Решение Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 31 мая 2012 г.
(Извлечение)
Бутурлинский районный суд Нижегородской области в составе:
судьи Зиминой Е.Е.
при секретаре Кашиной С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в р. "адрес" гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Бутурлинского муниципального района и министерству социальной политики "адрес" о признании действий министерства социальной политики "адрес" незаконными и признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
ФИО11, действуя по доверенности от имени ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Бутурлинского муниципального района, в котором просит признать действия министерства социальной политики "адрес", выразившиеся в исключении ФИО1 из списка получателей из числа принятых в органах местного самоуправления муниципальных районов "адрес" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, незаконными; признать за ФИО1 право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения как ветерана Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные требования истец мотивирует тем, что решением комиссии по жилищным вопросам администрации Уваровского сельского поселения Бутурлинского муниципального района она была признана нуждающейся в жилом помещении на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Распоряжением от 28 июля 2011 года N 59-р утвержден протокол заседания комиссии по жилищным вопросам Уваровского сельского поселения от 23.06.2011 г. N 7. Согласно ФЗ N 5 "О ветеранах от 12.01.1995 г., она является ветераном Великой Отечественной войны и, в связи с тем, что является нуждающейся в улучшении жилищных условий, обладает правом на получение меры государственной поддержки, направленной на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета. ФИО1 включена в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ N 5 "О ветеранах" от 12.01.1995 г. для получения социальной выплаты на приобретение жилья. 03 февраля 2012 года на заседании межведомственной комиссии по реализации на территории "адрес" мероприятий по обеспечению жильем ветеранов ВОВ 1941 -1945 гг. министерства социальной политики "адрес" выявлены нарушения постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Комиссия пришла к выводу, что ФИО1 обеспечена жильем более учетной нормы, неправомерно находится на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и не подлежит включению в список получателей. Однако, указанный вывод не соответствует действительности, так как она жилого помещения на праве собственности не имеет, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ N. Жилое помещение по адресу "адрес"-А "адрес", в котором она проживает, принадлежит на праве собственности ФИО3 согласно договора о безвозмездной передаче жилья в собственность в размере 1/3 доли и договора дарения в размере 2/3 доли. В указанном жилом помещении истица проживает на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, членом семьи собственника жилого помещения ФИО3 она не является, общего хозяйства с ней не ведет, нанимателем жилого помещения на основании договора социального найма не является.
В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, ее интересы представляла ФИО11 по доверенности и адвокат ФИО4 по ордеру.
Представитель истицы ФИО1 - ФИО11 исковые требования поддержала, привела доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении, просит признать действия министерства социальной политики "адрес", выразившиеся в исключении ФИО1 из списка лиц, получателей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных районов "адрес", - незаконными; признать за ФИО1 право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, как ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ
Представитель истицы ФИО1 - адвокат ФИО4 исковые требования поддержала, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика - министерства социальной политики "адрес" в судебное заседание не явился, представитель по доверенности ФИО5 просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства, подал в суд отзыв на исковое заявление ФИО1, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку согласно выписке из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ N в жилом помещении по адресу: "адрес" зарегистрированы 4 человека, в соответствии со свидетельством о госрегистрации, площадь жилого помещения составляет 77,8 кв.м., на ФИО1 приходится 77,8 : 4 = 19,45 кв.м. Таким образом, уровень обеспеченности ФИО1 жилым помещением превышает учетную норму для постановки на учет в качестве нуждающейся в "адрес".
Представитель ответчика - администрации Бутурлинского муниципального района в судебное заседание не явился, представитель Администрации по доверенности ФИО6 подала заявление, в котором указала, что администрация района не возражает против удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований.
Дело рассмотрено в отсутствие истицы ФИО1 и представителей ответчиков - министерства социальной политики "адрес" и администрации Бутурлинского муниципального района.
Представитель третьего лица, администрации Уваровского сельского поселения Бутурлинского муниципального района - глава администрации ФИО7 исковые требования ФИО1 поддержала и пояснила, что ФИО11, действующая в интересах ФИО1, подала в администрацию Уваровского сельского поселения заявление о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Изучив пакет документов, комиссия по жилищным вопросам администрации Уваровского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ приняла решение о признании ФИО1 нуждающейся в жилом помещении на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Но ФИО1 министерством социальной политики "адрес" не была включена в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения социальной выплаты на приобретение жилья. Считает данное решение необоснованным, поскольку ФИО1 собственного жилья не имеет, живет в жилом помещении по договору найма у внучки ФИО3, где у нее имеется отдельная комната, общего хозяйства с ФИО3 ФИО1 не ведет, членом семьи ФИО3 не является.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что согласно решения комиссии по жилищным вопросам администрации Уваровского сельского поселения Бутурлинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 была признана нуждающейся в жилом помещении на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (копия протокола заседания комиссии по жилищным вопросам л.д. 26).
Распоряжением администрации Уваровского сельского поселения Бутурлинского муниципального района от 28 июля 2011 года N 59-р утвержден указанный протокол заседания комиссии по жилищным вопросам Уваровского сельского поселения от 23.06.2011 г. N 7 (копия распоряжения л.д. 28).
Согласно удостоверения серии З N (л.д. 7) ФИО1 имеет право на льготы, предусмотренные ст. 17, 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", что не оспаривается ответчиками, в том числе министерством социальной политики "адрес".
ФИО1 относится к ветеранам Великой Отечественной войны, указанным в п.п. "з" п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", - к военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входящих в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее 6 месяцев, на что указано в отзыве министерства социальной политики Нижегородской области и не оспаривается ответчиками.
Меры социальной поддержки указанной категории граждан указаны в ст. 17 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно п. 3, п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Земского Собрания Бутурлинского муниципального района N 8 от 27 февраля 2006 года "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений в Бутурлинском районе" установлена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв.м.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
ФИО1 признана нуждающейся в жилом помещении решением комиссии по жилищным вопросам администрации Уваровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, которое утверждено распоряжением администрации Уваровского сельского поселения, данные решение и распоряжение никем не оспорены, незаконными не признаны. "адрес" была проведена проверка соблюдения жилищных прав ФИО1, в ходе проверки установлено, что решение администрации Уваровского сельского поселения Бутурлинского муниципального района о принятии ФИО1, являющейся ветераном Великой Отечественной войны, на учет нуждающейся в жилом помещении, принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 собственного жилого помещения не имеет, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 13), а так же на основании показаний свидетелей ФИО3, ФИО8, ФИО9 которые в судебном заседании пояснили, что ранее ФИО1 имела свой дом в "адрес", но он стал ветхим, пришел в негодность и разрушился около 20 лет назад, с того времени она проживает в доме ФИО3, а так же периодически гостит у своих дочерей.
ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено выпиской из лицевого счета и выпиской из домовой книги (л.д. 24, 25).
Жилой дом по адресу: "адрес" принадлежит на праве собственности ФИО3 (копия свидетельства о государственной регистрации права л.д. 19).
Право собственности на данный дом у ФИО3 возникло на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность - 1\3 доля в праве и на основании договора дарения 2\3 доли в праве собственности на данный дом ФИО11 (копия договора приватизации л.д. 11-12, копия договора дарения л.д. 18). Свою долю в праве собственности на жилой "адрес" в "адрес" ФИО11 унаследовала после смерти мужа (копия свидетельства о праве на наследство по закону л.д. 14).
Между ФИО3 и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма жилого помещения по адресу: "адрес" (копия договора л.д. 20), ФИО1 проживает в специально выделенной для нее комнате, что установлено на основании пояснения указанных выше свидетелей и пояснений третьего лица ФИО7
В судебном заседании установлено, что ФИО1 общего хозяйства с ФИО3 не ведет, пенсию получает самостоятельно, распоряжается ею самостоятельно, готовит пищу для себя самостоятельно, в комнате имеет свой холодильник, свою посуду, вещей совместно с ФИО3 не приобретает.
Данные обстоятельства установлены на основании показаний свидетелей ФИО3, которая в судебном заседании пояснила, что ФИО1 приходится ей бабушкой, живет бабушка в отдельной комнате в ее доме, которой пользуется по договору найма. ФИО1 сама получает пенсию, тратит ее на лекарства и продукты питания, которые ей покупают по ее просьбе. Бабушка чаще всего сама готовит себе пищу, поскольку целый день находится дома, приготовленную пищу и продукты питания она хранит у себя в комнате в холодильнике, бабушка частично оплачивает коммунальные услуги: за свет и газ. Совместно с ФИО1 они какого-либо имущества не приобретали.
Свидетель ФИО8 пояснила, что ФИО1 приходится ей мамой, живет мама у внучки - ФИО3, поскольку своего жилья не имеет, ее дом разрушился, в нем она не живет около 20 лет. Зимой мама приезжала к ней погостить. В доме ФИО3 ФИО1 живет по договору найма, имеет в пользовании одну из комнат, где у нее хранятся свои вещи, своя посуда. В комнате стоит небольшой холодильник, в котором мама хранит приготовленную пищу. Пенсию мама получает сама, распоряжается ей сама, по ее просьбе ей покупают продукты питания и лекарства, ФИО1 с пенсии копит деньги на погребение. Общего хозяйства с ФИО3 и ФИО11 она не ведет, живет своей жизнью.
Свидетель ФИО9 пояснила, что ФИО1 приходится ей бабушкой, бабушка живет у своей внучки ФИО3, где снимает комнату, поскольку своего жилья не имеет, ее дом пришел в ветхое состояние и разрушился. ФИО1 свою пенсию получает сама, сама ей распоряжается, покупая продукты и лекарства. Готовит бабушка себе сама, приготовленную еду хранит в своем холодильнике в комнате, общего хозяйства с ФИО3 не ведет.
Не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, они последовательны, не противоречивы, подтверждаются совокупностью исследованных судом письменных доказательств и согласуются с пояснениями третьего лица - главы администрации Уваровского сельского поселения. Свидетели до начала допроса были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Анализируя изложенное судья находит, что ФИО1 не является членом семьи ФИО3 и не может быть признана таковой, поскольку в семейных отношениях с ФИО3 не состоит, проживает в отдельной комнате по договору найма, самостоятельно распоряжается своей пенсией, самостоятельно готовит себе пищу и хранит ее в холодильнике в своей комнате. ФИО1 имеет свои вещи, свою посуду, общих интересов с ФИО3 не имеет, общее хозяйство с ней не ведет.
Регистрация ФИО1 по месту жительства в жилом доме ФИО3 не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании ФИО1 членом семьи собственника жилого помещении - ФИО3, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судья находит, что исковые требования ФИО1 в части признания действий министерства социальной политики "адрес", выразившиеся в исключении ФИО1 из списка лиц, получателей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных районов "адрес" незаконными, подлежат удовлетворению, поскольку ФИО1 правомерно принята на учет, как нуждающаяся в жилом помещении, а следовательно как ветеран Великой Отечественной войны имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе признания права.
В связи с тем, что ФИО1 правомерно принята на учет, как нуждающаяся в жилом помещении, в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О ветеранах" имеет право на получение единовременной денежной выплаты, за ней должно быть признано право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, как ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий с 23.06.2011 г. - с первоначальной даты принятия ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Убедительных доказательств, опровергающих исковые требования ФИО1, суду не представлено.
Рассматривая исковые требования к администрации Бутурлинского муниципального района, судья находит, что фактически исковые требования к администрации Бутурлинского муниципального района не заявлены, поскольку истица просит признать действия министерства социальной политики "адрес" незаконными и признать за ней право на получение единовременной денежной выплаты, в реализации данного права было отказано так же министерством социальной политики "адрес".
Поскольку истцом исковых требований к администрации Бутурлинского муниципального района не заявлено, в удовлетворении данных исковых требований должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать действия министерства социальной политики "адрес", выразившиеся в исключении ФИО1 из списка лиц, получателей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных районов "адрес", - незаконными.
Признать за ФИО1 право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, как ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий с 23.06.2011 г.
В удовлетворении исковых требований администрации Бутурлинского муниципального района, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме, в Нижегородский областной суд, через Бутурлинский районный суд.
Судья- Е.Е. Зимина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.