Решение Вадского районного суда Нижегородской области от 19 апреля 2012 г. по делу N 2-69/12
(Извлечение)
Судья Вадского районного суда Нижегородской области Корнилова О.В.
При секретаре Каравайкиной Ю.М.
С участием Истца Куликовой С.В., представителя ответчика ОАО "МРСК Центра и Приволжья" по доверенности Коротиной Е.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-69/12 по иску Куликовой С. В. к Администрации Вадского сельсовета Вадского муниципального района Нижегородской области, ОАО "МРСК Центра и Приволжья" об устранении препятствий в пользовании квартирой,
УСТАНОВИЛ:
Куликова С.В. обратилась в суд с иском к администрации Вадского сельсовета Вадского муниципального района Нижегородской области, Филиалу "Нижновэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" об устранении препятствий в пользовании квартирой мотивируя свои требования тем, что ответчик возвел высоковольтную линию электропередач в охранной зоне в непосредственной близости от дома, в котором расположена принадлежащая ей квартира.
Определением судьи от 03 апреля 2012 года проведена замена ответчика Филиала "Нижновэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" на ОАО "МРСК Центра и Приволжья".
В судебном заседании Куликова С. В. исковые требования поддерживает, просит обязать ОАО "МРСК Центра и Приволжья" не чинить препятствия в пользовании квартирой. Способ устранения препятствий указанный в судебном заседании 10 апреля 2012 года: "Перенос ЛЭП на расстояние, установленное "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденных утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" изменила, просит обязать не чинить препятствия путем возложения обязанности не предъявлять исковые требования о выселении из квартиры либо сносе дома.
Просит обязать администрацию Вадского сельсовета Вадского муниципального района не чинить препятствия в пользовании квартирой путем возложения обязанности соблюдать градостроительные правила.
Представитель ответчика ОАО "МРСК Центра и Приволжья", на основании доверенности, Коротина Е.П. с иском не согласна.
Представитель ответчика администрации Вадского сельсовета Вадского муниципального района, на основании доверенности, Митрофанова М.А., допрошенная в судебном заседании 10 апреля 2012 года, с иском не согласна.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, дочь истца, Куликова У.Ф. в судебное заседание не явилась. С согласия сторон суд рассмотрел дело в её отсутствии.
Суд, выслушав стороны, специалиста государственного инспектора Арзамасского ТО Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Волжско-окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К.В.М., изучив материалы дела, полагает исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Согласно ст. 218 ч.1 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В судебном заседании истец Куликова С.В. пояснила, что она является собственником квартиры N в доме N по "адрес". На расстоянии менее чем предусмотрено правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, находятся ВЛ (ЛЭП 35 кв. и ЛЭП 110 кв.). Поэтому собственник ВЛ, ответчик по делу, сможет предъявить к ней требование о сносе дома из-за чего она будет вынуждена выехать из квартиры. В случае аварии, может произойти несчастный случай, поскольку дом находится в близости от ВЛ.
В судебном заседании Представитель ответчика ОАО "МРСК Центра и Приволжья", на основании доверенности, Коротина Е.П. пояснила, что воздушные линии ЛЭП 35 кв и ЛЭП 110 кв. (ВЛ) возведены в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), поскольку расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до ближайших выступающих частей дома составляют для ЛЭП 35 кв. 6-7 метров, для ЛЭП 110 кв. 11-12 метров.
Представитель ответчика администрации Вадского сельсовета Вадского муниципального района, на основании доверенности, Митрофанова М.А., допрошенная в судебном заседании 10 апреля 2012 года, пояснила, что Правила застройки территории и участков сельских населенных пунктов, утвержденные 03.03.1993 года постановлением главы администрации Вадского района Нижегородской области не содержат каких-либо требований к устройству и размещении линий электропередач, поскольку их возведение регулируется Правилами устройства электроустановок и иными нормативными актами.
Допрошенный в качестве специалиста гос. Инспектор Арзамасского ТО Волжско-Окского Управления Федеральной службы по энергетическому, технологическому и атомному надзору К.В.М. показал в суде, что высоковольтные ЛЭП 35 кв и 110 кв. возведены в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), поскольку расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до ближайших выступающих частей дома составляют для ЛЭП 35 кв. 6-7 метров, для ЛЭП 110 кв. 11-12 метров. ЛЭП 35кв и ЛЭП 110 кв находятся на совместной подвеске, т.е. у них одна опора. Поскольку специальная защита от воздействия электрического поля воздушных линий электропередач установлена Санитарными нормами и правилами защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты N 2971-84 только для ЛЭП напряжением свыше 220 кв, то неправомерно указание истца на вредное воздействие на её организм электрическим полем ЛЭП 35 кв. и ЛЭП 110 кв..
Судом установлено, что Куликова С.В. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ
24 ноября 2005 года она заключила договор о безвозмездной передаче жилья в собственность и 19 декабря 2005 года ей выдано Свидетельство о государственной регистрации права (л.д.8 т.1).
В настоящее время в квартире проживает одна. Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, дочь истца, Куликова У.Ф., временно не проживает по указанному адресу.
Согласно ч. 1 ст. 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (ст. 125 ГК РФ).
Согласно решению исполкома Вадского районного Совета народных депутатов от 22.11.84 года N 251 Арзамасским электросетям "Горэнерго" под строительство линий электропередач 220 кв. и 110 кв. с заходом на подстанцию "Бобыльская" выделены земельные участки из земель колхоза "Родина" общей площадью 1 га (л.д.25-26 т.1)
Из копии решения от 26.07.1991 года Вадского Совета народных депутатов исполнительного комитета "Об установлении границ сельских населенных пунктов и передаче их земель в ведение сельского Совета" следует, что земли колхоза " ***" были переданы в ведение Вадского сельского Совета (л.д.27т.1).
Перечень и размер земельных участков определен в Приложении.
Из показаний представителя ответчика Митрофановой М.А., согласующихся с осмотренным "Проектом установления границ сельских поселений", утвержденном председателем Вадского Совета народных депутатов, председателем колхоза " ***" и директором совхоза " ***" следует, что земельный участок у "адрес" относятся к землям населенных пунктов. Границы населенного пункта (село Вад), обозначенные на осмотренном в судебном заседании плане соответствуют границам в настоящее время.
Земельный участок под домом по адресу: "адрес" поставлен на кадастровый учет, передан в общею долевую собственность жителям дома (л.д. 26-27 т.1 кадастровый паспорт).
Земельные участки, на которых расположены ВЛ -35 кв. "Вад-Карьер" площадью 1040 кв.м. и ВЛ- 110 кв. "Бобыльская-Вад" площадью 301 кв.м. переданы ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в аренду с 29 декабря 2010 года на срок 49 лет по договору N 565 от 29.12.2010 года (л.д. 58-58-63, 57 т.1).
ВЛ-35 кв "Вад-Карьер", построенная в 1974 году, является собственностью ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и поставлена им на баланс с 01.01.1974 (л.д.66 -67 т.1 инвентарная карточка).
ВЛ-110 кв "Бобыльская-Вад", построенная в 1985 году, является собственностью ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и поставлена им на баланс с 01.01.1985 года (л.д.64 -65 т.1 инвентарная карточка).
Факт возведения обеих ВЛ и их обслуживание подтверждается как показаниями представителей ответчиков, так и копией "Журнала по монтажу железобетонных опор" на л.д. 68-71 т.1
Собственником воздушной линии электропередач 110 киловольт подстанции "Бобыльская-Вад" и воздушной линии электропередач 35 киловольт подстанции "Вад-Карьер" является ОАО "МРСК Центра и Приволжья", которая, как пояснила Коротина Е.П., является правопреемником Арзамасских электросетей "Горэнерго".
Согласно п. 4 и п.20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся: 4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; 20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Согласно ч.1 ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;
6) принятие решений о развитии застроенных территорий.
Градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч.1, п.3 ч.4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, 1. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. 4. Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: 3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.
К линейным объектам относятся линии электропередач.
Следовательно, администрация Вадского сельсовета не вправе определять для ОАО "МРСК Центра и Приволжья" правила и условия возведения ЛЭП на земельном участке, переданному ОАО "МРСК Центра и Приволжья", а равно устанавливать ограничения в их эксплуатации.
Истец Куликова С.В. не представила суду доказательств нарушения её права пользоваться квартирой ответчиком-администрацией Вадского сельсовета Вадского муниципального района. Её требования к данному ответчику: "Обязать администрацию Вадского сельсовета Вадского муниципального района не чинить препятствия в пользовании квартирой путем возложения обязанности соблюдать градостроительные правила" сформулированы не конкретно. Соблюдение действующих норм и правил в области градостроения является обязанностью физических и юридических лиц. Принятие судебного решения подтверждающего эту обязанность законом не предусмотрено.
Поэтому суд считает в иске Куликовой С.В. к администрации Вадского сельсовета Вадского муниципального района об устранении препятствий в пользовании квартирой путем возложения обязанности соблюдать градостроительные правила отказать.
Из показаний представителя администрации Вадского сельсовета Митрофаной М.А., представителя ОАО "МРСК Центра и Приволжья", Коротиной Е.П. согласующихся с представленными "Заданием на проектирование строительства ВЛ 35 кв.", ранее именованной как Вад-Анненково (Карьер), и "Техническими условиями на проектирование ВЛ 35 кв. (л.д. т.2), паспортом высоковольтной линии электропередач ВЛ 35 кв. Вад-Анненково (Карьер) (л.д. 128 -136 т.1) следует, что дом N по "адрес" был построен в 1974 году, на момент сдачи его в эксплуатацию ВЛ-35 кв "Вад-Карьер" была возведена и эксплуатировалась.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" утверждены "Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
Согласно п.1 Постановления, Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.
Согласно п.2, п.3, п. 5 Правил, в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
3. Границы охранных зон определяются в соответствии с настоящими Правилами.
5. Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.
Охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии: для ВЛ напряжением 35 кв. 15 метров, для ВЛ напряжением 110 кв.- 20 метров.
Согласно п.п. "а" п. 10 Правил, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Согласно п.2 вышеприведенного Постановления, Правила, введенные в действия 17.03.2009 года, утвержденные настоящим Постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего Постановления.
На период возведения ответчиком ЛЭП действовали "Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт" (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255) и "Правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт", утвержденные Постановлением Совмина СССР от 11.09.1972 N 667.
Аналогичное требование на получение согласия организации, эксплуатирующей линии электропередач, на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений содержались в Постановлении Совмина СССР от 11.09.1972 N 667 "Об утверждении Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт".
Правила от 11.09.1972 N 667, предусматривали установку охранных зон для охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт вдоль воздушных линий электропередачи (за исключением ответвлений к вводам в здания) в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от проекций крайних проводов на поверхность земли (при неотклоненном их положении) на 2 метра с каждой стороны (п.2 Правил).
Подпункт "а" п.4 Правил 1972 года содержал запрет на осуществление в пределах охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 вольт без письменного согласия организации, эксплуатирующей эти линии, строительные, монтажные, взрывные и поливные работы.
Согласно п.п. "а" п.4 Правил 1984 года охранные зоны электрических сетей устанавливаются: а) вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии: для линий напряжением:
35 киловольт 15 метров
110 киловольт 20 метров
Согласно п.п. "а" п.11 Правил 1984 года, в охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций) в ведении которых находятся эти сети, запрещается: а) производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений.
Вышеприведенные Правила, на которые ссылается истец в обосновании исковых требований, приняты для обеспечения сохранности ВЛ, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев. Охранная зона устанавливается в интересах собственников воздушных линий электропередач и не содержит запрета строительства ВЛ на расстоянии менее охранной зоны.
Правила предписывали необходимость получения согласия собственника ВЛ на выполнение такого вида строительных работ как возведение построек лицом, их выполняющим, а не наоборот.
В судебном заседании установлено, что первоначально в 1974 году была возведена ВЛ-35 кв "Вад-Карьер", после чего, в этом же году было выполнено строительство жилого дома N по "адрес". Следовательно получение согласия собственников квартир в жилом доме на возведение ВЛ не только не требовалось, но и не могло быть истребовано из-за отсутствия таковых. Поэтому этот довод истца в подтверждение заявленных требований суд считает несостоятельным.
"Правилами устройства электроустановок"-ПУЭ, утвержденными Государственным производственным комитетом по энергетике и электрофикации СССР, Техническим управлением по эксплуатации энергосистем в 1964-1965 годах (4 издание), действующими на дату возведения ВЛ (ЛЭП- 35 кв.) было предусмотрено, что расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ мощностью до 220 кв. при наибольшем их отклонении до ближайших выступающих частей зданий и сооружений должно быть: для ВЛ мощностью от 35 кв. до 110 кв. 4 метра (II-5-129).
"Правилами устройства электроустановок"-ПУЭ утвержденными Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979года действующими на 1985 год, было предусмотрено, что расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ мощностью до 220 кв. при наибольшем их отклонении до ближайших выступающих частей зданий и сооружений должно быть: для ВЛ мощностью от 35 кв. до 110 кв. 4 метра (п.2.5.114).
Фактически расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ до стены жилого дома N по "адрес" установленное актом от 30.03.2012 года, и не оспариваемое истцом, составляет: ВЛ 35 кв - 6,5 метров, ВЛ-110 кв.-11,5 метров (л.д. т.2)
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что обе воздушные линии электропередач были построены в соответствии с действующими Правилами устройства электроустановок.
Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 N 187 "Об утверждении глав правил устройства электроустановок" утверждена глава 2.5 "Воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кВ" раздела 2 "Правил устройства электроустановок" (ПУЭ), седьмого издания. Эта глава ведена в действие с 01 октября 2003 года.
Пункт 2.5.2 этих Правил установил, что Воздушная линия электропередачи выше 1 кВ - это устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).
Согласно п.2.5.217 этих же Правил, расстояния по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых ВЛ при неотклоненном их положении до границ земельных участков жилых и общественных зданий, до детских игровых площадок, площадок отдыха и занятий физкультурой, хозяйственных площадок или до ближайших выступающих частей жилых и общественных зданий при отсутствии земельных участков со стороны прохождения ВЛ, а также до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков должно быть не менее расстояний для охранных зон ВЛ соответствующих напряжений.
Поскольку указанный пункт Правил применяется только к вновь сооружаемым после 01 октября 2003 года ВЛ, то эта норма не может быть применена в отношении возведенных ранее спорных ВЛ.
Согласно п.1.1. "Санитарных норм и правил защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 23.02.1984 N 2971-84), защита населения от воздействия электрического поля воздушных линий электропередачи напряжением 220 кВ и ниже, удовлетворяющих требованиям Правил устройства электроустановок и Правил охраны высоковольтных электрических сетей, не требуется.
Доказательств превышения напряженности электрического поля предельно допустимых уровней истец не представила, ходатайствовать перед судом о назначении судебной экспертизы для определения уровня электромагнитного поля воздушных высоковольтных линий электропередачи и гигиенических требований к их размещению Куликова С.В. отказалась.
Доказательств для иных выводов истцом суду не представлены.
Разрешая спор и давая оценку требованиям истца к ОАО "МРСК Центра и Приволжья" об устранении препятствий в пользовании квартирой путем возложения обязанности не предъявлять исковые требования о выселении из квартиры либо сносе дома суд считает, что требование сформулированы не корректно, поскольку фактически направлены на ограничение правоспособности юридического лица. Доказательств невозможности их выполнения ОАО "МРСК Центра и Приволжья", либо их злоупотребления Куликова С.В. не представила.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Куликовой С. В. к Администрации Вадского сельсовета Вадского муниципального района Нижегородской области, ОАО "МРСК Центра и Приволжья" об устранении препятствий в пользовании квартирой отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Вадский районный суд в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В.Корнилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.