Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Беловой С.В.,
при секретаре Ширшовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Малого Р. В. к Балахнинскому отделению Нижегородского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" об обязании сделать документы на дом в той форме, которая требуется, в счет прошлой оплаты,
УСТАНОВИЛ:
Малый Р.В. обратился в суд к Балахнинскому отделению Нижегородского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" с исковым заявлением об обязании ответчика сделать документы на дом в той форме, которая требуется, в счет прошлой оплаты.
В судебном заседании Малый Р.В. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что с "дата" он начал оформлять свой дом, сдал в БТИ документы, сотрудник БТИ объяснил ему, что необходимо приобрести землю в собственность. "дата" он получил документы на землю, "дата" ему выдали на руки технический паспорт, полученные документы он сдал в кадастровую палату, "дата" он получил решение об отказе, мотивированный тем, что он должен предоставить технический план.
Представитель Балахнинского отделения Нижегородского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Гаранин В.Н., действующий на основании доверенности, с заявлением Малого Р.В. не согласился, суду пояснил, что "дата" была принята заявка от заказчика Малого Р.В. для подготовки технической документации для регистрации изменений строения, находящегося на земельном участке по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м., дом построен в "дата" году, к нему сделан пристрой, в результате чего площадь строения увеличилась до "данные изъяты" кв.м.
В БТИ Малому Р.В. указали, что реконструкция строения произведена с нарушением градостроительного законодательства (без оформления разрешения на реконструкцию), и предложили оформить земельный участок, что позволит оформить документацию на изменения строения. Из ФГБУ "Нижегородская кадастровая палата" были получены сведения в виде реестра объектов капитального строительства различные по площади и году постройки.
"дата" Малый Р.В. получил свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, оплатил квитанции и договорился о дате обследования объекта. "дата" строение было обследовано техником, "дата" был составлен технический паспорт, "дата" заказчик его получил, расписавшись в журнале выдачи документов.
С "дата" в РФ введен новый порядок постановки на учет объектов капитального строительства кадастровой палатой и для этого необходим новый пакет документов - "Технический план", в состав которого входят геодезические работы, определяющие координаты характерных точек объекта, эти работы отделение выполняет в соответствии с заявками от населения по установленным тарифам. По заявлению Малого Р.В. работа выполнена в полном объеме, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Причина отказа ФГБУ "ЗКП" в постановке на учет ему не непонятна.
Представитель третьего лица - филиала Федерального Государственного Бюджетного Учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области" просит рассмотреть дело без его участия, в отзыве на исковое заявление указал, что для государственного учета объекта капитального строительства собственнику учета необходимо подать заявление о государственном учете изменений объекта недвижимости, представив технический план здания.
Заслушав объяснение сторон, проверив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.5 ст.19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
В силу п.6 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921, техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства. Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.
Согласно п.7 Положения, по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
В силу действующего законодательства технический паспорт представляет собой результат технической работы по осмотру и измерению объекта, его техническим описанием. Он является документов, содержащим учетно-оценочные данные инвентаризации, предназначен для информационного обеспечения компетентных органов, контроля в сфере градостроительной деятельности или статистического учета.
Пунктом 10 указанного выше Положения закреплено, что проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.
На основании части 2.2 статьи 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) устанавливаются правила осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты учета) в переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета указанных объектов учета, в том числе: порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, государственный учет которых осуществлен в переходный период, с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащих эти сведения документов. (Приказ Министерства Экономического Развития РФ от 14.10.2011 года N 577 "О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства- далее приказ N 577)
Согласно п.5 приказа N 577 государственным учетом объектов учета признаются действия по внесению в Единый государственный реестр сведений об объектах учета, которые подтверждают существование таких объектов с характеристиками, позволяющими определить соответствующий объект учета в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта учета), указанными в пункте 13 Порядка, или подтверждают прекращение существования такого объекта учета, а также иных предусмотренных Порядком сведений об объектах учета, указанных в пункте 14 Порядка.
В соответствии с п.3 Приказа N 577 в течение трех месяцев с даты введения в действие порядка учета для осуществления государственного учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства вместо технического плана, предусмотренного подпунктом 1 пункта 21 порядка, заявитель вправе представить технический паспорт, выданный в установленном законодательством порядке.
С 1 января 2012 года на основании п.2 Приказа N 577 на территории Нижегородской области Порядок учета введен в действие.
По делу установлено: согласно свидетельству о государственной регистрации права от "дата" Малый Р.В. является собственником жилого дома площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи от "дата" (л.д.41); согласно свидетельству о государственной регистрации права от "дата" Малый Р.В. является собственником земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи от "дата" (л.д.42).
"дата" Малый Р.В. обратился с заявлением N в Балахнинское отделение Нижегородского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" о подготовке технической документации - электронной версии технического паспорта, копии плана земельного участка, кадастрового паспорта. Проводимые работы включали обследование объекта по адресу заказчика: "адрес" (л.д.59).
На обращение Балахнинского отделения ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от "дата" N в ФБУ "Кадастровая палата" по Нижегородской области представлены сведения в виде реестра объектов капитального строительства по адресу: "адрес", с кадастровым номером N общей площадью объекта "данные изъяты" кв.м., годом застройки "дата", инвентарным номером N (л.д.17-18).
"дата" Малый Р.В. оплатил "данные изъяты" по квитанции (аванс N) Нижегородскому филиалу ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" (л.д.7), "дата" был осуществлен выход техника для обследования строения заказчика Малого Р.В. (л.д.59), технический паспорт на объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес", составлен по состоянию на "дата" (л.д.64-71).
"дата" Малый Р.В. оплатил по квитанции "данные изъяты". Нижегородскому филиалу ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по заказу (доплата N) и получил кадастровый паспорт, копию плана земельного участка, электронную версию технического паспорта, о чем расписался в журнале выдачи документов (л.д.8,48).
Работы по заявлению от "дата" выполнены в полном объеме, данные обстоятельства стороны в судебном заседании не оспаривали.
В решении филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области" об отказе в осуществлении государственного учета объекта капитального строительства от "дата" указано, что в ЕГР имеется объект недвижимости по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, инвентарным номером N состоит на государственном учете объект недвижимого имущества - жилой дом общей площадью "данные изъяты" кв.м., год застройки "дата" и содержатся сведения об объекте недвижимости по адресу: "адрес", - жилой дом N общей площадью "данные изъяты" кв.м, год застройки "дата", инвентарный номер N, которому присвоен кадастровый номер N.
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области" выявил, что заявление о государственном учете или необходимые для государственного учета документы по форме либо по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (л.д.6).
Данные обстоятельства подтверждаются копиями заявления Малого Р.В. от "дата" (л.д.59), приложения N к письму N от "дата" (л.д.17-19), выписки журнала выдачи документов (л.д.48), технического паспорта (л.д.23-30), решения филиала ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по НО от "дата" N (л.д.6), письма филиала ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по НО от "дата" N (л.д.43-45), свидетельств о государственной регистрации права от "дата" и "дата" (л.д.41-42), договора от "дата" (л.д.36-38), договора купли-продажи жилого дома от "дата" (л.д.39-40), квитанций (л.д.7-8).
Доводы Малого Р.В. о том, что ответчик должен выдать ему технический план, суд не принимает во внимание, так как истец не обращался в Балахнинское отделение Нижегородского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" с указанным заявлением.
Кроме того, в переходный период введения в действие порядка учета зданий, не исключалась возможность изготовления технического паспорта, а собственнику объекта учета ничто не препятствовало обратиться с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости, предоставив для этого технический план объекта.
Заявителю Малому Р.В. в рамках заявленных требований надлежало представить доказательства нарушения организацией, осуществляющей полномочия по государственному техническому учету и инвентаризации, его прав либо охраняемых законом интересов, однако в нарушение 56 ГПК РФ указанные доказательства заявителем не представлены, при этом представителем Балахнинского отделения Нижегородского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" представлены доказательства того, что их действия и проводимые работы не противоречат действующему законодательству, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных требований.
При наличии таких данных, исковые требования Малого Р.В. подлежат отклонению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Малого Р. В. к Балахнинскому отделению Нижегородского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" об обязании сделать документы на дом в той форме, которая требуется, в счет прошлой оплаты - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Балахнинский городской суд.
Судья: С.В.Белова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.