Володарский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Кочневой АС.
с участием представителя третьего лица по доверенности Карташовой В.Г.
при секретаре Салаховой Э.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казарин Н.В. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Казарин Н.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что он в 2009 году вселился в квартиру по адресу: "адрес", находившуюся в то время в закрытом военном городке и являющуюся государственной собственностью. Данную квартиру в 1981 году на основании ордера получали его родители. В настоящее время в квартире с ним зарегистрирована его мать Казарина В.Ф..
До сентября 2009 года р. "адрес" имел статус закрытого военного городка, что служило препятствующим основанием для оформления в собственность жилья. Распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2009г. "адрес" был исключен из числа закрытых городков. С заявлениями о передаче ему в собственность занимаемого жилого помещения он обратился в ИП ( "адрес") ФБУ 3 ЦНИИ МО РФ, а также в ФБУ 3 ЦНИИ МО РФ. На его заявления получены ответы, о том, что у организаций отсутствуют основания для передачи жилых помещений в собственность граждан. С подобным заявлением он обратился в Департамент имущественных отношений, на что был дан ответ, что решение данного вопроса не в их компетенции и что его заявление перенаправлено в Департамент жилищного обеспечения МО РФ. Занимаемая квартира, согласно ст.4 Закона РФ "О приватизации жилого фонда в РФ", не является квартирой, не подлежащей приватизации. С момента действия Закона РФ "О приватизации жилого фонда в РФ" в приватизации жилья он не участвовал. Считает отказ в безвозмездной передаче жилого помещения в собственность незаконным.
Истец Казарин Н.В., просит признать за ним право собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 47,4 кв.м., в том числе жилой площадью 27,5 кв.м., в порядке приватизации.
В судебное заседание истец Казарин Н.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица ФБУ "3 ЦНИИ Минобороны России" по доверенности Карташова В.Г. исковые требования не признала, показав, что в соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и закрепляется за учреждениями Минобороны России на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Жилищный фонд р. "адрес" закреплен на праве оперативного управления за ФБУ "3 ЦНИИ Минобороны России".
В соответствии со ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны РФ" Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.
Тем же указом Минобороны России наделено полномочиями осуществлять в переделах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ (пп.71 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ).
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 335 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" полномочия Министерства обороны Российской Федерации по управлению федеральным имуществом, находящимся в ведении Вооруженных сил на правах хозяйственного ведения или оперативного управления осуществляет Департамент имущественных отношения Министерства обороны Российской Федерации. Одной из функций Департамента имущественных отношений является проведение мероприятий по организации учета жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации.
Тем же приказом на Департамент имущественных отношений возложено право принятия решений о приватизации федерального имущества закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации.
Истец не обращался в вышеуказанную организацию Министерства обороны с вопросом о приватизации спорной квартиры, таким образом, факта нарушения права гражданина на приватизацию не существует, соответственно нарушен досудебный порядок обращения к ответчику. Кроме того, на основании ответа директора ДЖО МО РФ, жилой фонд "адрес" подлежит передаче в муниципальную собственность в первом квартале 2012 года. Несмотря на то, что первый квартал уже прошел, истец не обращался в администрацию с вопросом передачи в собственность занимаемого жилого помещения.
Просит исковые требования Казарин Н.В. оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по "адрес" в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, вынести решение на усмотрение суда. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Третье лицо Казарина В.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержала, подтвердив свой отказ от приватизации квартиры.
Заслушав участников процесса, изучив представленные документы в их совокупности в соответствии с требованиями ст.ст.55, 59, 60, 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования Казарин Н.В. подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 N 1541-1 (с изменениями) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Согласно ст.6 Закона Нижегородской области от 7 апреля 2004 г. N 26-З "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" (ч.1) Объектом приватизации жилого помещения в Нижегородской области может быть отдельная квартира при согласии всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет или жилое помещение в коммунальной квартире при согласии всех совместно проживающих в приватизируемой комнате (комнатах) коммунальной квартиры совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В судебном заседании установлено, что Казарин Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает в спорной квартире по адресу: "адрес". Ранее истец был зарегистрирован на территории "адрес". В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о правах Казарин Н.В. на объекты недвижимого имущества на территории "адрес". Таким образом, судом установлено, что ранее истец в приватизации не участвовал, что подтверждается сведениями о регистрации, а также Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по "адрес".
15 сентября 2009г. согласно распоряжения Правительства РФ N 1330-Р с "адрес" статус "закрытого военного городка" снят.
20 декабря 2011 года истец обратился в Департамент имущественных отношений МО РФ по вопросу о передаче в собственность ему жилого помещения, его обращение было перенаправлено с Департамент жилищного обеспечения МО РФ.
Согласно ответа Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 10 февраля 2012 года, N 197/07/2975 истцу сообщалось о передаче жилых помещений "адрес" в муниципальную собственность в 1 квартале 2012 года. Также указано, что право на приватизацию может быть реализовано после передачи жилья в муниципальную собственность, т.е. вопрос о передаче жилья в собственность в порядке приватизации не решен.
Право собственности на спорное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано, правообладателей нет, что подтверждается выпиской из архива ВФ ГП НО "Нижтехинвентаризация", справками ГП НО "Нижтехинвентаризация", уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.
Квартира является самостоятельным объектом недвижимости, находится в федеральной собственности, она не относится к числу жилых помещений, приватизация которых запрещена законом.
Зарегистрированная совместно с истцом Казарина В.Ф. от права на приватизацию указанного жилого помещения, оформив нотариально заверенное согласие.
В соответствие с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", Законом Нижегородской области "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" истец имеет право приобрести это помещение в собственность на условиях, предусмотренных указанными законами. У суда нет правовых оснований для ограничения данного права. За Казарин Н.В. следует признать право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
Доводы представителя ФБУ "3 ЦНИИ Минобороны России" о том, что истец не обращался по вопросу приватизации жилого помещения в муниципальные органы, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, судом во внимание приняты быть не могут, так как до настоящего времени жилые помещения "адрес" из федеральной собственности в муниципальную собственность не переданы. Нарушений досудебного порядка судом не установлено
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56-57, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Казарин Н.В. удовлетворить.
Признать за Казарин Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 47,4 кв.м., в том числе жилой площадью 27,5 кв.м., в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд "адрес".
Судья А.С.Кочнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.