 2 года 7 месяцев по надуманным мотивам он был снят с льготной очереди. Он является недвижимым парализованным инвалидом 1 группы и совсем недавно узнал, что за защитой своих нарушенных прав он имеет право обратиться в суд, ему также разъяснили, что по вопросу оспаривания Постановления Администрации муниципального образования Гулькевичский район он должен был обратиться в судебные органы в течении 3-х месяцев, а до этого он не знал и поэтому он вовремя не обратился в суд. Его замучила болезнь, ему 27 лет и вот уже 10 лет он лежит парализованный в старой хате без удобств. Он просит восстановить ему срок для обращения в суд.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Харченко О.В. полностью поддержала требования сына и добавила, что Харченко А.И. ее сын, он является инвалидом 1 группы. Проживают они в "адрес". Данное домовладение принадлежит ей. В доме две жилых комнаты и веранда. Вода и туалет находятся на улице. Есть ванная в помещении кухни во дворе. Харченко А.И. не передвигается, они его переносят, иногда катают на коляске по дому. Она уже на протяжении 10 лет обтирает сына тряпочками, т.к. она не может перенести его в кухню, чтобы полмыть. Он был поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении как инвалид. Сын писал в различные инстанции по вопросу улучшения жилищных условий, и в результате к нему домой приехали сотрудники администрации района, сами собрали все документы, справки и поставили на учет в общей и льготной очереди. Сняли с очереди, т.к. сказали, что не подлежит финансированию за счет федерального бюджета, т.к. стал на очередь после 1.01.2005 года.
Представитель администрации МО Гулькевичский район Бугаева А.Г. исковые требования не признала и пояснила, что Постановлением главы МО Гулькевичский район от 21 марта 2008 года N 446 "О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Харченко А.И." он принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, внесен в единый общий список и в список граждан, обеспечение жилыми помещениями которых, относится к расходным обязательствам Российской Федерации по категории "Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов". В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 года N 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан отдельных категорий федеральной, совместной и краевой подведомственности, указанных в данном законе. Полномочиями по ведению учета граждан категории "Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов", определенные федеральными нормативными правовыми актами, которым государственная финансовая поддержка по обеспечению жильем предоставляется за счет средств федерального бюджета органами государственной власти РФ или уполномоченными ими организациями, органы местного самоуправления муниципальных районов не наделены. В соответствии со статьей 17 ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ. ЖК РФ предусматривает только одну форму обеспечения граждан жилыми помещениями - предоставление жилых помещений по договорам социального найма. По общему правилу по договорам социального найма предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", ст. ст. 15, 50 ФЗ от 16 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", статьей 17 ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", принимая во внимание письмо Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края N 70-670/10-10/05 от 19 февраля 2010 года, постановлением администрации МО Гулькевичский район от 11 ноября 2010 года N 1211 "Об исключении Харченко А.И. из льготного списка инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" истец снят с учета, в качестве нуждающихся в жилых помещениях с исключением из льготного списка инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Представитель департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в судебное заседание не прибыл, в представленном отзыве департамент исковые требования считает не обоснованными, по основаниям, изложенным представителем администрации МО Гулькевичский район, добавив, что согласно ст. 16 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" координация деятельности органов местного самоуправления по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом исполнительной власти Краснодарского края в области жилищно-коммунального хозяйства. Департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в письме от 19 февраля 2010 года N 70-670/10-10/05 на имя исполняющего обязанности главы муниципального образования Гулькевичский район указал на необходимость устранения вышеуказанного нарушения действующего законодательства. В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" граждане отдельных категорий снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением главы местной администрации (главы муниципального образования) в случаях, установленных статьей 55 и пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, дающих им право на обеспечение жильем за счет бюджетных средств. Пункт 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в качестве основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусматривает неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 11 ноября 2010 года N 1211 на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ Харченко А.И. был снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по отдельной категории "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов".
Представитель департамента социальной защиты населения Краснодарского края в судебное заседание также не прибыл, в представленных возражениях сообщил, что в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных, условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном субъектами РФ. Законом Краснодарского края от 28 июля 2006 года N 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий" на приобретение жилого помещения в собственность предоставляется социальная выплата. Порядок предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению их жильем утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 года N 808. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ. Вопросы постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Харченко А.И. подлежат удовлетворению.
Часть 1 ст. 254 ГПК РФ предусматривает, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела следует, что Харченко А.И., 1985 года рождения, является инвалидом с детства 1 группы, бессрочно с третьей степенью ограничения к трудовой деятельности, что подтверждается правкой серии N. Из документов следует, что впервые первая группа инвалидности ему была установлена 15 октября 2002 года. Харченко А.И. не трудоспособен во всех видах деятельности, нуждается в постоянном постороннем уходе, как указано в постановлении главы МО Гулькевичский район от ДД.ММ.ГГГГ N об установлении патронажа над дееспособным Харченко А.И.
Харченко А.И. зарегистрирован и проживает в доме своей матери, Харченко О.В., в "адрес", собственного жилья не имеет, что подтверждается сообщением Управления ФСП от 11.02.2008 года.
18 февраля 2008 года Харченко А.И. обратился в администрацию МО Гулькевичский район с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" и представил все необходимые документы.
Постановлением главы администрации МО Гулькевичский район от 21 марта 2008 года N 446 Харченко А.И. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с датой 18 февраля 2008 года, в едином общем списке его порядковый номер 369, в списке по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" его порядковый номер 27.
11 ноября 2010 года Постановлением администрации МО Гулькевичский район N 1211 Харченко А.И. снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с исключением из льготного списка инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов по тем основаниям, что он был принят на учет после 1 января 2005 года, и должен обеспечиваться жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Харченко А.И. оспаривает указанное выше постановление, как нарушающее его жилищные права. Им пропущен предусмотренный ст. 256 ГПК РФ срок для подачи заявления, однако, учитывая, что истец является инвалидом 1 группы, прикован к постели, передвигаться не может, суд считает, что этот срок ему должен быть восстановлен.
Как видно из представленных суду документов, Харченко принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "инвалиды и семьи детей, имеющих детей - инвалидов" на основании ст. 17 ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в РФ".
Из заключения по жилищному вопросу от 14 марта 2008 года, которое было дано при постановке Харченко А.И. на учет, следует, что дата возникновения права у Харченко А.И. на внесение в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов - 16 октября 2002 года (основание - справка N от ДД.ММ.ГГГГ), т.е. при принятии его на учет, было учтено временя возникновения у него такого права.
Стать на учет до 1 января 2005 года в качестве нуждающегося в жилых помещениях Харченко А.И. не мог в силу своего физического состояния, он инвалид 1 группы, прикован к постели, не может передвигаться, за ним требуется постоянный посторонний уход.
В судебном заседании представитель истца, Харченко пояснила, что сын писал в различные инстанции по вопросу улучшения жилищных условий, и в результате к нему домой приехали из администрации района, сами собрали все документы и поставили на учет.
В связи с внесением изменений в ст. 17 ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в которой изложено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ, 31 декабря 2008 года глава МО Гулькевичский район принял Постановление N 2627, согласно которому были переданы в администрации городских и сельских поселений Гулькевичского района регистрационные документы и учетные дела граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и учетные дела граждан, снятых с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Учетное дело Харченко А.И. не было передано в администрацию Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района и он продолжал состоять на учете в администрации МО Гулькевичский район по категории "инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" до 11 ноября 2010 года.
В Постановлении от 11 ноября 2010 года о снятии Харченко А.И. с учета, в постановляющей части указано, что отделу коммунального хозяйства и благоустройства управления по строительству, транспорту, коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО Гулькевичский район передать копию учетного дела N 1307 (дело Харченко А.И.) в администрацию Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района по подведомственности.
Однако, дело Харченко А.И. вновь в администрацию Гулькевичского городского поселения передано не было. Как пояснила представитель администрации МО Гулькевичский район Бугаева А.Г., дело Харченко А.И. не было принято Администрацией Гулькевичского городского поселения, поскольку он не был признан малоимущим, однако, никаких документов, подтверждающих данное пояснение, суду не было предоставлено.
Харченко А.И. не было сообщено о необходимости стать на очередь в администрации Гулькевичского городского поселения, и не был разъяснен порядок постановки на учет.
В результате по вине администрации МО Гулькевичский район инвалид 1 группы, прикованный к постели, не имеющий возможности защитить свои права в силу своей болезни Харченко А.И. был лишен возможности состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях более трех лет.
Актом обследования (осмотра) жилищных условий Харченко А.И. межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда на территории Гулькевичского городского поселения от 29 февраля 2012 года, существующие жилищные условия инвалида Харченко А.И. признаны неудовлетворительными.
Как пояснила его мать, он не имеет возможности на протяжении 10 лет искупаться, поскольку в доме нет ни ванной комнаты, ни воды, ни туалета.
Суд приходит к выводу, что постановлением администрации МО Гулькевичский район от ДД.ММ.ГГГГ N, которым инвалида 1 группы Харченко А.И. исключен из списка нуждающихся в жилых помещениях по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов", грубо нарушены его жилищные права, в связи с чем, постановление должны быть признано не соответствующим закону, а Харченко А.И. - восстановлению в льготном списке нуждающихся в жилых помещениях по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" под тем же номером.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Признать не соответствующим закону постановление Администрации муниципального образования Гулькевичский район от 11 ноября 2010 года N 1211 "Об исключении Харченко А.И. из льготного списка инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Обязать Администрацию муниципального образования Гулькевичский район восстановить Харченко А.И. в льготном списке нуждающихся в жилых помещения по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" под тем же номером.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Гулькевичский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.