Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Блохиной С.П., при секретаре Швецовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сазиной Г.В. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ городского округа г. Бор Нижегородской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ
ДД.ММ.ГГГГ Сазина Г.В. обратилась в УПФ РФ городского округа г. Бор с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по подп. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", поскольку более 10 лет трудилась на судах речного флота в периоды навигации судов, в должностях повара, зав. производством ресторана Горьковской конторы судовых ресторанов, (ОАО "Волга -Ресторан -Сервис", ООО "Волга -Ресторан -Сервис), а также в ООО "Компания речного туризма Волжского пароходства" Московский вокзал, ООО "Водоходъ".
УПФ РФ городского округа г. Бор отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии, посчитав, что работа в ресторанах судов не дает права на назначение указанной пенсии.
Однако истец считает, что работа в занимаемых ею должностях повара, зав. производством ресторана, работающих на судне в период навигации, относится к плавсоставу, соответственно периоды ее работы на судах речного флота в периоды навигаций: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности повара т/х Черняховский", т/х "Фрунзе", т/х "М.Горький", т/х "Чернышевский"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зав. производством ресторана т/х "Ильич"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зав. производством ресторана т/х "Сергей Кучкин"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зав. производством ресторана т/х "Принцесса Анабелла" должны быть зачтены в ее специальный стаж, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии. При этом, истец просит периоды работы в навигациях ДД.ММ.ГГГГ. зачесть в ее специальный стаж в льготном исчислении, за год работы каждый навигационный период, поскольку периоды навигаций в указанные годы, по мнению истца, ею отработаны полностью. Периоды навигаций ДД.ММ.ГГГГ, истец просит зачесть в ее специальный стаж по фактической продолжительности навигационных периодов, (уточненный иск от ДД.ММ.ГГГГ)
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ городского округа г. Бор Мухина А.В. иск Сазиной Г.В. не признала, поддержав позицию ПФ, изложенную в письме об отказе в назначении пенсии, (л.д. 7-8).
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подп. 9 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет в плавсоставе на судах речного флота, (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Согласно записей в трудовой книжке истца, Сазина Г.В. работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- поваром т/х Черняховский" т/х "Фрунзе", т/х "М.Горький", т/х "Чернышевский"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-зав. производством ресторана т/х "Принцесса Анабелла"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зав. производством ресторана т/х "Ильич"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зав. производством ресторана т/х "Сергей Кучкин", (л.д. 12-21).
Данные суда не относились к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, а также судам пригородного и внутригородского сообщения, (справки СК "Волжское пароходство" N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ2 г. л.д.9. 37, справка СК "Волжское пароходство" N от ДД.ММ.ГГГГ, справка N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Белата Шиппинг Москоу").
Для решения вопроса о досрочном назначении трудовой пенсии не имеет значение должность и трудовая функция работника плавсостава, как следует из подп. 9 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Довод УПФ РФ городского округа г. Бор, о том, что в плавсостав входят, как правило, лица, состоящие в штате экипажа судна, а должности, которые занимала истец, не входят в состав экипажа судна, суд находит не обоснованным, поскольку под плавсоставом следует понимать не только экипаж судна.
Так согласно Приказа Минздрава СССР от 6.09.1989 г. N 511 " Об улучшении организации медико- санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства, к прочему плавсоставу
(группа VIII) относятся в том числе работники пищеблоков и судовых ресторанов: кладовщики, директора, заведующие производством, официантки, повара, буфетчики, посудомойщики, бармены и др.
Согласно СанПиН 2.5.2-703-98, (Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания), утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. N 16, экипаж судна - лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров, (1.2.21);
рядовой состав - члены экипажа, не входящие в состав администрации судна: матросы, мотористы, электрики, радисты, повара, проводники, официанты, буфетчики, (1.2.23).
Согласно Устава службы на судах Министрества речного флота РСФСР, утвержденного Приказом Министерства речного флота РСФСР от 30 марта 1982 г. N 30, судовой врач (фельдшер), персонал ресторанов, и другие работники, не входят в штат экипажа судна, при этом медицинские работники, работающие на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, относятся к плавсоставу и имеют право да досрочное назначение пенсии в соответствии с п. "и" ст. 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", (подп. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ") на основании письма Министерства труда от 20.10.92 г. N 2012-РБ и письма заместителя Министра здравоохранения РФ и Председателя ЦК профсоюза работников здравоохранения от 4.11.92 г.
Исходя из изложенного, должности повара и заведующего производством судовых ресторанов на судах речного флота, относятся к плавсоставу судна.
Как работнику плавсостава Сазиной Г.В. предоставлялись межнавигационные отпуска, что подтверждается справками ООО "Волга-Ресторан-Сервис" N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26,31-33).
Как указывалось выше, Сазина Г.В. осуществляла работу на судах речного флота в периоды навигаций судов.
Навигация - это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте.
На основании Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ условия плавания судов по внутренним водным путям устанавливается бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.
В связи с чем, ежегодно государственные бассейновые управления водных путей издают соответствующие приказы об открытии (весной) и закрытии (осенью) навигации на определенных участках бассейнов рек.
В соответствии с пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27,28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002г., периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
Аналогичное положение содержится и в ст. 12 ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ" и содержалось в ст. 94 Закона " О государственных пенсиях в РСФСР".
Таким образом, только работа в навигации дает право на льготное исчисление стажа работы в плавсоставе, т.е. полностью отработанная навигация исчисляется за год работы.
Если навигационный период отработан не полностью, при подсчете стажа на соответствующих видах работ, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, периоды таких работ, выполняемых постоянно в течение полного рабочего дня, исчисляются в календарном порядке по его фактической продолжительности, т.е. учитывается вся работа на судне в должности плавсостава, включая очередные отпуска и периоды отгулов.
Вместе с тем, по причинам, не зависящим от работника, как правило, начало и окончание навигации, установленной бассейновым управлением водных путей, не совпадают с датой выхода судна в рейс и датой возвращения его по завершении работ в порт приписки. Например, в связи с тем, что не все суда одновременно могут выйти в рейс, издаются приказы о вводе конкретных судов в эксплуатацию, в которых указываются разные даты их выхода в рейс, и приказы о подготовке судов к отстою, в соответствии с которыми суда могут возвращаться в порт на 5-10 дней раньше закрытия навигации.
Ранее действующее законодательство не содержало четкого понятия полного навигационного периода, который необходимо отработать лицу, относящемуся к плавсоставу, чтобы такой период исчислялся за полный год работы.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ, (статья 293 в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), сезонными работами признаются работы, которые в силу климатических и иных природных явлений выполняются в течение определенного периода (сезона). Максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства.
17.06.2009 года Профсоюз работников водного транспорта РФ и Росморречфлот заключили Федеральное отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2009-2012 годы. Согласно п. 5.2. указанного соглашения, под работой в течение полного навигационного периода понимается выполнение работы в качестве плавсостава в течение не менее 180 календарных дней при эксплуатации судов в условиях неограниченного периода навигации и не менее 80 процентов официальной продолжительности навигационного периода, определенного в установленном порядке на отдельных участках соответствующих бассейнов, при эксплуатации судов в условиях ограниченного периода навигации".
Суд считает, что положения указанного межотраслевого соглашения можно распространить на периоды работы истца, предшествующие принятию названного соглашения, поскольку оно не ухудшает положение истца по сравнению с той позицией, которая была принята УПФ РФ по Борскому району при отказе Сазиной Г.В. в назначении пенсии в связи с работой в плавсоставе, исходя из законодательства, не определяющего четкого понятия полного навигационного периода.
Как следует из представленных доказательств, справок ООО "Волга-Ресторан-Сервис" N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, ООО "Водоход" от ДД.ММ.ГГГГ N, (в том числе расчета, представленного ответчиком), периоды навигаций, определенных в установленном законом порядке, Сазина Г.В. отработала не полностью, за исключением навигаций ДД.ММ.ГГГГ (13 лет). Данные периоды в соответствии с п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат зачету в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в льготном исчислении, то есть за 1 год работы. Остальные периоды навигаций - ДД.ММ.ГГГГ должны учитываться в специальном стаже истца по фактической продолжительности, при этом данные периоды не повлияют на дату возникновения у истца права на досрочное назначение пенсии, а в данном случае рассматривается именно этот спор.
С учетом навигационных периодов, зачтенных в специальный стаж истца в льготном исчислении, у Сазиной Г.В. на момент обращения в УПФ РФ городского округа г. Бор с заявлением о назначении пенсии досрочно, имелся стаж работы более 10 лет, дающий право на назначение пенсии по под. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ", возраста 50 лет истец достигла ДД.ММ.ГГГГ, имеет страховой стаж более 20 лет, в связи с чем исковые требования Сазиной Г.В. о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Сазиной Г.В. удовлетворить.
Зачесть в стаж Сазиной Г.В. дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота, периоды работы в должности в должности повара, заведующей производством в навигационные периоды: 1978-1979 г., 1981-1990, 1993 г. - за год работы каждый навигационный период.
Периоды работы Сазиной Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, зачесть в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота по фактической продолжительности навигационных периодов.
Признать за Сазиной Г.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Борскому району назначить Сазиной Г.В. указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке
В Нижегородский областной суд через Борский горсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Блохина С.П.
Решение не вступило в законную силу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.